Главные вкладки

    Комплексно-перспективный план по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Охонина Анастасия Павловна

    Материал будет полезен воспитателям старших групп

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_po_konstruirovaniyu.docx43.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексно-перспективный план по развитию конструктивной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста  (подготовительная к школе группа)

    Разработал:

    Воспитатель

    Охонина А.П.

    Дзержинск 2014г.

    Тема

    месяца

    Сроки проведения

    мероприятий

    Совместная деятельность в режимных моментах

    Здоровьесберегающие

    технологии

    Предметная среда для самостоятельной деятельности

    Взаимодействие с семьей

    Индивидуальная работа работа

    «Детский сад»

    Сентябрь

    Игровое упражнение:

    Развивающая игра «Сложи узор»

    Кубики Никитина (выкладывание узора)

    Цель: Развитие пространственного воображения, способность к мыслительным операциям, анализа и синтеза, развитие внимательности, усидчивости, зрительно-моторной координации.Задания:

    1.складывание до 10 узоров из кубиков по образцу.

    2.складывание узоров по рисунку самостоятельно

    Упражнения для нормализации тонуса мышц рук.

    «Чудо-щетка и Волшебный мяч»

    Массаж кистей и пальцев рук щеточкой. Сжимание и разжимание резиновых мячиков с шипами. Катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами.

    Упражнение для развития тонкой моторики

    «Волчок»

    Деревянный волчок раскручивается поочередно  большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.

    Дыхательное упражнение.

    «Свеча»

    Выполняется сидя на полу. Упражнение Глубокий вдох через нос, потянуться вверх всем телом (ладони сомкнуты, руки вытянуты над головой), выдохнуть с силой через рот(«задуть свечу»), наклонившись вперед , резко опустить руки перед собой , ладонями коснуться пола. Выполняется 1-3 раза.

    Внесение материалов:Бумага, ножницы, клей, салфетки, схемы.для создания коллажа на тему «Д.с»

    «Полоска превращается…»

    Внесение материала: кубики Никитина, палочки Кюизенера. Самостоятельное придумывание  и составление узоров.

    Советы

    «Какие навыки и способности развивают кубики Никитина»

    Предложить родителям вместе с детьми сконструировать кубики из картона ,раскрасить определенным цветом детали конструктора.

    Предложить разные варианты заданий по составлению узора.

    Пальчиковая гимнастика

    «Наша группа»

    Цель: развитие мелкой моторики кистей рук

    Зрительная гимнастика

    «Лучик солнца»

    Цель: снятие утомления, напряжения, тренировка мышц глаз

    Игровое упражнение

    «Волшебный поднос»-рисование по сырому речному песку.

    Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

    Игровое упражнение

    «Геометрическая мозаика»- выкладывание здания детского сада.

    Цель: развитие конструктивных способностей, умение работать по образцу.

     «Какие качества помогают дружбе»

    Цель: научить давать оценку себе и своим знакомым.

    «С кем ты дружишь»

    Цель: научить давать оценку себе и своим знакомым.

    «Мой город, моя страна»

    Октябрь

    Игровое упражнение:

    Строительство башни из цветных крышек по словесной инструкции

    Цель:стимуляция вербализация действий, развитие слухового внимания, наглядно-образного мышления, тонкой моторики, зрительно-моторной координации

    Дыхательная гимнастика.

    «Цветные пузыри украсят мой город»

    Выдувание мыльных пузырей. Выполняется в течение 1-2 минуты. Возможно соревнование, чьи пузыри крупнее, дольше летают, большего размера и т.д.

    Упражнение для развития тонкой моторики с поролоновым мячиком.

    «Мягкий мячик помоги развить пальчики руки»

    Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5-10 секунд.

    Строитель крупный деревянный; строитель пластмассовый мелкий; строитель пластмассовый крупный, «Конструктор»- набор для юных строителей;

    Схемы.

    На прогулке обратить внимание детей на разнообразные архитектурные строения нашего города.

    Сконструировать с детьми различные здания из деревянного строителя и «Лего»

    Совместная игра.

    «Башня из монет»

    (Монетки аккуратно укладываются одна на другую поочередно то правой, то левой рукой. При складывании постройки ребенок берет каждую монетку указанным взрослым пальцами. Победившим считается тот строитель, чья башня окажется самой высокой).

    «Люблю по городу гулять » (Н.В. Нищева)

    Цель: координация движений пальцев рук с проговариванием текста.

    Выкладывание первых букв названий улиц родного города из счетных палочек, из веревочек.

    Прорисовывание буквы на ладошке (дермолексия)

    Игровое упражнение

    «Домик»

    Цель: развитие мелкой моторики, конструктивных способностей, умение работать по образцу, накладывание на образец.

    Игровое упражнение Шнуровка «Домик»

    Цель: развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

     «Как вести себя»

    Цель: формировать этические формы и способы поведения  и отношения с другими людьми.

    «Животный мир»

    Ноябрь

    Игровое упражнение:

    Выкладывание животных из геометрических фигур.

    Цель:развитие способности к конструированию из плоских геометрических фигур, развитие творческих способностей, наглядно-образного мышления

    Составление рассказа

    о выбранных и составленных из геометрических фигур животных.

    (Дети рассказывают все, что знают о каждом из выбранных ими животном, внешнем виде, повадках и т.д., изображают их при помощи мимики, жестов и голоса.Составляют рассказ, объединяя персонажей единым сюжетом, самостоятельно или при помощи взрослого)

    Упражнение для развития тонкой моторики со шнурком

    «Нелегкий путь к животным»

    Ребенок (дети) выкладывают шнурок на заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе бумаги формата А4 (прямым- вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным- разомкнутым и замкнутым).

    Упражнения для нормализации тонуса мышц кистей рук. «Ежик»

    Прокатывание по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно пружинного металлического колечка для Су-Джока.

    Деревянный конструктор «Животный мир», чудесный мешочек, маски животных, театр в «Матрешке».

    Сделать из природного материала различных животных для выставки в группе.

    Творческое выкладывание животных из геометрических фигур «несуществующие животные»

    Пальчиковая гимнастика

    «Есть у каждого свой дом»

    Цель: координация движений пальцев рук с проговариванием текста.

    Упражнение «Узнай по силуэту животное», «Кого не стало?»

    Цель: развитие зрительного внимания

    Игра «Прятки» - нахождение в сухом бассейне фигурок диких животных.

    Дидактическая игра

    «Сложи картинку»

    Цель: развитие целостного восприятия, комбинаторных способностей.

     «Как вести себя»

    Цель: уметь поддерживать отношения со сверстниками и взрослыми.

    «Ты, я он, она-вместе дружная семья»

    Ноябрь

    Выполнение постройки по плану-чертежу.

    Цель:развитие слухового внимания, логического мышления, тонкой моторики, графических навыков, координации движений и пространственной ориентации

    Задания:

    1.Слуховой диктант (Составление плана-чертежа постройки)

    2.«Дом для моей семьи»(конструирование из цветных кубиков)

    Дыхательная гимнастика.

    Упражнение «Сосед». Выполняется сидя на полу в кругу. Взрослый подает инструкцию: «Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните как его зовут. Сделайте глубокий вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся на выдохе имя соседа». И так по 1 кругу. Аналогично выполняется упражнение по кругу влево.

    Упражнение для нормализации тонуса мышц кистей рук.

    «Поможем маме прополоскать белье»

    Поочередное перемешивание теплой и холодной воды пальцами правой и левой рук по часовой и против часовой стрелки.

    Фланелеграф, нитки разных цветов, ножницы с тупыми концами (для выкладывания фигур людей.)

    Палочки Кюизинера, схемы выкладывания людей и сооружений.

    Изготовитьвместе с детьми «мягкий уголок» для семейного чаепития из спичечных коробок. Выполнить упражнение «Веселые прищепки»

    (На горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10-15 см друг от друга привязываются шнурки синего, желтого, зеленого и красного цвета.(длина шнурков 60-70 см)

    Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка соответствующего цвета.)

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

    Цель: координация движений пальцев рук с проговариванием текста.

    Кинезиологическе упражнения (О.И. Крупенчук)

    «Оладушки»

    Цель: улучшение межполушарных взаимодействий, развитие интеллекта.

    Игровое упражнение

    «Бабушкин клубочек»

    Цель: развитие мелкой моторики кистей рук

    Игровое упражнение

    «Помощники»- сортировка гороха и фасоли по двум емкостям с широким горлом

    Цель: развитие мелкой моторики, формирование разных видов захвата.

     «Сказочные герои и ты»

    Цель: учить распознавать эмоциональные переживания героев сказок  и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом..

    «Зима»

    Декабрь

    Конструирование снежинки из разных материалов:  счетных палочек, палочек Кюизенера, ниток, монеток.

    Цель: умение конструировать из разных материалов, придумывать сюжет, тренировать умение подбирать слова-действия.

    Дыхательное упражнение

    «Раскачай елочную игрушку на елке»

    Глубокий вдох через нос, задержать дыхание, а затем, сделав глубокий сильный направленный выдох через рот, раскачать пластмассовую игрушку.

    Дыхательная гимнастика «Холодно-тепло».

     «Заморозим ладошки»-растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, дуть длительно холодным воздухом по подбородку на тыльную сторону ладони. Выполняется на одном выдохе. «Погреем ладошки»-дуть теплым воздухом на ладони, руки согнуты в локтях. Ладони на расстоянии 15-20 см. ото рта.

    Фланелеграф, нитки для выкладывания зимних пейзажей.

    Цветной песок и глина для творческих построек зимних замков.

    Сконструировать с детьми новогоднюю игрушку из пенопласта.

    Упражнения со шнурком.

    «Зимние фигуры»

    (Ребенок выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным фигурам).

    Пальчиковая гимнастика с мнемотаблицей «Зимняя прогулка»

    Цель: развитие слухового, зрительного внимания, координации движений.

    Психогимнастика

    «Снеговик»

    Цель: регулирование мышечного тонуса

    Зрительная гимнастика

    «Снежинки»

    Цель: снятие статического напряжения мышц глаза.

    Игровое упражнение «Снежки»- обрывание кусочков от ваты, формирование ватного шарика; захват его двумя пальчиками и выкладывание «горки»

    Игровое упражнение

    «Чудо ниточки»-выкладывание елки из цветных нитей на толстой тканевой основе

     «Делаем вместе»

    Цель: учить совместной деятельности, уметь договариваться

    «Я вырасту здоровым»

    январь

    Конструктивная игра

    «Строим здание больницы» (Бумага)

    (Преобразование квадрата в куб и брусок)

    Цель: совершенствовать, анализировать, трансформировать(вносить новые операции), развивать способность подбирать бумагу по цвету. По форме. Фактуре.

    Дыхательно упражнение «Насос».

    Руки опущены вдоль туловища. Инструкции педагога: «Медленно вдохните через нос, руки при этом скользят вдоль туловища вверх  к плечам, сгибаясь в локтях. Задержите дыхание(руки при этом согнуты в локтях, кисти рук под мышками).Медленно выдохните через рот со звуком «УУУУ», руки при этом скользят вдоль туловища вниз». Выполняется три-четыре раза.

    Упражнение для нормализации тонуса мышц рук. «Пальчиковый бассейн».

    Замешиваем раствор для строительства больницы.

    Кисти рук помещаются в «бассейн», содержимое «бассейна» перемешивается пальцами рук поочередно по часовой и против часовой стрелки.

    Конструирование фигур людей из пуговиц, бусин, ниток, пластилина, проволоки.

    Чтение произведения Ю. Яковлева «Больной»

    Упражнение «Непослушные узелки»

    (На толстой нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков(другая рука не помогает), затем упражнение выполняется другой рукой).

    Самомассаж лица

    «Котик», «Жук», «Пес», «Козлик»

    Цель: растирание, разминание, поглаживание мышц лица, развитие тонуса артикуляционных мышц.

    Пальчиковая гимнастика «Веселые пальчики»

    Цель: развитие слухового, зрительного внимания, проговаривание текста, координации движений.

    Игровое упражнение

    «Доктор Айболит»-пипетка, емкость с водой и пузырек с узким горлышком

    Цель: развитие мелкой моторики, точности и координации движений

    Сухой бассейн

    «Предметы гигиены»- нахождение всех предметов гигиены

    Цель: развитие стереогноза

    «Что в комочке?»-разглаживание смятых комочков бумаги (предметы гигиены)

    Цель: развитие мелкой моторики рук

    Работа с пособием «С кем ты дружишь?»

    Цель: научить самостоятельно устанавливать дружеские контакты.

    «Папы всякие нужны»

    февраль

    Конструктивная игра «Кораблестроители».

    Цель:формирование навыков конструирования из плоских геометрических фигур, развитие межполушарного взаимодействия.

    (Рассмотреть внимательно две картинки с корабликами. Выбрать картинку для правой и для левой руки. Собери картинки из геометрических фигур по образцу, действуя левой рукой, составляя левую картинку, а правой-правую. Геометрические фигуры брать подряд, выбирая левой рукой фигуры для левого кораблика, а правой для правого». Стимулируется речевое сопровождение деятельности)

    Дыхательная гимнастика.

    Упражнения  «Морской бой».Выполняется сидя на полу перед большой емкостью с водой,в которой плавают бумажные кораблики. Детям раздаются трубочки для коктейля. Необходимо, дуя на воду, перегнать корабли от одного «берега» к другому.

    Упражнение для нормализации тонуса мышц кистей рук.

    «Драим палубу корабля»

    Прокатывание по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно пружинного металлического колечка для су-джока.

    Настольная игра «Морской бой», блоки Дьениша, палочки Кюизенера, схемы, рисование кораблей.

    Вместе с детьми сложить из бумаги корабли, самолеты, раскрасить их.

    В качестве строительного материала предложить использовать крышки от бутылок с «пепси-колой», «кока-колой» и т.д. Строительство ведется по образцу и по творческому замыслу ребенка.

    Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

    Цель: развитие слухового, зрительного внимания, проговаривание текста, координации движений.

    Кинезиолгогические упражнения

    «Кулак-ладонь»

    Цель: развитие мыслительной деятельности, умение координировать движения рук.

    Упражнение

    «Кто(что ) лишнее, почему?»

    Цель: развитие слухового внимания.

    «Выложи фигуру по образцу. Танк на войне – боевая машина»

    Цель: умение выкладывать фигуру по образцу.

    Игровое упражнение

    «Лодочка»- прокалывание толстой иглой для вышивания контура трафарета лодочки

     «Я среди других»

    Цель: освоение социального опыта, способности обращаться с предметами.

    «Международный женский праздник»

    март

    «Узор для маминого платья»

    Цель:развитие пространственных ориентировок и наглядно-образного мышления.

    1.Слуховой диктант-составление плана-чертежа.

    (Детям предлагается нарисовать себе план-чертеж, по которому они будут создавать постройку из цветных кубиков.Взрослые подают инструкцию)

    2.Составление узора по плану-чертежу

    Внимательно рассмотрите полученный чертеж. Это вид вашего узора сверху. Определите, сколько и каких кубиков вам потребуется. Приступайте к постройке. Стимулируется речевое сопровождение ребенком собственных действий. При необходимости оказывается помощь в виде показа. После выполнения работы детям предлагается оценить качество выполненной работы, сверить с чертежом.

    Упражнение для нормализации тонуса мышц кистей рук.

    «Кто как помогает маме ?». Педагог имитирует руками движения: « стираем белье, подметаем, протираем пыль… » и т.д. Дети угадывают, называют действие, повторяют движения педагога.

    Моделирование платья

    Гофрированная бумага, картон, краски, цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти.(

    Советы

    «Оригами дома»

    Выкладывание узора из счетных палочек

    Пальчиковая гимнастика «Мама»

    Цель: развитие слухового, зрительного внимания, проговаривание текста, координации движений.

    Упражнение

    «Подарок маме»

    Цель: умение пользоваться ножницами, координировать движения рук.

    «Нарисуй свою маму за работой»

    Цель: закрашивать не заходя за контур.

    Игровое упражнение

    «Подарок для мамы»- рисование по манной крупе и сахарному песку.

    Цель: развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации

     «Один и вместе с друзьями»

    Цель: объяснять преимущества дружбы на примере коллективных игр.

    «Весна»

    апрель

     «Одуванчик»

    Техника «Изонити»

    Цель:развитиепространственных ориентировок, совершенствование манипулятивныхфункций кистей рук.

    1.Графический слуховой диктант с иглой.(техника изонити)

    Выполняется ведущей рукой по  инструкции педагога.

    2.Обрисовывание получившегося узора (обведение проколов)

    3.Конструирование цветка (Изонити)

    Упражнение «Струна».

    Выполняется лежа на спине. Инструкция: «Сделайте глубокий вдох через нос, надуйте живот и потянитесь всем телом пятками вперед, вытяните руки за голову, задержите дыхание как можно дольше. Мысленно проследите за тем, чтобы все тело от кончиков пальцев ног до пальцев рук было натянуто, как струна. Выдохните медленно с силой и расслабьте каждую мышцу своего тела, внутренним взором отслеживая расслабление от пальцев рук к ногам. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Затем 2-3 свободных вдоха и выдоха»

    Дыхательно упражнение «Насос»

    Руки опущены вдоль туловища. Инструкции педагога: «Медленно вдохните через нос, руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержите дыхание(руки при этом согнуты в локтях, кисти рук под мышками).Медленно выдохните через рот со звуком «УУУУ», руки при этом скользят вдоль туловища вниз». Выполняется три-четыре раза.

    Счетные палочки, прищепки, монетки для, цветные пробки , листы бумаги для строительства и творческого конструирования.

    Придумать  картину на весеннюю тематику из геометрических фигур, наклеить ее на лист бумаги А4

    Работа с прищепками

    «Собери солнышко», «Собери цветок»

    Цель: развитие мелкой моторики рук, формировать умение объединять предметы по признаку цвета.

    Пальчиковая гимнастика «Весенние заботы»

    Цель: развитие слухового, зрительного внимания, проговаривание текста, координации движений.

    Логоритмика

    «В весеннем лесу»

    Цель: умение координировать движения в соответствии с текстом.

    Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами

    «Ласточка»

    Цель: развитие мелкой моторики рук.

    Игровое упражнение

    «Весенняя капель»-пипетка, емкость с водой

    Цель: развитие мелкой моторики

    Игровое упражнение «Фоторобот»

    Цель: развивать воображение в воссоздании внешнего облика человека.

    «День Победы»

    Май

    Коллективное конструирование из Лего

    «Самолет»

    Цель:развитие конструктивных навыков и манипулятивных функций кистей рук.

    Дыхательное упражнение «Веточка».

    Инструкции педагога:«Станьте или сядьте прямо, опустите руки вдоль тела. Медленно поднимайте руки вверх, делая при этом глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу-задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание. Медленный вдох через нос, выпрямляясь. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание». Выполняется один раз.

    Геометрические фигуры, танграмм, геоконт, кубики Никитина, счетные палочки; сюжетно-ролевая игра «Летчики»

    Дидактическое упражнение «Повтори узор»

    (Взрослый выкладывает узор из счетных палочек, цветных кубиков, разноцветных пуговиц одного размера или зерен риса и гречки.Ребенок должен установить логическую последовательность в расположении деталей линейного узора и продолжить ряд самостоятельно).

     «Выложи из палочек фигуру звезда» по образцу.

    Цель: развитие внимания, мелкой моторики кистей рук.

    Зрительная гимнастика:

    «Ветер»

    Цель: активизация работы мышц глаз, улучшение координации движения глаз и головы.

    Физкультминутка

    «Солдат»

    Цель: координация движений с текстом.

    Пальчиковая гимнастика

    «Защитники»

    Цель: координация движений рук в соответствии с текстом.

    Работа с эспандером

    «Сильные пальчики»

    Цель: сжатие эспандера на ударные слоги.

    Игровое упражнение

    «Корабль»- выкладывание кораблики из геометрических фигур

    Цель: развитие конструктивных способностей, зрительно-моторной координации. Выкладывание на образец, с опорой на образец и по памяти.

    Игровое упражнение

    Лабиринт «Разведчики»

    Цель:  развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки.

     «Делаем вместе»

    Цель: объяснить, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    «Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»

    МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»Разработала Карагозян Римма Ашо...

    Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

    В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...