Познавательно - исследовательская деятельность – средство формирования экологического мировоззрения
статья на тему

Самохина Ольга Викторовна
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Поисковая активность – это естественное состояние ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovateli1.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательская деятельность –

средство формирования экологического мировоззрения.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Поисковая активность – это естественное состояние ребёнка.

Познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развивать у детей важнейшие операции мышления:  анализ, синтез, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщать, видеть  и понимать красоту окружающего мира, позволяет воспитывать ответственное отношение  к окружающей среде и своему здоровью.

Экологическое образование и воспитание в настоящее время становиться одним из приоритетных направлений. Природа - наш  общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности. Эту  мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В Бианки, Н. Сладков, К. Ушинский, К. Паустовский и другие.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайны жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью  моей педагогической работы. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в  окружающем мире, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными и творческими личностями.

Ни один дидактический материал  не сравниться с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Приоритет в этой работе отдаю не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего в совместной практической деятельности воспитателя и детей. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. При этом взрослый не учитель и не наставник, а равноправный партнёр. Что позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность. Огромную радость, удивление и восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

При проведении различных опытов я использую личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы  каждый ребёнок высказал своё мнение  о том каким будет результат, объяснил, почему так думает.

Для достижения своей цели я использую различные методы и приёмы:

  • наблюдения и экологические экскурсии;
  • познавательное чтение;
  • экологические сказки;
  • конкурсы и викторины;
  • природоохранные акции;
  • продуктивная деятельность (посадка лука, выращивание астр);
  • лаборатория «Опыты и эксперименты”;
  • ведение календаря природы;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки;
  • фотовыставки “Картины природы родного города”, “Мой домашний любимец”;
  • оформление фотоальбомов;
  • дни или недели экологического творчества;  
  • экологические подвижные, дидактические игры;
  • игры путешествия;
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

Огромное значение имеет сотрудничество с родителями. Поэтому  постоянно нахожусь в поисках новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в да...

«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»

Презентационный материал к проекту "Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста"....

Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактически...

Проект "Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экол...

Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...

Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников

В детском саду педагог не может обойтись без книг, художественной литературы, которые способствуют обогащению, развитию речи, развивают интерес к природе, формируют  умение образно мыслить, перед...

«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

ВФормирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века. Поисково-познавательна...