"РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ"
материал по теме

"РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_dymkovskoy_baryshni.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

   «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ»

Цель и задача:

- продолжать знакомство с русскими народными промыслами;

- познакомить с историей возникновения дымковской игрушки;

- развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров;

- продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;

- продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.

Предварительная  работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- разучивание стихотворений.

Материал:

- картины  «Дымковские игрушки»;

- дымковские игрушки (индюк, барыня, птичка).

Для каждого ребенка:

- игрушка – барыня, вылепленная из соленого теста;

- гуашь; кисточки; стаканчик с водой; салфетки.

Методические приемы:

- показ и объяснение воспитателя;

- игровая мотивация;

- музыкальное сопровождение;

- напоминание о технике рисования;

- наблюдение за работой детей;

- индивидуальные объяснения;

- анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение:

- аудиозапись


 ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребенок:      Велика Россия наша,

                        И талантлив наш народ.

                        О Руси родной умельцах

                        На весь мир молва идет.  

Воспитатель: Наш народ творческий и талантливый. Много  мастеров-умельцев живут и творят на нашей русской земле. Своими работами они радуют весь мир, вызывают восторг и восхищение не только у нас на Родине, но и в других странах. Много народных промыслов есть в России. Ребята, а какие промыслы вы знаете?

( Ответы детей )

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете.  А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.

Воспитатель.: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами).

Входят дети в дымковских костюмах

1 Ребенок: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

2 Ребенок: А попали Вы в село Дымково!

1 Ребенок: Ели спят у большака

                     В инее седом.

                     Спят деревья, спит река,

                     Скованная  льдом.

                     Мягко падает снежок,

                     Вьется голубой дымок.

                     Дым идет из труб столбом,

                     Точно в дымке все кругом.

                      Голубые дали,

                      И село большое Дымково назвали.

2 Ребенок:  Есть на Вятке слобода

                       Зовется Дымково она.

                       Там на ярмарке весной

                       Ждут игрушки нас с тобой.

                       Барыни и мужики,

                       Поросята, индюки.

                       Ярко все наряжены,

                       Пестро разукрашены.

                       Любит их и стар, и млад,

                       Каждый тем игрушкам рад!

Воспитатель: Сегодня Мы познакомимся с вами с народным промыслом Дымково. А знаете, чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

Ребенок:   Там любили песни, пляски,

                    И в селе рождались сказки

                    Вечера бывали длинные,

                    А  лепили там из глины

                    Все игрушки не простые,

                    А волшебно-расписные.

                    Белоснежны, как березки,

                    Кружочки, точечки, полоски.

                    Простой, казалось бы, узор,

                    Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Дымковская игрушка, поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. А называется оно так потому, что раньше, в старину-зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимался от реки, - село будто дымкой окутано. Этот промысел существует уже почти 400 лет. Начинали люди делать игрушки в виде петушка, уточки. Эти игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где весной проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием – свистунья.

Давайте рассмотрим разнообразные Дымковские игрушки и назовем их.

 

Ребенок:   Вот Индюк нарядный!

                    Весь такой он ладный!

                    Всех нарядом удивил,

                    Крылья важно распустил!

Ребенок:   Посмотрите, как хороша эта девица-душа.

                    Щечки алые горят, удивительный наряд,

                    Сидит кокошник горделиво,

                    Барышня так красива.

Ребенок:   С виду, птичка – невеличка.

                    Только птичка не порхает-

                    В небеса не улетает.

                    Красотою удивляет!

Воспитатель: В дымковских игрушках преобладает белый цвет. Как вы думаете, почему?

                          ( Дети предлагают свои варианты ответа )

Воспитатель: Игрушки делают из местной красной глины, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают,  используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственная.

   А какими цветами мастера расписывали по белому?

                               ( Ответы детей )

Воспитатель: Посмотрите на разнообразие узоров. По форме узоры простые и незамысловаты. Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:

          круги означали солнце;

          волнистые линии – воду;

          маленькие кружочки – семена.

Также  представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В гости к Федосье Матрена пришла, (шагаем на месте)

 К чаю пришла, (руки в стороны на пояс)

 Лимон принесла. (Хлопок перед грудью)

 – Пейте, Матрена, (прыжки на месте)

 С лимончиком, (присели)

 Пейте, Лимона, (прыжки на месте)

 С матренчиком!.. (присели)

 А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо)

 И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо)

 А Федосья растерялась (присели)

 И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем расписать игрушки. Каждый из вас будет в роли мастера дымковского промысла. Мы с вами приготовили заготовки из теста – это дымковские барышни. И сегодня мы их будем наряжать, то есть расписывать.

   Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?

(Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, черный)

- Какие элементы входят в дымковский узор?

 (Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки)

  А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою барыню. (Даю детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не забывайте поворачивать игрушку, чтобы видеть барышню со всех сторон. Не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

               ( Дети начинают роспись поэтапно, воспитатель помогает )

Воспитатель: Ребята, посмотрите  какие  красивые  дымковские барышни  у Вас получились,  значит вы самые настоящие мастера.

   Ребята, вам понравилось в царстве Дымковских игрушек?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

   МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись дымковской барышни»

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных  промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато...

Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня)

Программное содержание.Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувств...

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)

Программное содержание:·        закрепить знания детей о народных промыслах;·        учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...

«Роспись дымковской барышни».

ООД Рисование «Роспись дымковской барышни».Интеграция образовательных областей:•        Познавательное развитие,&bull...

Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня)

Программное содержание.Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувств...