Преемственность между дошкольной образовательной организацией и школой
методическая разработка

Кудряшева Вероника Петровна

Семинар воспитателей  ДОО и учителей ГБОУ СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

           Семинар воспитателей  ДОО и учителей ГБОУ СОШ.

  Тема: «Преемственность системы дошкольного и начального образования как условие успешной адаптации детей к школьному обучению в рамках реализации ФГОС».

  Участники: заместитель заведующей по ОВР, методист, педагог–психолог, воспитатели ДОО; заместитель директора по УВР, учителя начальной школы ГБОУ СОШ.

  Задачи:

  1. Вспомнить основные принципы ФГОС ДО и ФГОС НОО, найти точки соприкосновения. Сравнить модели выпускника ДОО и первоклассника.
  2. Поделиться опытом по разработке и применению новых игровых технологий обучения в ДОО для  дальнейшего успешного использования их в ГБОУ СОШ.
  3. Способствовать созданию в  школе благоприятной  атмосферы, которая поможет воспитанникам ДОО вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.
  4. Укреплять сотрудничество педагогов ДОО и ГБОУ СОШ; способствовать взаимному эмоциональному расположению, зарождению доверия между участниками семинара.
  5. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене ДОО и ГБОУ СОШ. Выявить достижения и проблемы, определить возможные причины возникновения проблем, а также наметить пути их решения.

                                                        План

І. Организационная часть.

1.1. Приветствие гостей. (заместитель заведующей по ОВР ДОО)

1.2. Музыкальное приветствие-настрой на тематику мероприятия.  (музыкальный руководитель ДОО и воспитатели)

1.3. Просмотр занятия «Лесная школа» по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе.

  Обсуждение просмотренного занятия. Учителя начальной школы делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы:

- Что изменилось в организации образовательного процесса в ДОО с ведением ФГОС?

- Какие качества, способности и компетентности воспитанников ДОО развивались при проведении мероприятий?

- Как бы вы оценили компетентность наших воспитанников?

- Какие технологии, используемые в соответствии с ФГОС, вам понравились?

ІІ. Теоретическая часть

2.1. Актуальность проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием в системе непрерывного образования. Модель преемственности ДОО и ГБОУ СОШ в условиях реализации ФГОС.  (методист, педагог-психолог ДОО)

  Слушание притчи.

 «Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  - В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в ДОО, школе атмосферу, которая поможет нашим воспитанникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.

  Выступление в форме презентации «Преемственность в работе детского сада и школы».

  Упражнение Фопеля «Рамка».

- Давайте посмотрим на эти перспективы под разными углами. Любой человек легче справляется со стоящими перед ним проблемами, если при этом он смотрит на мир оптимистическим взглядом. Но порой мы смотрим на проблему пессимистически. Проиллюстрировать это нам помогут рамки. Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только эти рамки — рамки из наших мыслей. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из «темных» мыслей, иногда светлых и веселых. Яркий пример светлых мыслей в работе по преемственности ДОО и ГБОУ СОШ, адаптации к школьному обучению представлен нами в альбоме «Наши размышляйки о школе».

-А темную рамку - рамку проблем поможет нам проиллюстрировать наш педагог- психолог.

- Почувствовать, как влияет несформированность определенных качеств на обучение, нам  поможет  упражнение «Нарисуй звезду». Соедините лучи звезды через зеркало, не глядя на листочек. Ваши ощущения? Вот так же чувствует себя неготовый к школе ребенок, когда начинается его обучение. Судя по статистике, такие чувства испытывают многие первоклассники.

  Леонид Абрамович Венгер – ведущий исследователей психического развития дошкольников -  сказал: « Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

  Чтобы лучше понимать современные требования в образовании давайте обратимся к двум основным документам - ФГОС ДО и ФГОС НОО.

2. 2. Основные принципы ФГОС ДО и ФГОС НОО, точки соприкосновения. Сравнительные модели выпускника ДОО и первоклассника.

  Выступление завуча по УВР и учителей ГБОУ СОШ.

  Выступление методиста и воспитателей ДОО.

2.3. Введение ФГОС предполагает разработку новых образовательных моделей и технологий обучения. Мы хотим поделиться опытом работы нашей ДОО  в разработке и применении новых игровых технологий обучения, которые могут успешно использоваться и в школе. (методист, воспитатели ДОО). («Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста»,  «Арт-терапия в работе с дошкольниками на этапе подготовки к школе»).

  Ближайшим окружением ребенка, «эмоциональным тылом» является семья, в нашей ДОО установлено тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Выступление воспитателя подготовительной группы.

  « Волшебная бабочка». (педагог-психолог ДОО)

  - Но вспомните нашу рамку, она по-прежнему еще темная. Изменить ситуацию мы сможем только совместными усилиями. Вспомните притчу, в которой говорилось о бабочке. Давайте дадим ей жизнь, а она в свою очередь изменит наш взгляд на проблему преемственности.

  - Сейчас свои знания, пожелания, видения по вопросу преемственности передайте бабочке, которую вы сделаете своими руками. Как только бабочка будет готова, вы сможете почетно закрепить её на темной рамке, закончив предложенную фразу на конверте (участникам раздаются листочки с фразами, просьба - представиться - кто вы воспитатель ДОО или учитель ГБОУ СОШ)

  Листочки с фразами: «С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы …», «Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит …», «В моём понимании хорошо учиться в школе это …», «Готовность своего ребёнка к школе я оцениваю по …», «Неподготовленность к школьному обучению проявляется в …», «Предложите нам новые идеи для реализации преемственности».

  - Рамка наша очень изменилась? Мы смотрим теперь на проблему преемственности через рамку позитивных мыслей.

  Вывод (заместитель заведующей по ОВР ГБОУ СОШ): Подытожить сказанное хотелось бы словами еще одного мудрого психолога, педагога Даниила Борисовича Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель ДОО и учитель начальных классов ГБОУ СОШ также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог".

  Педагоги – воспитатели ДОО  и учителя начальной классов ГБОУ СОШ-  должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.

3. Заключительная часть. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп».

  Слушание притчи:

  «В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье тому, кто их оденет. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.»

   Предлагаю последовать их примеру, выберите шляпы, помните, что они приносят удачу и счастье. А одеть вы их сможете, подумав над вопросом, который  в шляпе.

  «Через несколько лет они вновь встретились в доме отца».

  ФАКТЫ. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

  - Какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?

   ЭМОЦИИ. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным.

  - Поделитесь своими чувствами и эмоциями, которые возникли у вас на семинаре.

   ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ. Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем.

   - От черной шляпы мы ждем критический взгляд на наше мероприятие. Необходимы ли такие мероприятия в реализации преемственности между ДОО и ГБОУ СОШ? В чем вы видите недостатки?

   ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах. Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма.

  -  Получили ли вы положительные эмоции от мероприятия?

  ТВОРЧЕСТВО. Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.  

  Составьте синквейн по результатам семинара.

  ОБОБЩЕНИЕ. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей.

  - Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре? (Выступление участников семинара).

  - Братья не были разочарованы наследством, они были  достойно одарены. Мы думаем, что каждый из участников нашего семинара сегодня тоже достойно поработал и должен быть награжден. На память о нашем сегодняшнем мероприятии из символических детских ладошек примите яркую бабочку, которая поможет раскрасить рамку взглядов ваших коллективов на проблему преемственности между ДОО и ГБОУ СОШ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования

В статье представлен опыт работы по сетевому взаимодействию между уровнями дошкольного и начального общего образования...

Выступление на заседании педагогического Совета №4 (2013-2014 учебный год) «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы с учетом ФГОС ДО»

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, п...

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...

"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детско...

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

В данной публикации представлен материал для выступления на заседании кустового объединения Наровчатского и Янгельского поселений...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в школу

Методические рекомендации для педагогов по созданию оптимальной адаптационно-развивающей среды для детей подготовительной группы...

Сотрудничество с родителями, как одна из форм осуществления преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

Участие в Научно-практической конференции «Преемственность образования в общеобразовательном комплексе: инновационные модели и механизмы» стендовый доклад на тему: "Сотрудничеств...