Программа кружка "Люби и знай свой край"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Авдеева Александра Михайловна

Программа  расчитана на два года, с детьми 5-7 лет. Материалл программы расширяет кругозор детей, знакомит с известными людьми, с культурой, традициями, природой Воронежского края. В программу входит работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prog._2.docx60.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 I. Пояснительная записка

     Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

     Дошкольное детство – важный этап в становлении ребенка как личности. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства.  Дети проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире.

1.  Обоснование актуальности программы

      О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 Развитие   интереса к истории  своей семьи, группы, школы, своего села,  края,  к событиям прошлых лет. Одной из при обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с  экспонатами зала боевой славы школы, познакомить с  музеем села Красный Лог, расширение детского кругозора. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.  В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим создана система непрерывного экологического образования   населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.  Проблемы, вставшие перед человечеством, имеют один общий корень – проблему человека. Что определяет и характеризует человека и общество в целом? Его культура. Это понятие вмещает в себя  духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность. Экологическое воспитание – это формирование у ребенка способности и желания поступать в соответствии  с законами экологии. Экологическая культура – это реальное каждодневное поведение человека в природе.  Углубленное  знакомство с родным краем, его природным миром,  этносом, деятельностью человека важная задача  кружка дополнительного образования.                                                                                                                            Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно  знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов.  нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.  Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно - ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

2. Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.
  • Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

  • Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Воспитание здорового образа жизни.
  • Развивать  звуковую культуру речи детей;
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

3. Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
  • Устав МКОУ «Краснологская СОШ»
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
  • Областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы"

II. Структура программы

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села, климат, природа, символика родного края.

Программа составлена по возрастным группам.

Она охватывает два возрастных периода развития детей:

средний возраст (4-5 лет, средняя подгруппа)

 Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

старший дошкольный возраст ( 5-6 лет, старшая подгруппа);

Цель: Дать представление дошкольникам о  русском народе, его культуре;

Задачи:

Формировать представление об основных профессиях жителей села.

Вызвать интерес к жителям  Воронежского края, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края,  дать понятие о заповедниках.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.

III. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, культурного наследия, народных промыслах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности

-          Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной

           жизни детсада, школы, и села.

Дети должны знать:

4–5 лет.

С  удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном селе Красный Лог

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию ( стать водителем,  военным, пожарным, и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами, делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

      5- 6 лет.

Знать свой домашний адрес

Иметь представление о символике

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте населения  Воронежского края

Узнавать на фотографиях достопримечательности  села Красный Лог, города Воронежа уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

IV. Этапы внедрения программы

Сбор информации.

Разработка и внедрение программы.

Разработка и реализация плана программы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

Регулирование выполнения программы.

Текущий мониторинг выполнения программы.

Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

Изучение методической литературы.

План работы на год.

Обсуждение проекта  плана на МО

Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

Консультации.

Проведение семинарских занятий.

Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

Самообразование.

3. Использование результатов работы

Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, педчтений, педсоветов, открытых просмотров).

Оформление результатов работы.

Написание творческих работ, проектов.

4. Мероприятия поддержки

Составление плана совместных проектов между специалистами ДО

Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

Взаимодействие с семьей.

Сотрудничество с  библиотекой  Краснологского СДК  

5. Итоговый анализ

Изучение результатов диагностирования развития детей (мониторинг).

Оформление результатов работы.

Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

Программа предполагает проведение   занятия по подгруппам  во вторую половину  дня.                                      

 Для детей  средней подгруппы (4-5 лет)   1 раз в 2 недели.                                  Продолжительность занятия  – 20 мин.                                                                                      Для детей старшей подгруппы (5- 6  лет) – 1 раз в неделю                                   Продолжительность  занятия  – 25 мин.                                                                                        

Общее количество учебных занятий в год:

Средней  подгруппы  16 занятий

Старшая подгруппа – 32 занятия  

Занятия проводятся с октября по май

VI. Тематическое планирование

Средняя подгруппа

Месяц

Дата проведения

Тема занятия

Формы работы

Работа с родителями

Октябрь

 «Кто встречает нас в детсаду?»

«Хоть полмира обойду  - лучше сада не найду».     Игра «Салки»  

Мультимедийная презентация о работниках детсада

Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки, историческое прошлое).   Знакомство с русской народной игрой. Правила игры «Салки»            

Конкурс  для родителей «Моя семья – четыре поколения» (презентация, фотогазета, фотоальбом)

Предложить родителям рассказать  о своём детсадовском периоде жизни

Ноябрь

 «Мой дом»

   

«Мои семейные традиции»                                                                                                                          

Беседа опрос воспитанников  о родном доме родителях, братьях, сестрах

Беседа о семейных праздниках

Предложить родителям

просмотр семейного фотоальбома.

Итоги конкурса  для родителей «Моя семья – четыре поколения»

Декабрь

«Мы проснулись»

 «У нашей бабушки десять внучат»

Разучивание русских потешек

Разучивание пальчиковой игры                                                                                                            

Мастер класс родителям

« Разучивание потешек и пальчиковых игр»

Анкетирование

 (приложение 1)

Январь

 Фольклор Воронежского края

Сказки

Беседа воспитателя    

                   

Мультимедийная презентация о песнях и сказках Воронежского края                            

 

Семейное чтение с детьми сказок  А.Н. Корольковой  

Февраль

 «Чья Лень Больше»    

«Угольшик»                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                     

Чтение сказки  А.Н. Корольковой

Инсценировка сказки.  Театр кукол

Экскурсия с детьми в музей Краснологского дома культуры  

Март

Русская тряпичная кукла Воронежского края

Несшивная  кукла

Мультимедийная презентация о тряпичных куклах  Воронежского края

Игра в самодельные куклы

Мастер класс родителям «Последовательность изготовления куклы – закрутки»

Конкурс  для родителей «Несшивная  кукла»

Апрель

«Горелки с платочком»

«Гуси»

Знакомство с народными играми

Развлечение: подвижные русские народные игры

 

Совместное с родителями развлечение

Май

«Глиняная  игрушка  Воронежского края»

Чудеса из глины «Козлик»

Мультимедийная презентация о народных промыслах Воронежского края

Лепка  по мотивам  глиняных   игрушек.

Ярмарка совместных  с детьми работ.

Старшая  подгруппа

Месяц

Дата проведения

Тема занятия

Формы работы

Работа с родителями

Октябрь

«Наше село»

Урожай собирай и на зиму запасай

«Улицы моего села»

«Мой дом, моя улица»

Рассказ воспитателя: (географическое положение, работа с картой, глобусом;)

Дидактическая игра: (многообразие растительного мира: ягоды, грибы, травы, кустарники).

Фото прогулка по улицам родного села.

Составление коллажа о своей улице.

Анкетирование

 (приложение 1)

Выставка поделок родителей  из плодов и овощей

Фотоколлаж своими руками

Ноябрь

Мини - проект

«Моя малая Родина»

План  села Красный Лог

«Экология родного края»

 

Реализация проекта «Моя малая Родина»

Аппликация

Беседа о рачительном отношении к природным ресурсам

Сбор фото домовладений

Конкурс для родителей

Поделки из бросового материала своими руками  вместе с детьми

Декабрь

«Филин и птички»

Из бабушкиного сундука

Игрушки – самоделки из

соломы

                                                                                                           

Игры у новогодней ёлки

Колядки

Народная  подвижная игра

Украшения для новогодней елки

Презентация «Мастера народной игрушки Воронежского края»

 Знакомство с правилами игры

Посещение библиотеки СДК

Рекомендовать родителям

с  детьми выполнить

украшения для новогодней елки

Январь

Фольклор Воронежского края

Знакомство с особенностями национального костюма Воронежской губернии

Народные песни и хороводы Воронежского края

Разучивание колядок и потешек

Посещение краеведческого уголка Краснологского ДК

 

Разыгрывание хоровода

Беседа о традициях, обрядах, фольклора Воронежского края.                                                      

Февраль

Мария Мордасова - королева частушек»  проект   

Мария Мордасова

Частушки.    

  «Знаменитости Воронежского края».                                                                                                                                        

Прослушивание частушек в исполнении М. Мордасовой в записи.

 Беседа о жизни и творчестве М. Мордасовой  

 

Разучивание частушек М. Мордасовой

   

 Фотогазета   о творчестве М. Мордасовой

 Помощь родителей в сборе фотоматериалов и статей из изданий прошлых лет для

фотогазеты   о творчестве М. Мордасовой

Март

Картотека народных игр

Быт и игра русского народа

Игры  – единоборства

Народные прибаутки

Русские народные игры отражающие отношения человека к природе.

Быт русского народа, в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

Русские народные игры – единоборства.

Народные игры с песнями, прибаутками, плясками

 

Конкурс частушек для мам

Апрель

Народные костюмы и куклы Воронежского края

«Моя кукла своими руками»

Жители Воронежского заповедника

Проект ко дню Победы

Презентация

Мини проекты детей ( из нитей)

Беседа о Воронежском заповеднике.

Просмотр презентации «Жители Воронежского заповедника».  

Оформление альбома о ветеранах ВОВ

Конкурс для родителей

«Кукла пеленашка из ткани»

 

Помощь родителей в сборе фотоматериалов

Май

Проект на тему: «Красота и богатство родной природы».

Родные просторы

Пейзаж родного края

«Родной свой край люби и знай».

Реализация проекта

Экскурсии в лесопарк.

Зарисовки на природе

Викторина

Трудовой десант детей и родителей (уборка мусора, посадка деревьев на участке ДО).

Литература

1.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателядет.сада-2-е испр. и доп.-М.: Просвещение,1983.-144с., ил.

2.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

3.Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.

4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя.-  М.: Просвещение,1984.-112с., ил.

Полезные интернет- ресурсы

"Русские народные подвижные игры для детей" - nsportal.ru…2014/05/20…russkie-narodnye…igry-dlya

Старинные народные игры для детей: русские игры. Народные игры для детей  Игры народов мира для детей  

-yabooza.ruflow/igry-na…narodnye-igry-dlja-detej…

  Картотека русских народных игр  - laskovaya-mama.ru

Русские народные потешки для детей     - playwithus.rupoteshki.html

Потешки для детей. Народные прибаутки, говорушки -  allforchildren.ru

Королькова Анна Николаевна | Детям о Воронежском крае - okrae.odbvrn.rukorolkova

Заповедные уголки | Детям о Воронежском крае  -  okrae.odbvrn.ru

Приложение 1

Анкетирование родителей

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.

1.  Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2.  Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?

3.  Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?

4.  Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?

5.  Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?

7.  Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

 8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы вам интересны:

—  «круглые столы» со специалистами по данной теме;

—  совместные экскурсии, походы;

—  конкурсы по темам истории и современности России;

—  встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;

—  домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

—  другое_______________________________________________

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

На этом этапе диагностики важно изучить компетентность педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.

Приложение 2

Анкетирование педагогов

1.  Что вы понимаете под воспитанием основ гражданственности в дошкольном возрасте?

2.  Как вы думаете, можно ли воспитать у детей гражданские чувства?

3.  Какие формы работы вы используете (знаете) для воспитания основ гражданственности у дошкольников?

4.  Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по воспитанию патриотических чувств у современных детей?

5.  В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ гражданственности у дошкольников?

6.  Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодействии с семьей по данной теме?

7.  Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испытываете?

8.  В чем их причина:

—  недостаток интереса родителей к жизни ребенка;

—  нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;

— особенности характера и поведения родителей. Какие?_

—  недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимодействия с семьей.

9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Воспитание основ гражданственности у дошкольников»:

—  участвовать в семинаре по проблеме;

—  познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);

—   познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;

—  другую_________________________________________________

Методика проведения анкетирования

Анкета содержит два блока вопросов.

Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

 Второй  блок — определить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть анкеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспитатели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Люби и знай свой край"

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному   изучению  истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...

Вариативная программа по краеведению "Родной свой край, люби и знай!"

     В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей.Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления лич...

Региональный компонент авторской программы «Люби и знай, свой край-Алтай»

Региональный компонент авторской программы«Люби и знай, свой край-Алтай»...

Программа по краеведению "Люби и знай свой край"

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному   изучению  истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет «Люби и знай свой край»

Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....

Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года.  Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградск...

программа дополнительного образования «ЛЮБИ И ЗНАЙ, СВОЙ КРАЙ»

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:            1. Знакомство с родным ...