программа дополнительного образования «ЛЮБИ И ЗНАЙ, СВОЙ КРАЙ»
рабочая программа

Мокрова Анна Александровна

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

            1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

           2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

          3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx471.55 КБ
Файл tekst_k_slaydam.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание

Слайд 2

ЦЕЛЬ: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному посёлку, своему народу.

Слайд 3

ЗАДАЧИ: Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности; Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного края; Получение и расширение доступных знаний о стране и родном крае: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д. Воспитание чувства гордости за свой край; Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Слайд 4

В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

Слайд 5

общечеловеческие ценности

Слайд 6

Реализация содержания идет в следующих направлениях: Природно-климатические особенности родного края . Национально-культурные и исторические особенности края. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Защитники Отечества Ветераны и труженики посёлка Знаменитые люди края 4. Символика края.

Слайд 7

Спасибо за Внимание!!!!

Слайд 8

№ Тема Младшие группы Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1 Я, моя семья Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности Понятия «семья», «родной дом». Семья - группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость» Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо. 2 Родной посёлок, Плесецкий район Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города. Современные и старинные постройки. Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного посёлка. Крестьянские и городские постройки. Храмы. Символика Архангельской области. Культурно-историческое наследие родного посёлка. Особенности городской и сельской местности. Каменное и деревянное зодчество. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, реки Архангельской области, их современное и древнее название. 3 Природа родного края Растения сада, огорода, цветника, характерные для Архангельской области. Домашние и дикие животные, среда их обитания. Растения сада, огорода, цветника, характерные для Архангельской области. Домашние и дикие животные, среда их обитания. Растительный и животный мир Архангельской области. Охрана природы Архангельской области. Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Архангельской области. 4 Савинский – посёлок цементников Дома Дома, строительство Савинский цементный завод. Известные люди. Савинский цементный завод. Производство цемента. 5 Быт, традиции Знакомство с русской избой и домашней утварью. Произведения устного народного творчества Архангельской области Знакомство с русской избой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. Произведения устного народного творчества Архангельской области Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни северного края. Чаепитие на Руси. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в Архангельской области, традиционные праздничные блюда. 6 Русский народный костюм Знакомство с народным костюмом. Знакомство с народным костюмом. Материал, из которого изготовлен костюм. Детали костюма. Знакомство с историей костюма. Орнамент и его предназначение. Одежда наших предков. Особенности народного костюма жителей севера. Женский и мужской костюмы. Современный костюм. 7 Народная игрушка Народная игрушка «скатка». Народная игрушка «скатка». Разновидность кукол, характерных для Архангельской области Игрушки-скатки: обрядовые, пасхальная кукла-крестец, кукла плодородия. Соломенные и деревянные игрушки. Игрушки народов севера: от истории возникновения до наших дней. 8 Народные игры Русские народные игры Русские народные игры, традиционные в Архангельской области. Народные обрядовые игры. Знакомство с разными видами жеребьевок (выбором ведущего игры). Разучивание считалок, слов к играм. Старинные и современные народные игры, традиционные в Архангельской области. 9 Земляки, прославившие наш край Понятие «земляки». Писатели, поэты и художники Архангельской области. Северяне - герои Великой отечественной войны. Наши современники-земляки, прославившие наш посёлок. Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Архангельской областью.



Предварительный просмотр:

Слайд №1   Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Слайд № 2 Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Слайд № 3    Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края
  • Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;
  • Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;
  • Познакомить с именами знаменитых земляков;
  • Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;
  • Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

 Слайд № 4 Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

            1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

           2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

          3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

     Исходя из выше изложенного, педагогический коллектив пришел к выводу, что необходима целенаправленная работа по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками. Для этого была создана и реализована на практике программа дополнительного образования  «ЛЮБИ И ЗНАЙ, СВОЙ КРАЙ» 

 Слайд № 5 Программа является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

           

Слайд № 6

 Цель:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

 Слайд № 7 В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы: (не зачитываешь)

Задачи программы

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Способствовать социализации воспитанников.
• Обогатить знания дошкольников о поселке Савинский, его истории, достопримечательностях, богатствах поселка, людях-тружениках.

• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка, края.

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду савинцев, создающих красивый поселок.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

 

Слайд № 8 Работа по данной программе, будет более эффективной при создании соответствующей данной теме , предметно-пространственной среды.
Реализация регионального компонента  в соответствии с программой осуществляется через следующие формы организации работы с детьми

Для вашего внимания…..  План интеграции краеведческого содержания

в воспитательно-образовательный процесс   таблица № 1 

Слайд № 9 Специфика организации работы в данной программе  заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы  накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характера.

Слайд № 10

Более подробно с содержанием образовательной деятельности по программе вы ознакомитесь из таблицы №2 

Слайд № 20 

Таблица №1

План интеграции краеведческого содержания

в воспитательно-образовательный процесс

Формы работы

Время проведения

Ст. группа

Подгот.

группа

Образовательная  деятельность

Занятия/беседы

1 раз в месяц

2х25 = 50 мин

2х30=60 мин

Художественное творчество

1 раз в месяц

25-30 мин

25-30 мин

Чтение художественной литературы

1 раз в месяц

20 мин

25 мин

Просмотр познавательных презентаций, мультфильмов

1 раз в 3 месяца

20 мин

20 мин

Образовательная  деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Подвижные игры на прогулке

1 раз в неделю

(каждый месяц вводится новая игра)

12 мин х 5 =60 мин

14 мин х 5 = 70 мин

Экскурсии

1 экскурсия – в 2 месяца

30-40 мин

30-40 мин

Самостоятельная  деятельность детей

Дидактические

игры

По желанию детей

5-10 мин

10-15 мин

Подвижные игры в группе

каждый месяц вводится новая игра

Рассматривание  дидактических картинок, иллюстраций

1 раз в месяц

Процесс   взаимодействия с семьями

Проектная деятельность

совместно с родителями

3 проекта в год

Конкурсы для детей и родителей

2 раза в год

Реализация конкурса – 2 месяца

Тематические праздники

Праздники  в группе

4 раза в год

40 мин х 2 = 80 мин

40 мин х 2 = 80 мин

Конкурсы для детей

2 раза в год

Реализация конкурса – 2 месяца

Таблица №2

Тема

Примерное содержание образовательной деятельности

1

Растения Архангельской области

Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в сосновый бор, на водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.

2

Животные Архангельской области

Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края. Практические занятия. Экскурсии. Наблюдения за жизнью животных.

3

Полезные ископаемые Архангельской области.

Добыча цемента. Практические занятия. Работа с образцами полезных ископаемых. Экскурсия в музей геологов — просмотр экспозиции «Полезные ископаемые края»

4

Воды Архангельской области.

Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, определение скорости течения.

5

Карта.

Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой своей области, района, поселка. Практические занятия. Путешествия по карте.

6

Охрана природы

Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.

7

Прошлое своего края

Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей поселка Савинский, Плесецкого района ,Архангельской области. Памятники. Чтение книг по истории своего края.

8

Народы Архангельской области

Знакомство с национальностями, проживающими на территории Архангельской области, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.

9

Искусство. Культура

Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Архангельской области и поселка Савинский. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Люби и знай свой край"

Программа  расчитана на два года, с детьми 5-7 лет. Материалл программы расширяет кругозор детей, знакомит с известными людьми, с культурой, традициями, природой Воронежского ...

Программа по краеведению "Люби и знай свой край"

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному   изучению  истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...

Региональный компонент авторской программы «Люби и знай, свой край-Алтай»

Региональный компонент авторской программы«Люби и знай, свой край-Алтай»...

Программа по краеведению "Люби и знай свой край"

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному   изучению  истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет «Люби и знай свой край»

Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....

Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года.  Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградск...

Программа дополнительного образования "Я люблю родной свой край"

Программа дополнительного образования для старших дошкольников...