Вариативная программа по краеведению "Родной свой край, люби и знай!"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Гнутова Евгения Анатольевна

       В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей.Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре.Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Приморский край. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его. Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш край, наш город имеют свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее. Понятие « Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

     Наша программа рассчитана на ознакомление со всеми этими особенностями поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_2016.docx73.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №2 «Капелька»

городского округа Спасск-Дальний Приморского края

«Родной свой край, люби и знай»

Вариативная образовательная программа

по курсу «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»»

для детей  младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Составили:

Гнутова Евгения Анатольевна,

воспитатель 1 категории;

                Гнутова Светлана Викторовна,

воспитатель 1 категории.

г. Спасск-Дальний

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы Программы

стр.

Титульный лист

1

Содержание

2

I

Целевой раздел

3 - 12

1

Пояснительная записка

1.1

  • цели, задачи программы

3

1.2

  • Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

4

1.3

  • Цель реализации Программы

5

1.4

Целевые ориентиры усвоения программы

6

1.5

Условия реализации программы

6

1.6

  • режим образовательной деятельности (количество занятий (общее, в неделю), длительность одного занятия)

7

1.7

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы

7

II

Содержательный раздел.

10 - 15

2.1

описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями

10

2.2

тематическое планирование с учётом возрастных особенностей детей

11

2.3

взаимодействие участников образовательных отношений

13

2.4

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

14

III

Организационный раздел.

15

IV

Календарно-тематическое планирование

16-25

V

Литература для педагога и детей

26

I.    Целевой раздел

Пояснительная записка

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей.Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре.Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Приморский край. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его. Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш край, наш город имеют свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее. Понятие « Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

     Наша программа рассчитана на ознакомление со всеми этими особенностями поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.    

Вариативная программа составлена с учетом имеющихся в дошкольном учреждении методических  разработок, пособий, образовательных проектов о родном городе, крае, а так же с учетом авторского пособия «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинскойи  требованийФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО), с учетом   «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации  режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13, зарегистрировано 29.05.2013г, №28564) и является  частью программы, формируемой участниками образовательных отношений: педагогами, родителями, детьми.

1.1Цель программы – создание системы работы воспитателя для развития познавательного интереса к   истории малой родины и воспитание чувства любви к ней.

Задачи:

1. Конкретизировать цели и задачи образовательной деятельности по реализации  вариативной части ОПП ДОО;

2. Сформировать модель образовательной деятельности по ознакомлению детей с родным городом, краем, его природой и его особенностями.

3. Определить планируемые результаты возможных достижений детей ;

4. Сформировать объём и содержание образовательного процесса при реализации вариативной части ОПП ДОО;

5. Регламентировать формы, методы, способы, средства реализации вариативной ООП ДОУ с учётом возраста;

6. Определить организационные аспекты образовательного процесса;

7. Конкретизировать модель построения предметно – развивающей среды в группе;

8. Определить формы работы с родителями и социумом.

Рабочая программа представляет собой тематические модули, реализуемые в рамках 1 недели, один - два раза в месяц учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

1.2 Перечень основных видов организованной образовательной деятельности:

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

игровая (дидактические, подвижные игры),

художественная,

продуктивная,

чтение художественной литературы.

Так как наше ДОУ является малокомплектным и в нём действует 3 разновозрастные группы программа составлена с учетом специфики нашего учреждения на  разновозрастную группу (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания

иразновозрастную группу (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания, организованная образовательная деятельность проводится по подгруппам.

Возраст детей

Продолжительность

Количество в месяц

Количество в год

3-4 года(1 подгруппа разновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания)

15 мин

1

9

4 – 5 лет(2 подгруппа разновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания )

20 мин

1

9

5 – 6 лет(1 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания)

25 мин

1

9

6 – 7 лет(2 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания)

30 мин

1

9

1.3 Цель реализации Программы:формирование первоначальных представлений ородном городе Спасске – Дальнем,  Приморском крае, их природе и особенностях.

Задачи:

  • Формировать представления детей  о своем городе, крае, его природы и достопримечательностями;
  • Формироватьинтерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
  • Формировать  представления о прошлом малой родины;
  • Поддерживать познавательный  интерес к окружающему миру взрослых;
  • Знакомить  с традициями и обычаями нашего народа;
  •  Формировать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру приморской природы;
  • Повышать активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному городу и краю.

.

1.4 Целевые ориентиры усвоения программы

В результате обучения дети будут знать:

  • природные особенности родного края, местности города, где они проживают;
  • символику города и края;
  • главные предприятия города и культурные центры города;
  • название заповедников Приморского края и их обитателей;
  • коренные народности и национальный состав Приморья;
  • профессии людей родного города и края;
  • познакомятся с историей родного города, края;
  • научатся проводить последовательное наблюдение за природными объектами;
  • примут участие в  проектах, праздниках и природоохранных акциях.

 1.5 Условия реализации программы:

 Программа  «Родной свой край, люби и знай», предусматривает ознакомление детей с природой, заповедниками родного края, их обитателями; воспитывает  чувства взаимоуважения и понимания  к людям разных национальностей, осознания понятий «Родина», «граница», соседняя страна и т.д.  Реализовывается в виде организованной образовательной деятельности и является составной частью рабочей программы, предметной дисциплины «Формирование целостной картины мира» («ФКЦМ»), образовательной области «Познавательное развитие», учитывает  климатические и географические особенности Приморского края, национальное разнообразие населения края, многообразие природного мира Приморья.

Основной вид организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование, изобразительная, слушание художественного слова, музыки.

1. 6 Режимобразовательной деятельности:

Организованная образовательная деятельность проводится согласно рабочей программе по «ФЦКМ», длительность:

1 подгруппа разновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (3 – 4 года) – 15 минут;

 2 подгруппа разновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (4 – 5лет) – 20 минут;

 1 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (5– 6лет) – 25 минут;

2 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (6 – 7 лет) – 30минут.

Срок реализации программы:программа рассчитана на 4 года обучения.

1.7 Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы:

Дети 3 – 4 лет

    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

        С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

       Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

       У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.

       В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

       Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. 

       Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. 

Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). 

       В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

       Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

       Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. 

Дети 4 – 5 лет:

На данном возрастном этапе происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него.

В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.

В этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

К пяти годам начинает формироваться произвольность — в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

Дети 5 – 7 лет

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.

Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры — режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь. Диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается

 произвольность действий. Наряду с наглядно-образным,  появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое, причинность,  пространство, время, предмет — система предметов и т.д.к.

Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. У них возникает особый интерес к печатному  слову, математическим отношениям (узнают буквы, овладеют звуковым анализом слова,  счетом и пересчетом отдельных предметов). Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и  активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным  героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны  не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного  искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные  примаки предмета (формы, пропорции, цвет), замысел становится более устойчивым. Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется  интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно  обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

II. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями.

   Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями, ведущей деятельностью, в наибольшей степени, влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступеньпрограмма  строится на понимании  особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него основ культуры здорового образа жизни, активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого ребенка.

. В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы  взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.

В основе Программы – системный подход к процессу обучения, учитывающий взаимосвязь пяти направлений дошкольного образования – познавательное, физическое, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.

Ведущими формами организации  являются подгрупповые занятия.

Применяется дифференцированный подход к детям – с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Основными методами занятий с детьми являются наблюдение, беседа, участие в акциях и проектах,  чтение художественной литературы  и игра (дидактическая, сюжетная, подвижная, спортивная, пр.). Игра представлена как  вид деятельности и как способ образования.  Наряду с реализацией  задач образовательной программы  наша программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного дошкольника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

2.2 Тематическое планирование с учетом возрастных особенностей

1 подгруппа разновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (3 – 4 года)

Раздел

Общее количество часов

1.«Где я живу».

3

2.«Работа родителей»

1

3. «Природа Приморья»

5

2 подгруппа разновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (4 – 5 лет)

Раздел

Общее количество часов

  1. «Наш город»

3

  1. «Работа родителей»

1

  1. «Природа Приморья»

5

1 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (5 – 6 лет)

Раздел

Общее количество часов

  1. «Путешествие по Спасску»

2

  1. «Край чудесный - Приморье»

1

  1. «Предприятия г. Спасска - Дальнего»

1

  1. «Природа Приморья»

5

2 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания (6 – 7лет)

Раздел

Общее количество часов

  1. «Мой город – моя малая Родина »

2

  1. «Край чудесный - Приморье»

1

  1. «Профессии Приморского края»

1

  1. «Природа Приморья»

5

2.3 Взаимодействие участников образовательных отношений

Образовательная среда для детей дошкольного возраста очерчена достаточно широким кругом и  включает семью, сверстников, представителей окружающего социума, дошкольные образовательные организации, другие объекты социума. Каждая воспитательная или образовательная задача требует тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания родителей и педагога. На протяжении всего дошкольного возраста взрослые должны помочь ребенку сформировать представление о том, как вести себя, чтобы не попасть в не приятную ситуацию. Для этого мы решаем следующие задачи:

1Объединить усилия для развития и воспитания детей

2. Повышать педагогическую культуру родителей

3.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

4. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они – заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению.

  Цель работы с родителями – объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Формы работы с родителями:

  •  индивидуальные собеседования;
  •  общие и групповые родительские собрания;
  •  консультации, беседы;
  •  совместное проведение мероприятий (праздники, развлечения);
  • анкетирование;
  •  тестирование.

2.4 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Методы и технологии.

Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как чтение, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.

Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью  наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.  В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер (ноутбук), проектор или телевизор. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе  при реализации программ дошкольного образования Практические методыобучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после  знакомства детей  с материалом и носит обобщающий характер.

Проблемное изложение: воспитатель ставит перед детьми проблему – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения и подсказывает пути ее решения. Назначение этого метода – выбрать (найти) способ решения проблем. Часто он сочетается с частично-поисковым: воспитатель дифференцирует задачу, а дети намечают шаги поиска ее решения.

Дети  следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам  обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности  выполнения заданий: анализ и оценка конкретных ситуаций, дидактические игры.

Также используется исследовательский метод, призванный  обеспечить творческое применение полученных знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают  методами познания, что формирует их опыт поисково-исследовательской деятельности. Репродуктивныйметод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя  заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

III. Организационный раздел

Материально-техническое, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания.

В рамках Программы предлагается использовать комплект учебно – методического пособияавтора Л.А. Кондрыкинской

Организация условий  для самостоятельной деятельности  детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

Творческое  преобразование предметно-развивающей среды на основе собственных разработок.

Положительное влияние на настроение детей и их желание участвовать в краеведческой деятельности оказало стремление родителей  принимать активное участие в преобразовании развивающей среды в группе, их активное участие в конкурсах, фестивалях, проектах; результаты совместной продуктивной деятельности нашли  свое место в краеведческом уголке.

IV. Календарно-тематическое планирование

3-4 года(1 подгруппаразновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания)

Дата

Тема

Основные образовательные задачи

Активизация словаря

Основные виды деятельности

Примечание

сентябрь

«Мой родной город»

Формирование умения называть родной город. Дать элементарные представления о родном городе. Подвести к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу.        

Город, Спасск-Дальний, улица, транспорт, парк. Кинотеатр.

Рассматривание фотографий, беседа с детьми.

дата проведения

занятия  определяется с учетом учебного плана и сеткой НОД ДОУ.

октябрь

«Дикие животные»

Познакомить детей с дикими животными. Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.

Дикие животные.

Знакомство с животными леса.

Д/игры «Найди детёнышам их мам»

«Один – много»

«Кого не стало»

ноябрь

«Мой дом»

Продолжать знакомить детей с частями дома, комнатами, их назначением, с предметами домашнего обихода, мебелью.

Крыша, стены, окна, крыльцо, комнаты, мебель.

Рассматривание иллюстраций, беседа, игровые упражнения.

декабрь

«Подкормим птиц зимой»

Расширять представления о зимующих птицах. Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать желание подкармливать птиц зимой.

Зимующие птицы, кормушка, корм.

Рассматривание кормушки, беседа, наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.

январь

«Дома одноэтажные и многоэтажные»

Формировать представление о разновидностях домов (одноэтажный, многоэтажный). Подвести к пониманию того, что в городе много домов, много улиц. Воспитывать интерес к жилью человека.

Одноэтажный, многоэтажный.

Рассматривание иллюстраций, беседа, игровые упражнения.

февраль

«Работа родителей»

Формировать  представления детей о профессиях и орудиях труда. Развивать речь, наблюдательность, сообразительность. Воспитывать интерес к различным видам профессий.

Профессия, врач, повар, строитель, водитель, пожарный, орудия труда.

Рассматривание иллюстраций. Д/и: «Кому нужны эти предметы», «Что лишнее?»

март

«Река»

Формировать представление детей о том, что вода важна для всех живых существ. (В городе вода приходит по трубам водопровода, её берут из реки. Чистую воду нужно экономить, зря не лить.) Познакомить детей с рыбами, их внешним видом, способом передвижения, питанием. Воспитывать желание изучать подводный мир.

Рыбки, водопровод, плавники, хвост, водоросли, дно.

Чтение художественного произведения, игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций.

апрель

«Подснежник»

Познакомить с растением подснежником, его строением. Воспитывать желание любоваться цветами.

Первоцветы, подснежник.

Чтение стихотворения, рассматривание иллюстрации, рассказ воспитателя.

май

«Насекомые»

Расширять представления об насекомых. Закреплять желание наблюдать за ними. Продолжать учить различать насекомых.  

Насекомое.

Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо», рассматривание иллюстраций, беседа с детьми.

4 -5 лет (2 подгруппаразновозрастной группы (с 3 до 5 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания)

Дата

Тема

Основные образовательные задачи

Активизация словаря

Основные виды деятельности

Примечание

сентябрь

«Мой родной город»

Продолжать закреплять знания детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город.

Город, Спасск-Дальний, горожане улица, транспорт.

Чтение стихотворения, беседа с детьми, рассматривание фотографий.

дата проведения

занятия  определяется с учетом учебного плана и сеткой НОД ДОУ.

октябрь

«Дикие животные»

Познакомить детей с названиями животных, живущими в Приморском крае, с местом их обитания.  

Дикие животные, тайга, тигр, рысь, кабан, лось.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа с детьми.

ноябрь

«Дома в нашем городе»

Познакомить детей  с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные. Научить выделять части дома. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу.

Ставни, наличники, крыльцо, двухскатная крыша.

Пальчиковая игра «Строим дом», рассматривание домов на иллюстрациях, рассказ воспитателя, беседа с детьми.

декабрь

«Подкормим птиц зимой»

   Расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и помогать птицам в зимний период.

Зимующие птицы,

Чтение стихотворения, беседа с детьми, рассматривание иллюстраций.

январь

«Экскурсия по улице Складской»

Расширять представления о назначении различных учреждений, познакомить с объектами улицы. Развивать память наблюдательность, мышление. Воспитывать любовь к родному краю.

Дома одноэтажные и многоэтажные, машины грузовые и легковые.

Рассматривание домов, наблюдение за транспортом, беседа с детьми.

февраль

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Продолжать знакомить детей с разными профессиями. Формировать понимание у детей общественной важности каждой профессии. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Сотрудники, строитель, чертеж, водитель, кондуктор, полицейский, маляр.

Участие в беседе, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, слушание художественных произведений.

март

«Кто живёт в реке Спассовка»

Познакомить детей с рыбками, и животным, обитающими в реках Спасского района. Развивать внимание, мышление, память, умение отчётливо произносить слова. Воспитывать интерес к обитателям реки, развивать общие познавательные интересы детей.

Речные рыбы, сом, карась, щука. Ондатры.

Рассматривание иллюстраций, выкладывание панно, участие в беседе, слушание рассказа А.Клыкова «Зимой под водой», п/и «Караси и щука».

апрель

«Подснежник»

Познакомить с растением подснежником, его строением. Воспитывать желание любоваться цветами.

Первоцветы, подснежник.

Чтение стихотворения, рассматривание иллюстрации, рассказ воспитателя.

май

«В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о многообразии насекомых. Учить различать насекомых по внешнему виду и называть. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать желание наблюдать за насекомыми.

Насекомое.

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций,  беседа с детьми, выполнение заданий персонажа «Хозяйки луга».

5-6 лет (1 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания)

Дата

Тема

Основные образовательные задачи

Активизация словаря

Основные виды деятельности

Примечание

сентябрь

«Спасск – Дальний – часть большой страны»

1.Сформировать представления о том, что рядом со Спасском  находятся другие города.

2.Формирвать представление о некоторых исторических и культурных местах города, о значении символов гербов и их назначении, о некоторых традициях.

3. Продолжать знакомить детей с инфраструктурой Спасска - Дальнего

Карта, город, достопримечательности, герб

Рассматривание иллюстраций, участие в беседе, игровое упражнение «Самый внимательный гражданин»

дата проведениязанятия  определяется с учетом учебного плана и сеткой НОД ДОУ.

октябрь

«Царь тайги (амурский тигр)»

1.Расширять представления детей об амурском тигре, его повадках, месте обитания.

2.Объяснить детям, что тигр является символом Уссурийской тайги, он занесен в красную книгу и охраняется законом.

3.Развивать любознательность.

4.Воспитывать заботу о братьях наших меньших.

Тигр, окрас, млекопитающее животное,  красная книга.

Рассматривание иллюстраций, составление характеристики по модели, участие в беседе, дидактические игра: «Что есть у тигра».

ноябрь

«Заповедники Приморья»

1.Формировать представления  детей о заповедниках Приморского края. (Сихотэ-Алинский, Кедровая падь, Ханкайский и др.),  о значении заповедников.

3.Развивать интерес к изучению родного края.

4.Воспитывать умение любоваться красотой родного края

Заповедник, красно книжные животные.

Просмотр презентации, участие в беседе.

декабрь

«Птицы нашего города зимой (акция « Покормите птиц зимой»)»

1.Закреплять представления детей о птицах нашего города.

2.Уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни.

3.Дать представления о том, чем кормят птиц зимой.

4. Приучать детей заботится о птицах зимой.

Зимующие птицы, кормушка

Рассматривание иллюстраций, участие в беседе и акции, приобщение художественной литературе.

январь

«Край чудесный - Приморье» (карта Приморского края, геральдика)

1.Формироватьу детейпредставления о Приморском  крае,  его климате. 2.Познакомить детей с картой Приморского края, с гербом и флагом. 3. Развивать любознательность. 4.Воспитывать патриотизм.

Приморский край. Климат, герб, флаг.

Просмотр презентации, участие в беседе, приобщение к художественной литературе.

февраль

«Предприятия города Спасска»

1.Познакомить детей с предприятиями г. Спасска – Дальнего.

2.Формировать умение определять род деятельности человека по орудиям труда, форменной одежде, результатам труда.

3. Воспитывать уважение к человеку труженику.

Предприятие, профессии. Цементный завод. Дальневосточная железная дорога.

Рассматривание фотоальбома, участие в беседе, рассказывание о месте работы родителей.

март

«Озеро Ханка»

1.Формировать представления детей об озере Ханка, его местонахождении.2.Познакомить с экосистемой озера. 3.Воспитывать умение видеть и любоваться красотой родного края.

Озеро, пресная вода, Приханкайская низменность. Лотос Комарова, японский журавль, утка – «мандаринка»

Посещение музея, рассматривание панорамы, участие в беседе.

апрель

«Приморье весной (акция «Первоцветы»)»

1. Познакомить детей с некоторыми первоцветами Приморского края (адонис амурский, ветреница, хохлатка).

2. Развивать интерес к окружающему миру.

3. Пробудить у детей желание стать другом и защитником природы.

4 Развивать  речь, активизировать внимание и память.

Первоцвет, подснежник. Красная книга. Адонис, Ветреница, Хохлатка.

Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, участие в беседе, акции.

май

«Улицы родного города»

1.Формировать представления о ближайшем окружении: микрорайон, в котором живем, структурные составляющие любого города (площадь, главная улица, административные здания и т.д.).2.Познакомить детей с некоторыми названиями улиц родного города.

3.Уточнить правила поведения на улицах города и представления об улице, дороге, тротуаре.

Микрорайон, улица, тротуар, проезжая часть, светофор, транспорт, пешеход.

Принимают участие в беседе, высказываются, рассматривают фотографии, устанавливают логическую зависимость в окружающем мире, придумывают, рисуют.

6 – 7 лет  (2 подгруппа разновозрастной группы (с 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности полного дня пребывания)

Дата

Тема

Основные образовательные задачи

Активизация словаря

Основные виды деятельности

Примечание

сентябрь

«История родного города»

1.Познакомить детей с историей возникновения своего родного города, о людях, живших много лет назад. 2.Формировать понятия о том, что города, появившиеся на земле, это результат труда людей, живущих столетия назад.

3.Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу.

История, предки. Переселенцы.

Рассматривание фотографий, участие в беседе.задают вопросы,  формулируют выводы.

дата проведения

занятия  определяется с учетом учебного плана и сеткой НОД ДОУ.

октябрь

«Путешествие по Уссурийской тайге»

1.Расширить знание детей об Уссурийской тайге, её обитателях и растениях.

2.Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. 3.Развивать интерес к познанию природы.

4.Воспитывать правила поведения в природе.

Редкие животные. Тигр. Гималайский медведь. Тайга. Кедр. Лианы.

Просмотр презентации. Участие в беседе. Создание альбома «Уссурийская тайга»

ноябрь

«Заповедники Приморья»

1.Расширять представления детей о заповедниках Приморского края. (Сихотэ-Алинский, Кедровая падь, Ханкайский и др.)

2.Закреплять  представления о значении заповедников.

3. Развивать интерес к изучению родного края.

4.Воспитывать умение любоваться красотой родного края

.

Красная книга Приморского края. Редкие и исчезающие животные. Тигр. Гималайский медведь.Жук-усач,

Чтение художественной литературы. Просмотр презентации. Участие в беседе.

декабрь

««Птицы нашего города зимой»(акция « Покормите птиц зимой»)»

1.Расширять знания детей о птицах и их назначении в нашей жизни. 2.Уточнить представления детей о зимующих птицах.

3.Воспитывать любовь к природе, желание заботится о птицах.

Зимующие птицы, кормушка

Рассматривание иллюстраций, участие в беседе и акции, приобщение художественной литературе.

январь

«Край чудесный - Приморье» (города Приморья, коренные жители)

1.Дать детям короткую информацию о быте и культуре малочисленных народов, населявших Приморье (нанайцы, ульчи, гольды, тайцы, удегейцы).

2.Развивать интерес детей к особенностям жизни малочисленных народов.

3.Воспитывать нравственные качества на примере сказок малочисленных народов

Малочисленные народы, эвенки, удегейцы, гольды, тайцы, ульчи, нанайцы.

Рассматривание иллюстраций. Участие в беседе. Слушание сказок народов Приморья.

февраль

«Профессии жителей Приморского края»

1.Сформировать первичные  представления о профессиях взрослых  в приморском крае.

2.Вызвать интерес к разным профессиям.

3.Воспитывать уважение к людям – профессионалам.

4. Способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Профессия, профессионал.

Моряк,

Рыбак.

Железнодорожник.

Полевод, животновод, пчеловод.

Рассматривание иллюстраций. Участие в беседе. Дидактические игры: «Если бы не было…»; «Кому что нужно?»

март

«Озеро Ханка - жемчужина Приморья»

Обогатить знание детей об удивительном пресноводном озере «Ханка» -как природном сообществе (месте обитания растений и животных), их взаимосвязи, обитателях озера, растительном мире, главной достопримечательностью озера-лотосом. Формировать элементы экологического сознания. Воспитывать умение видеть и любоваться красотой которая нас окружает.

Озеро, пресная вода, Приханкайская низменность. Лотос Комарова, японский журавль, утка – «мандаринка»

Посещение музея, рассматривание панорамы, участие в беседе.

апрель

«Приморье весной (акция «Первоцветы»)»

1. Расширять представления и знания детей о первоцветах, об их значении в нашей жизни.

2. Развивать интерес к окружающему миру.

3. Пробудить у детей желание стать другом и защитником природы.

4 Развивать  речь, активизировать внимание и память.

Первоцвет, подснежник. Красная книга. Адонис, Ветреница, Хохлатка.

Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, участие в беседе, акции.

май

Итоговое «Викторина «Путешествие по родному краю»

Закрепить знания детей о Приморском крае (географические сведения, флаг, символы г. Спасска-Дальнего, о малых народностях Приморья, природе Приморья. Воспитывать любовь к своему родному краю.

Выполнение заданий викторины.

V. Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г),

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13, зарегистрировано 29.05.2013г, №28564).  

3.Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. «Родной край». М., Просвещение, 1990

4.Герасимова З., Казачок Н. «Родной свой край люби и знай». Дошкольное  воспитание.-2001. №12 – с.47

5..Кондырская Л.А. «С чего начинается Родина?». М., Просвещение, 2004

6. . Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

7.Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

8. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

9. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

10.Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

11.Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

12.Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

13.Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада» МОЗАИКА, СИНТЕЗ, Москва, 2010

14.Лободина Н.В. «Комплексные занятия по программе от «Рождения до школы». Вторая младшая группа». Волгоград, Учитель, 2012

15.Лободина Н.В. «Комплексные занятия по программе от «Рождения до школы». Средняя группа». Волгоград, Учитель, 2012

16. Лободина Н.В. «Комплексные занятия по программе от «Рождения до школы». Старшая группа». Волгоград, Учитель, 2012

17. Лободина Н.В. «Комплексные занятия по программе от «Рождения до школы». Подготовительная к школе группа». Волгоград, Учитель, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...

Программа "Родной свой край люби и знай"

Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)...

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай" для детей 3-7 лет

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей  3-7 лет.Программа носит образовательный, общекультурны...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Свой край люби и знай »

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Свой край люби и знай »МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №5»...

Рабочая программа «Родной свой край люби и знай!»

Содержание программы ориентировано на детей дошкольного возраста 5-6 лет.В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости;принцип развивающего образования...

Мастер-класс по программе "Родной свой край- люби и знай!". Программа.

Духовное развитие человека не внешне, а внутренне, диалектический связано с социальной жизнью….Проблема духовного устранения  есть проблема правильного соотношения индивидуального и социал...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....