Мастер-класс по программе "Родной свой край- люби и знай!". Программа.
рабочая программа

Михайлова Анна Ивановна

Духовное развитие человека не внешне, а внутренне, диалектический связано с социальной жизнью….

Проблема духовного устранения  есть проблема правильного соотношения индивидуального и социального в нашей душе.

В.В. Зеньковский

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya1.pdf2.88 МБ
Файл mbdou.docx263.59 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть- Баргузинский детский сад «Солнышко»

Программа

« Родной свой  край – люби и знай»

C:\Users\днс\Desktop\IMG-53dd244a5a676f6a45f85e33098ceed4-V.jpg

Духовно- нравственное воспитание детей через приобщение к истории родного края

Объяснительная записка

   «Программа развития и воспитания в системе образования России» начинается со слов :» Духовно- нравственное становление детей и молодёжи. Подготовка  их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства.

   Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и воспитания. По- новому оценивается роль религии в истории России и признаёт её большое влияние на духовно- нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленна деятельности, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

   Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, то не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Актуальность программы

Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.

Одним из первых программ в области духовно- нравственного становления семьи являются программы «Мамина школа», «Семейная гостиная», способствующие возрождению лучших традиций семейного воспитания.

Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, устному творчеству.

Процесс приобщения к культуре своего народа мы начинаем с самого раннего возраста: через колыбельные песни, частушки, потешки, игры- забавы, пословицы, сказки.

Наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, дающий духовные ростки, вызывают православные праздники.

Вопрос взаимодействия семьи и детского сада духовно- нравственному воспитанию детей были обозначены следующие проблемы:

  1. Необходимость дальнейшей разработки современных форм вовлечения родителей в процесс духовно- нравственного воспитания, а также программ взаимодействия детского сада и семьи по указанной проблеме.
  2. Необходимость научной разработки критериев эффективности педагогической работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
  3. Подготовка педагогов по вопросам возрождения отечественных традиций семейного воспитания.

Цель программы:

Духовно- нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края.

Задачи программы:

  1. Углубленное представление о семье, родственных отношениях.
  2. Приобщать к культуре и традиции бурятского народа.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
  4. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его  истории.
  5. Воспитывать любовь к природе, учить правильно вести себя на природе, чтобы не навредить.
  6. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

     Принципы программы:

  1. Принцип научности опирается на  исследовательскую деятельность детей ( историческое, коллекционное изучение краеведческой литературы)
  2. Развивающий- пополнить знания об истории и достопримечательностях родного края. Природоспособность: человек является частью природы и подчиняется её законам.
  3. Воспитывающий- Любовь к Родине, к родному краю, к родному дому. Знания, которыми ребенка вооружают, должны служить е6го воспитанию.
  4. Наглядности –( всё увидеть своими глазами). Экскурсии, целевые прогулки, фотографии, слайды, театры.
  5. Систематизация и последовательность образовательного содержания, связанного с фольклором.
  6. Доступность в усвоении знаний по возрасту детей.
  7. Сочетание  обучающего компонента с развивающим.

Предварительная работа:

  1. Изучить краеведческую литературу, пополнить библиотеку.
  2. Совместно с родителями оборудовать краеведческий музей. (фото, значки, открытки)
  3. Для пополнений знаний об истории и достопримечательностях посёлка и края. Посетить краеведческий и экологический центр.
  4. Подобрать библиотеку произведений бурятских писателей, поэтов, чьи имена отражают быт, культуру.
  5. Собрать бурятские народные пословицы и поговорки, отражающие лучшие стороны бурятского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к  Родине.
  6. Изготовить творческие развивающие игры «Пройди по посёлку» ( Лабиринты, карты, схемы ближайшего окружения детского сада)
  7. Организовать сюжетно- ролевые игры « Переправа», «Кондитерский цех», «Рыболовы».
  8. Создание фотоальбома «Кем работают мои родители».
  9. Собрание книги «Сказки о моей семье». «Мой дом».
  10. Разработка мини- проекта «Бабушка рядышком с дедушкой».
  11. Рекомендации для родителей «Как знакомить дошкольника с социальным окружением».

План работы с родителями:

  1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.
  2. Провести семинары- практикумы «Родной свой край- люби и знай», « Знакомим с природой родного края».
  3. Организовать консультации на следующие темы:
  • Роль родителей  в воспитании у детей  любви к родному посёлку.
  • Куда повести малыша в выходной день.
  • Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания.
  • Роль бурятского творчества в нравственном воспитании детей.
  • О мудрости бурятской педагогики.
  • Расскажите детям о своей профессии, любимых местах поселка, района и почему.
  1. Творческая гостиная Воспитаны ли ваши дети?»
  2. Привлечь родителей к организации и проведении групповых развлечений «Поле чудес», «Что?Где?Когда», «Вместе с бабушкой, КВН «Знатоки природы», Районный «город мастеров».
  3. Подготовить совместно с родителями фотовыставку «Мы из Бурятии». ( фото детей в самых красивых местах посёлка).
  4. Оформить выставку творческих работ «Чудо- писанки», «Волшебный лоскуток», оргами-малгай, юрта.

1 этап программы      Средний возраст

Примерные темы:

  1. Я, моя семья, мой дом, адрес, ближайшее окружение детского сада, труд людей в детском саду.
  2. Природа на участке детского сада.
  3. Проект краткосрочный «Традиции и обычаи русского народа»
  4. Фольклор: бурятские народные сказки, русские народные сказки, сказки народов Севера.
  5. Знакомство с бурятской народной музыкой, пение песен и частушек, пляски в хороводе.
  6. Знакомство с народно- декоративно- прикладным искусством бурятского народа. Знакомство с бурятским женским костюмом.

2 этап программы    Старший возраст

Примерные темы:

  1. Усть- Баргузин, его улицы.
  2. Виды транспорта в посёлке, в республике, в стране.
  3. Труд взрослых.
  4. Водоёмы Баргузинского района.
  5. Краеведческие сведения о Байкале, о Бурятии.
  6. Русские традиции
  7. Бурятское народное творчество.
  8. Отражение полученных знаний в изобразительной деятельности.
  9. Праздник «Сагаалган».
  10. Экскурсия в поселковую администрацию
  11. Сотрудничество с педагогом дополнительного образования «Подлеморье» по программе «Мой дом».

3 этап работы    Подготовительная группа

Примерные темы:

  1. Трудовая Бурятия.
  2. Сельское хозяйство Бурятии.
  3. Памятники революционерам и погибшим ВОВ.
  4. Заповедники Бурятии. Знакомство с Красной книгой Бурятии и России.
  5. Экскурсии в библиотеку, Сотрудничество с работниками библиотеки.
  6.  Экскурсия в аптеку. Знакомство с работой фармацевта.
  7. Экскурсия на почту. Знакомство с работой почтальона и ее значении.
  8. Экскурсия в пожарную часть.
  9. Экскурсия в Центр дополнительного образования «Подлеморье».
  10. Экскурсии с музыкальную, спортивную, общеобразовательную школу.
  11. Сетевое сотрудничество со специалистом Национального парка «Заповедное Подлеморье».
  12. Совместная работа с педагогом дополнительного образования «Подлеморье» по программе  «Лесная сказка».
  13. Художественное творчество детей, посвященное родному краю.
  14. Участие в смотре художественной деятельности «Город мастеров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...

Вариативная программа по краеведению "Родной свой край, люби и знай!"

     В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей.Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления лич...

Программа "Родной свой край люби и знай"

Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)...

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай" для детей 3-7 лет

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей  3-7 лет.Программа носит образовательный, общекультурны...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Свой край люби и знай »

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Свой край люби и знай »МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №5»...

Рабочая программа «Родной свой край люби и знай!»

Содержание программы ориентировано на детей дошкольного возраста 5-6 лет.В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости;принцип развивающего образования...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....