Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Карпова Винера Асымовна

 

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи для подготовительной к школе группе с использованием интеграции ОО.

 

        Тема: «Овощи – фрукты»

 

       Цель:  продолжить  работу  над   расширением   и   активизации  словаря  по  теме «Овощи и фрукты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно организованной деятельности по развитию речи для подготовительной к школе группе с использованием интеграции ОО.

                

Тема: «Овощи – фрукты»

Цель:  продолжить  работу  над   расширением   и   активизации  словаря  по  теме «Овощи и фрукты»


Задачи:

  • Формировать связную речь, совершенствовать навыки умения детей составлению

сравнительно – описательного рассказа.

  • Учить детей согласовывать существительные с прилагательными.
  • Развивать их фонематическое восприятие, мышление,  координацию речи, мелкую моторику.
  • Воспитывать навыки общения, умения отгадывать загадки, слышать и слушать  взрослого и  своих сверстников.

Материал, используемый на НОД:  фрукты и овощи на тарелках, мяч, простой и цветные карандаши на каждого ребенка, карточки для игры «Четвертый лишний» и «Дорисуй половинку».

Предварительная работа: беседы, обсуждения: «Овощи для еды - хорошо или плохо?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Почему необходимо мыть овощи и фрукты перед едой»; дидактические игры «Где растет?», словесная игра «Вершки-корешки», лото «Овощи и фрукты»; рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней», альбома «Овощи и фрукты»; аппликация и лепка на тему: «Овощи» и «Фрукты», конструирование на тему: «Фрукты»; чтение художественной литературы.

Используемая литература

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 528 с.
  2. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.
  3. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
  4. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд.   2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977.
  5. Интернет-ресурсы.

ОО

Виды деятельности

Формы и методы работы

Физическое развитие

Двигательная

- Физкультминутка «Незнайкина зарядка»

- Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту».

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная

- Мастерская по изготовлению продуктов детского

   творчества: упражнение «Дорисуй половинку»

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

- Решение проблемных ситуаций: составление

  сравнительно-описательного рассказа.

- Моделирование: «Сюрпризный момент»

Развитие речи

Коммуникативная

- Игры с правилами: «Какой сок»,  «Четвертый    

  лишний»

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая

- Дежурство

- Совместные действия

Ход  НОД

I. Организационный момент. (Стук в дверь)

- Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Да это наш друг Незнайка, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

- Посмотрите, он держит конверт в руках. Хотите узнать, что в нём? (Да, хотим)

  • Воспитатель достает письмо из конверта  и читает.

- Он предлагает нам, разгадать загадки. Послушайте их и постарайтесь отгадать.

II. Основная часть

1. Воспитатель загадывает детям загадки по теме:

  • Лису из норки поволок,

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая.  (Морковь) 

  • В огороде желтый мяч,

Только не бежит он вскачь.

Он, как полная луна.

Вкусные в нем семена.                 (Тыква)         

  • Сладок он, но толстокож,

И чуть-чуть на серп похож.         (Банан)

  • Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?                         (Репка)                             

  • Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может это дивный сон?

Нет, ведь это…                          (Патиссон)                   

  • Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала...                         (Груша)

  • Он почти как апельсин

С толстой кожей, сочный

Недостаток лишь один

Кислый, очень кислый                 (Лимон)

  • Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы - панамочки

Прячутся в зной...                 (Яблочки)

Воспитатель. Молодцы, все загадки отгадали.

- Ребята, как одним словом назвать яблоко, лимон, банан, грушу? (Фрукты)

- А морковь, тыкву, репу, патиссон? (Овощи)

- Сегодня мы с вами и поговорим об овощах и фруктах.

- Скажите, где растут овощи, а где фрукты? ( Овощи растут в огороде, а фрукты в саду

Воспитатель. А сейчас мы поиграем (встаньте в круг)

2. Проводится игра с мячом на ковре, «Какой сок»

  • Воспитатель бросает мяч и называет фрукт или овощ для приготовления сока:
  • Сок из яблока                 (Яблочный сок)
  • Сок из помидоры          (Томатный сок)
  • Сок из груши                 (Грушевый сок)
  • Сок из тыквы                 (Тыквенный сок)
  • Сок из апельсина         (Апельсиновый сок)
  • Сок из граната         (Гранатовый сок)
  • Сок из моркови         (Морковный сок)
  • Сок из винограда         (Виноградный сок)
  • Сок из вишни                 (Вишневый сок)
  • Сок из свеклы         (Свекольный сок)
  • Сок из ананаса         (Ананасовый сок)
  • Сок из абрикоса         (Абрикосовый сок)

3. Физкультминутка  на ковре «Незнайкина зарядка» (звучит активная музыка)

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро за руки возьмитесь,

И по кругу все пойдите.

А теперь все улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

4. Составление сравнительно-описательного рассказа

  • На столе в тарелках овощ и фрукт (три вида): морковь и апельсин; огурец и банан; яблоко и помидор.  

- Кто может составить сравнительно - описательный  рассказ? 

  • Обсуждается с детьми последовательность рассказа, закрепляется с помощью моделей (форма, величина, где произрастает, какой на вкус, какой на ощупь, что можно приготовить). Каждый ребёнок самостоятельно выбирает овощ и фрукт. Выслушиваются 2 - 3 рассказа.

5. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель. А сейчас ребята, вам надо быть очень внимательными. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Посмотрите на эти картинки. Что вы видите? (Груша, картошка, яблоко, персик). Что здесь лишнее? Правильно, картошка. Почему? (Картошка - это овощ). 

  • Аналогично проводится работа с другими картинками.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, абрикос, кабачок, тыква.

Ананас, мандарин, баклажан, вишня.

Помидор, банан, редиска, свекла.

Апельсин, виноград, морковь, слива. 

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

6. Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту».

  • Дети руками имитируют соответствующие действия:

- Мы капусту рубим, рубим!                 - прямыми напряженными ладонями имитируют         

                                                                    движения топора вверх- вниз.

- Мы капусту режем, режем!                     - энергичные движения прямыми ладонями                                                                        вперед-назад.

- Мы капусту солим, солим!                     - пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

- Мы капусту жмем, жмем!                     - сжимают пальцы в кулаки то одновременно на двух                                                        руках, то поочередно.

- Мы морковку трем, трем!        - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают                           ритмичные движения вверх-вниз по ладони                        другой руки.

7. Упражнение «Дорисуй половинку»

Воспитатель. Ребята у вас на столах карточка с изображением незаконченного рисунка, его нужно дорисовать и раскрасить.

- Посмотри на карточку, тебе надо дорисовать морковку.  Каким цветом ты её будешь закрашивать? Правильно оранжевым карандашом и т.д.

  • Дети работают самостоятельно.

-Молодцы, ребята! Красивые получились у вас рисунки. Давайте подарим Незнайке ваши рисунки, чтобы он мог, глядя на них рисовать также как и вы.

III. Итог.

- О чём мы говорили с вами на занятии?

- И что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

- Молодцы, ребята! На занятии вы все хорошо отвечали, справились с заданиями.  

Технологическая карта

непосредственно организованной деятельности по развитию речи для подготовительной к школе группе с использованием интеграции ОО.

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Сюрпризный игровой момент (Стук в дверь)

- Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Да это наш друг Незнайка, давайте с ними поздороваемся.

- Посмотрите, он держит конверт в руках.  Хотите узнать, что в нём?

- Незнайка предлагает нам, разгадать загадки. Послушайте их и постарайтесь отгадать.

Они здороваются.

 

 

II. Основная часть.

1. Загадывает детям загадки по теме:

  • Лису из норки поволок,

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая.

  • В огороде желтый мяч,

Только не бежит он вскачь.

Он, как полная луна.

Вкусные в нем семена.                          

  • Сладок он, но толстокож,

И чуть-чуть на серп похож.        

  • Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?                                              

  • Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может это дивный сон?

Нет, ведь это…                          (Патиссон)                   

  • Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала...                         

  • Он почти как апельсин

С толстой кожей, сочный

Недостаток лишь один

Кислый, очень кислый         

  • Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы - панамочки

Прячутся в зной...

                

Слушают внимательно воспитателя, думают, высказывают свои предположения.

2. Игра с мячом, «Какой сок»

Называет фрукт или овощ для приготовления сока:

  • Сок из яблока                 
  • Сок из помидоры          
  • Сок из груши                 
  • Сок из тыквы                 
  • Сок из апельсина         
  • Сок из граната         
  • Сок из моркови         
  • Сок из винограда         
  • Сок из вишни                 
  • Сок из свеклы         
  • Сок из ананаса         
  • Сок из абрикоса         

Отвечают, какой сок  из него можно приготовить.

3. Физкультминутка «Незнайкина зарядка» (на ковре)

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро за руки возьмитесь,

И по кругу все пойдите.

А теперь все улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

Выполняют соответствующие движения.

4. Составление сравнительно-описательного рассказа

Обсуждает с детьми последовательность рассказа, закрепляет с помощью моделей (форму, величину, где произрастает, какой на вкус, какой на ощупь, что можно приготовить).

Составляют сравнительно – описательный рассказ.

5. Игра «Четвертый лишний»

Называет слова:

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, груша, кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, огурец, слива.

Яблоко, груша, баклажан, слива.

Помидор, банан, редиска, свекла.

Внимательно слушают и называют лишнее слово.

6. Пальчиковая гимнастика

«Заготавливаем капусту».

- Мы капусту рубим, рубим!

- Мы капусту режем, режем!

 

- Мы капусту солим, солим!

- Мы капусту жмем, жмем!

- Мы морковку трем, трем!

 

Руками имитируют соответствующие действия:

- прямыми напряженными ладонями имитируют движения топора вверх- вниз.

- энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад.

- пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

- сжимают пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.

- пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.

7. Упражнение «Дорисуй половинку»

Предлагает дорисовать половинку фрукта или овоща, а затем раскрасить.

Дети дорисовывают половинку рисунка и  раскрашивают.

III. Итог.

- Молодцы, ребята! На занятии вы все хорошо отвечали, справились с заданиями.   - И что вам больше всего понравилось?

Дети рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...