Самоподготовка
материал ( группа) на тему

Боярова Оксана Васильевна

Подготовка домашних заданий в условиях детского дома-школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka1.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ для детей сирот и, детей оставшихся без попечения родителей

«Рузаевский детский дом – школа № 1»

Самоподготовка

                                                                 Провела:

Воспитатель семьи № 3

                                                                        Боярова О.В.

Подготовка домашних заданий в условиях детского дома-школы – один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий, роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь, взаимоконтроль и т.д.

      Результат самоподготовки во многом зависит от организации самоподготовки воспитателем

Подготовка домашних заданий.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.;

- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;

- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

ЦЕЛИ самоподготовки:

Образовательные:

  1. Расширять, закреплять и систематизировать знания детей.
  2. Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.
  2. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, искать информацию в интернете.
  3. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности.
  2. Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей.
  3. Воспитывать бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Правильная организация подготовки домашних заданий,  эффективное закрепление и совершенствование знаний, полученных учениками на уроках – вот ключевые моменты реализации и достижения этих целей.

Можно выделить основные этапы в структуре самоподготовки:

а)      организация начала самоподготовки;

б)      подготовка к самостоятельной работе;

в)      самостоятельная работа детей;

г)       самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

д)      проверка работы воспитателем;

е)      подведение итогов.

Вот как проходит самоподготовка в моей группе.

До самоподготовки после окончания уроков проходит обычно около 2,5 – 3.5 часов. За это время дети успевают погулять на свежем воздухе и посетить различные кружки. Выполнение домашних заданий происходит всегда в одно и тоже время, поэтому дети настроены работать и я создаю для этого условия.  

 Подготовка к самостоятельной работе

Она тоже не занимает много времени. У меня сборная группа:

2 класс - Семочкин С.

4 класс - Каруц Ю., Островецкий С.

6 класс - Игошина Н.

7 класс - Паршин А.

Поэтому фронтально выясняю, всё ли понятно по домашнему заданию. Чётко озвучиваем содержание задания, я объясняю более рациональную последовательность его выполнения. Далее напоминаю, что те, кто забыл ту или иную справочную информацию, могут воспользоваться памятками, где есть правила, схемы или таблицы по темам.

Всегда даю команду к началу самоподготовки:

«Сядьте все правильно. Вы все умнички. Не торопитесь. Делайте аккуратно. У вас всё получится. Время работает на нас. Пожалуйста, будьте внимательны и взаимовежливы, не отвлекайте друг друга. Удачи!»

Общего шаблона в последовательности выполнения домашних заданий по предметам нет. При рекомендации начинать с наиболее сложного, каждый выберет свой предмет.

На самоподготовку отводится 1,5 – 2 академических часа. За это время, как правило, дети успевают сделать задание по двум – трём предметам. Поэтому целесообразно проводить динамические паузы перед изучением устных предметов.  

Дети знают, что через каждые 20 минут будет 5-минутный перерыв. При необходимости дети могут отдохнуть дополнительно. Во время перерыва, как правило, проводим физкультминутки. Также дети с удовольствием дают отдых глазам при помощи гимнастики для глаз.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен поднять руку или сигнальную карточку красного цвета. Во время самоподготовки я всегда делаю акцент на том, что дав списать однокласснику ДЗ, ребята лишают своих товарищей возможности развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т. д. Учу детей уважительно относиться к интеллектуальному развитию своих сверстников.

Рабочий шум вполне допустим, и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Ученики, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам , могут быть помощниками для воспитателя. Они старательно проверяют домашнее задание младших или более слабых учеников. Такой прием развивает познавательные способности учащихся.

 Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь нужно оценить работу каждого учащегося: кто работал самостоятельно, кому было сложно, но они справились, обязательно оценить желание ребят помочь товарищам в объяснении темы, разъяснении примера и т. д.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Памятка на самоподготовку: 

Общие указания

  1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
  3. Посмотри в дневнике домашнее задание.
  4. Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.
  5. Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.
  6. Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.
  7. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа.
  8. Выполняй задание четко, аккуратно.
  9. Через  каждые  10 минут   давай  отдых глазам   и пальцам  - несколько раз  открой  и зажмурь   их, посмотри по сторонам и т.д., сожми разожми пальцы.
  10. Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку -  встань,   сделай  несколько упражнений,  глубоко вдохни и выдохни.
  11. Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.
  12.  Сдай   уроки    и   положи    дневник   воспитателю. Осталось время - тихо займись своими делами, не мешая другим.

 Методы и приёмы, применяемые в ходе выполнения домашнего задания, позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют профилактике переутомления, активизируют познавательную деятельность, помогают её сохранению на всех этапах работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях коррекционной школы - интерната

Формирование общеучебных навыков и умений для успешного овладения знаниями,умениями и навыками в условиях коррекционной школы интерната. Пояснительная записка. Конспекты занятий по самоподготовке....

Самоподготовка 4 класс

Формирование учебно - организационных умений....

Самоподготовка 9 класс

Самоподготовка - не урок.Эта форма работы содержит в себе самообразовательные начала и характерезуется самостоятельными действиями учащихся....

Самоподготовка

Цель: образовательные – закрепление знаний, полученных на уроках.            Развивающие – развитие познавательных процессов учащихся: памяти, мы...

"Открытая самоподготовка"

Зекреплять знания полученные на уроках;учить работать самостоятельно;развивать моторику рук. память, мышление, воображение, координацию движений, речь детей....

Упражнения для самоподготовки родителей с целью выработки умений обращаться с детьми

Вы обнаружили, что ваш ребенок не проявляет интереса к будущей школьной жизни. Более того, нередко в разговоре с вами или с другими людьми он говорит о том,что не хочет идти  в школу....

Памятки для успешной самоподготовки уроков для педагогов и воспитателей и родителей

Памятки для успешной самоподготовки уроков для педагогов и воспитателей и родителей....