Развитие речи через ситуации общения.
статья ( группа) на тему

Лих Татьяна Михайловна

Речь - это вид деятельности человека, которая выражает собой психологическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику. В речи человек передаёт свои мысли, чувства, отношения. Чем лучше будет развита речь в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitii_rechi_cherez_situatsii_obshcheniya.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи через ситуации общения.

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября этого года, дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культур:

  • обогащение активного словаря;
  •  развитие связной речи,
  •  грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  •  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  •  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  •  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей речевыми средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь ребенка формируется в общении.

Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к признанию, что первоначально речь возникает как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым он взаимодействует. В связи с этим необходимо понимать, что речь, а точнее её качество, помогает дошкольнику решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.; помогает, посредством общения со сверстниками и взрослыми, становлению личности, ее мировоззрения. Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах.

 Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития детей. При их организации чаще всего «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:

  • «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);
  •  «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);
  •  «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия)  и др.

 Специально планируемые ситуации общения могут быть игры-викторины:

  • «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок),
  •  «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города),
  •  «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи),
  •  «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности);
  • Утверждения (подготовленные заранее педагогом), требующие завершения, словесные игры, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.

 Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность («Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история»), пересказ сказки, рассказ о том, что было или будет и т. д. и т. п.

 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в свою очередь придает речи красочный характер, заинтересовывая детей.

В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Для того, чтобы общаться, ребенок должен обладать целым рядом умений:

  • внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
  • проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
  •  уметь выражать свое отношение к предмету разговора — излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
  •  ясно и последовательно выражать свои мысли;
  •  уметь ориентироваться в ситуации общения;
  •  уметь договариваться, планировать совместные действия;
  •  уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

 Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

Влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными  и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения, к ним подсказывающим вопросом, поощрением. Для развития  речи детей педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

Побудить детей  к общению  на определенную тему помогут  небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки

. Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

 Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд.   Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.

Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

 В старших группах применяем  те же приемы, но усложняем тематику разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется  воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Таким образом,  основным направлением  формирования  разговорной речи дошкольников в повседневной жизни является применение игровых коммуникативных ситуаций.

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через ситуативное общение «Моя семья»

Цель: формирование представлений о семье и родственных отношениях.Задачи:учить отвечать на вопросы полным предложением;упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;упражнять в употреблении умен...

Развитие речи дошкольников через ситуации общения

В материале представлины игры для развития речи детей в игровых ситуациях...

Развитие речи и культуры общения через театрализованную игровую деятельность.

С самых ранних  лет ребенок стремится проявить творчество.В его развитии нам помогает  театрально-игровая деятельность.Как лучше организовать эту работу, как сделать так, что бы детям нравил...

Консультация для родителей. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ И ИГРУ

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...

Консультация для родителей "Развитие речи через общение и игру"

Автором разработан методический материал для родителей, с целью развития речи дошкольников посредством игры и повседневного общения....