Развитие речи дошкольников через ситуации общения
учебно-методический материал по развитию речи на тему
В материале представлины игры для развития речи детей в игровых ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через ситуации общения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в самостоятельную образовательную область и включает в себя следующие компоненты:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в качестве первого компонента речевого развития указано «владение речью как средством общения» Почему это так? Если мы посмотрим на само определение речи, то всё встанет на свои места. Согласно словарю, речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Из этого определения следует то, что речь и общение тесно связаны между собой, речь человека формируется и развивается в общении с другими людьми.
Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с тем как, развивать речь дошкольников через ситуации общения. Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использование освоенных детьми речевых категорий. Мы поговорим о специально планируемых ситуациях общения которыми в отношении к дошкольникам являются …. различные игры. Поэтому сегодня я познакомлю вас с некоторыми речевыми играми, которые можно использовать как на занятиях так и вне их.
Начнём мы с игры «Доскажи словечко» . Вариантов этой игры много. Взрослый называет ребенку словосочетания, предложения или загадки делая паузы в тех местах где нужно добавить слово. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу. Предлагаю вашему вниманию такую игру на тему «Домашние животные»
«Жили у бабуси» (автор стихотворных строк неизвестен)
В деревушке у опушки
Бабушка живет в избушке.
Вместе с нею там живет
Полосатый Васька-…
Кот мяукает, мурлычет,
Всем он очень симпатичен,
Но поймать его за хвост
Очень хочет старый …
Службу пес несет исправно,
Во дворе он самый главный.
Пес следит из новой будки,
Как в пруду ныряют …
Утки маленьких утят,
Научить всему хотят.
К кряканью давно привык
Толстый и сердитый …
Рогом бык плетень бодает,
Тот от этого страдает.
Возмущаться начал вслух,
Вниз слетев с плетня, …
К петуху бегут гурьбою
И кудахчут меж собою
Неразлучные подружки
Наши курочки-…
У несушек круглый год
Много во дворе хлопот,
Но милей всего бабусе
Два ее веселых …
Гуси ходят по дорожке,
Чтоб помыть в канаве ножки
И на мостике у речки
Встретить белую …
У овечки есть соседка,
Лежебока-домоседка.
Лежа в луже у ручья,
Громко хрюкает …
А над свинкою летает
Вороватых птичек стая,
"Эй, ребята, не робей!" -
Прочирикал …
Воробей зерно клюет,
Только песен не поет.
В доме пусто, в доме тишь,
И из норки вышла …
Мышь опять в углу скребется,
Кот не хочет с ней бороться -
Просит молока парного.
Ну, когда ж придет …
За коровой по пятам
Есть резон ходить котам.
Ну, а вкусной шоколадкой
Лучше угостить …
Лошадь очень любит, чтобы
Был за ней уход особый,
Ведь лошадка та родня
Богатырского …
Конь зовет богатырей:
"Приходите поскорей!
И тогда, я не шучу,
На себе вас прокачу!"
«Назови слово похожее по звучанию» Педагог называет слово детям нужно назвать слово похожее по звучанию. В эту игру можно играть на слух, а можно раздать детям картинки, на которых изображены предметы, названия которых похожи по звучанию
- Врач – мяч,
- Значок – крючок,
- Ключи – кирпичи,
- Стол – пол,
- Халат – салат,
- Елка – иголка,
- Белка – стрелка,
- Зайцы – пальцы,
- Яйцо – крыльцо,
- Огурец – продавец,
- Дворец – певец,
- Пирог – творог,
- Ворона – корона,
- Топор – забор,
- Нора – дыра.
Игра «Подходящие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон! ( )
А теперь не зевайте, слова к слову подбирайте!
Быстрый (быстрая, быстрое, быстрые) - ракета, самолет, тигр, орел, конь, машина.
Сладкие слова – конфеты, торт, пирожное, сахар. Кислые слова – лимон, сок, конфета, ягода. Большой – дом, пакет, грузовик…
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Медленный – человек, черепаха и тд. Мягкие слова - подушка, хлеб, печенье… Задание можно усложнить. Назвать слова подходящие к двум другим (предмет обладает сразу двумя признаками)
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Круглый и красный – (арбуз, мяч, яблоко, помидор). Игра «Что внутри». Педагог называет предмет или место, а дети в ответ называют что – то или кого – то, что может быть внутри названного предмета: дом – стол, мама, игрушки… шкаф – платье, свитер, книги… детский сад – игрушки, дети, воспитатели… холодильник – йогурт, молоко, колбаса… нора – лиса, мышка, крот… магазин – продукты, конфеты, сок, игрушки… Игра «Скажи наоборот» Педагог называет слово, дети слово противоположное по значению. Нам с вами пришел черед сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а вы ответите ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а вы ... («близко»). Скажу поднял - вы… опустил, взял - … положил Скажу я слово «потолок», в ответ услышу… («пол»). Скажу я слово «потерял», а вы ... («нашел»)! Скажу вам слово «трус», а вы в ответ ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечайте же ... («конец»). (автор стихотворных строк неизвестен) Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... Огонь горячий, а лед ... Река широкая, а ручей ... Камень тяжелый, а пух ...
«Что больше? Что меньше?» Педагог ставит перед детьми задачу: «я буду называть кого- нибудь или что – нибудь, а вы назовёте предмет или живое существо, которое больше по размеру (или меньше). Муравей - …, кошка- … , карандаш - …, книга - …, стол - … Игра «Волшебная палочка». Для игры необходимы предметные картинки или игрушки и «волшебная палочка» Предложите детям по очереди взмахнуть палочкой и «уменьшить» какой – то предмет, назвав его ласково ( образование уменьшительно – ласкательной формы), или увеличить предмет до огромных размеров (домище, конфетища).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/16/picture-716779-1468696758.jpg)
Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...
План по самообразованию на 2016-2021 г.г по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой»
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного по...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-952776-1506489167.jpg)
Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»
В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-1455912-1676881816.jpg)
Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-1057301-1622783305.jpg)
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...
План рабочей программы бесплатного кружка по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой посредством аппликации»
Направленность программы - художественно-эстетическое развитиеИзобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художес...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1067096-1539598474.jpg)
Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.
Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....