Главные вкладки

    Организация проектной деятельности в детском саду.
    статья (подготовительная группа) на тему

    Материал раскрывает актуальность и востребованность проектной технологии , важность внедрения проектной технологии в жизнь   детского сада .

    Статья содержит материал о  теоретических и методологических  основах   проектной деятельности,особенностях технологии проектной деятельности в ДОУ. На примере своего детского сада автор раскрывает   механизм реализации технологии проектной  деятельности в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.doc149.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация проектной деятельности в детском саду

    Каримова Мария Ришатовна, воспитатель высшей категории  - МАДОУ – детский сад комбинированного вида №5 «Умка», «Почётный работник образования Российской Федерации».

    Введение

    В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение «обязано обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» [13].  

    Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. 

    Все эти требования можно реализовать лишь при условии  кардинального изменения организации педагогического процесса в ДОУ путем широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Один из авторов программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса отмечает, что эффективным методом работы с детьми старшего дошкольного возраста является технология проектной деятельности [1].

    Значимость проектной деятельности обусловлена тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

    Во-первых, требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта – это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск – его непременная часть.

    Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Успех», «Радуга», «Детство» и др.)

    В-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

    И, в – четвёртых, реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

    Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии подвело нас к пониманию важности внедрения проектной технологии в жизнь  нашего детского сада комбинированного вида №5 «Умка» города Балаково Саратовской области.

               Цель работы: на основе анализа психолого – педагогической литературы, специальной литературы и передового педагогического опыта изучить проблему организации проектной деятельности  в ДОУ комбинированного вида №5 «Умка» г. Балаково.

             Задачи:

    1.Изучить теоретические и методологические  основы  проектной

    деятельности.

    2.Выявить особенности технологии проектной деятельности в ДОУ.

    3.Описать  механизм реализации технологии проектной  деятельности

    в ДОУ комбинированного вида №5 «Умка» г. Балаково.

    1.Теоретические и методологические  основы проектной деятельности

    В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

    Основное предназначение метода проектов — предоставление детям

    возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

    Метод проектной деятельности возник в 1920-х годах в США на базе концепций «прагматической педагогики» и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения.

    Дж. Дьюи разработал метод проектной деятельности  — новый дидактический метод, предусматривающий определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:

    1. Изучение возможностей, потребностей и прошлого опыта воспитанников.

    2. Внесение педагогом  предложения - отправной идеи для совместного обсуждения с детьми, результат которого является план работы, а затем проект как последовательность действий.

    3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога [4].

    Таким образом, мы видим, что связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

    Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижения эффективности метода проектной деятельности: структурированность опыта и необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.

    Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектной деятельности  в практику.

    У. X. Кильпатрик дал широкое определение этого понятия: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»[5,c 17]. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, автор писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов»[5, c.15]. Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. Поэтому обучение должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя: постановку проблемы, составление плана её реализации, оценку её выполнения.

    В работах  У. Х. Кильпатрика выделено   4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения), проект – упражнение. Использование этих проектов не только подготавливает ребёнка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

    Продолжая изучать историю метода проектной деятельности, мы находим  его отражение в идеях отечественных учёных 20 – х годов: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектной деятельности  сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой[4].

    Е. Г. Кагаров считал, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; проект должен осуществляться поэтапно; школьные проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны; ведущим становится принцип самодеятельности; проект – есть слияние теории и практики [4].

    М. Крупенина полагала, что метод проектной деятельности  комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных  особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. Структура проекта, по мнению  М Крупениной,  включает: постановку задачи; разработку самого проекта принятого задания; организацию общественного мнения об осуществляемом мероприятии; непосредственно трудовую деятельность; учёт проделанной работы[4].

    После революции метод проектной деятельности  применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Но её однобокая трактовка привела к тому, что метод проектной деятельности  был осужден как чуждый советской школе.

    За рубежом  мы видим, что судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах.

    Как в 1950-е гг., так и сейчас, в садах Монтесcори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех.

    Елена Хилтунен про проектную деятельность в школах Монтессори  пишет: «…вся проектная деятельность коллективно обдумывается, коллективно организуется и коллективно анализируется. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свою неповторимую лепту в общее дело» [14,с.63]

    В системе отечественного школьного образования проектная деятельность возродилась в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных  технологий в процесс обучения.

    В настоящее время среди педагогов, изучающих вопросы организации проектной деятельности являются  А. К. Белолуцкая, Н. С. Варенцова, Н.Е. Веракса, Т.А. Данилова, Л.С. Киселёва и многие другие.

    Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. По их мнению, трактовка сущности метода проектов…- «это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей» [4, с.89]  

    По утверждению  профессора Е.С. Полата, в основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи[7].

    Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и М.Б. Зуйкова отмечают, что проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы[4]. По их мнению, «основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей»  [4, с.90].

    Н. Е. Веракса считает, что «проектная деятельность является проектной

    только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения»[1,с.26].

    Тема проекта «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  В данном случае получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему проекта  в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

    Таким образом, изучив подходы различных авторов, мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности  - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

    2.Основные особенности, структура и содержание технологии проектной деятельности в ДОУ

    По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата[7]

    По мнению авторов Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагоды и М.Б. Зуйковой, структура проекта, адаптированная к ДОУ, выглядит так:

    Первым элементом в структуре выступает целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).

    Вторым элементом авторы считают разработку проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).

    - К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

    - В каких источниках можно найти информацию.

    - Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

    - С какими предметами научиться работать для достижения цели.

    Третьим элементом авторы выделяют выполнение проекта - практическую часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы).

    И, наконец, по мнению авторов, следует подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)[4]. 

             Опираясь на опыт известных педагогов мира, главной целью метода проектной деятельности в ДОУ №5 «Умка» города Балаково мы определили - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Соответственно цели, мы применили и задачи проектной деятельности, предложенные авторами.

             Общими  задачами  развития, специфичными для каждого возраста Л.С. Киселева и другие определили:

    -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    -развитие познавательных способностей;

    -развитие творческого воображения;

    -развитие творческого мышления;

    -развитие коммуникативных навыков.[4]

    В младшем дошкольном возрасте задачи исследовательской деятельности  Л.С. Киселевой и другие авторы определили следующие:

    вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте авторы выделяют следующие задачи исследовательской деятельности: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности [4].

    В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации [4].

    Мы придерживаемся классификации, которую диктует нам наша программа «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

    Авторы программы «От рождения до школы» включили проектную деятельность в перечень основных форм работы с детьми.

    Начиная со старшей группы, одной из задач Программы становится задача создания условий для совместной с детьми реализации проектов 3-х типов: исследовательских, творческих и нормативных[8].

    Н.Е. Веракса предложил оригинальную методику организации таких проектов, каждый из видов которых имеет свои этапы работы, свои особенности проведения. Он считает, что наиболее сложными для реализации в детском саду являются исследовательские проекты. Веракса Н.Е. даёт такие пояснения относительно исследовательских проектов: «…… их своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания» [1,с.33]. Поясняя данное высказывание, можно добавить, что исследовательский проект направлен на развитие у детей естественно-научных представлений о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень, древесина и т.д.), природных явлениях (снегопад, дождь, гроза и т.д.), исторических событиях, условия жизни растений и т.п. Мы в нашей группе провели следующие исследовательские проекты: «Как вырастить кристаллы», «Этот волшебный магнит», «Как проросло семя».

     Наиболее близкий и знакомый для нас тип проектной деятельности – это творческие проекты. Веракса Н.Е. поясняет: «В ходе творческой  проектной деятельности создаётся новый творческий продукт…творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями» [1,с.44].  Примером  творческих проектов, проведённых нами в группе ДОУ №5 «Умка» города Балаково являются  проекты: «История старинного сундучка», «Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель», «В солнечном городе Николая Носова», «Межпланетное путешествие, «Возьмём под защиту кувшинку».

    В своей практике мы имеем и проведение нормативных проектов: «Здравствуй друг – дорожный знак!», «Азбука вежливости».

    Веракса Н.Е. считает, что «проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей» [1,с.60]

    Основываясь на передовой опыт, мы понимаем, что метод проектной деятельности  в дошкольном образовании «один из вариантов  интеграции, использование метода в обучении дошкольников - подготовительный этап  для дальнейшей его  реализации  на следующей ступени образования»[4].

    Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

    Поэтому  в воспитательно - образовательном процессе ДОУ №5 «Умка» города Балаково  проектная деятельность носит, соответственно своим принципам, характер  сотрудничества, в котором  принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители  и другие члены семьи. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка[12]. Специфика использования метода проектной деятельности   в дошкольной практике  состоит в том, что взрослый в проекте выступает  в роли организатора и координатора деятельности в проекте. Ему необходимо «наводить» ребенка, помогать  обнаруживать проблему  или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес  и включать детей в совместный проект, при этом  не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Н. Е. Веракса пишет: «Педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи» [1,с.27].Помощь может выражаться в форме предложений, предположений: «А что, если мы попробуем…..?», «Я бы посоветовала использовать…..», «Мне кажется, что нужно ….» и т.д.  Мы моделируем цикл творческой, познавательной, практической деятельности не

    только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе,

     но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников. 

    Обязательным пунктом в организации проектной деятельности является необходимость заранее продумывать план деятельности проекта, поскольку навыки самостоятельного планирования деятельности у детей дошкольного возраста развиты недостаточно. Будем откровенными, методика «прошлой» педагогики ориентировала нас на обучение «по образцу». И всегда образовательная деятельность «шла» по нашему с вами плану. Сегодня приоритеты меняются и нам с вами нужно научиться предоставлять возможность ребёнку для проявления самостоятельности и в процессе планирования деятельности, и в процессе её организации и реализации. Сложность в том, что у детей данные навыки развиты слабо. И именно поэтому у педагога должен быть предварительный план проекта, который, ни в коем случае, не предлагается как единственно возможный вариант деятельности. Данный план является помощью и подсказкой для педагога, чтобы в случае затруднений детей при планировании деятельности (а они точно будут) ненавязчиво предложить свои варианты. Например: «Саша, а как ты думаешь, можно вернуть игрушки в группу?» (проект «История старинного сундучка») или «Как же теперь попасть в кинотеатр, где живёт Чебурашка с крокодилом Геной, не попав на дороге в беду?»» (проект «Здравствуй друг – дорожный знак!»).

    Как считает Н.Е. Веракса, необходимо создание педагогом

    пространства возможного, поскольку сами дети будут затрудняться в его создании. Термин «пространство возможного» можно охарактеризовать как набор определённых предметных и материальных условий, необходимых для полноценной реализации проекта. Очевидно, что для выполнения задуманного плана любого проекта нужно много различных атрибутов[1].

    Ребёнок-школьник абсолютно спокойно мог бы сделать данный выбор самостоятельно, но это очень затруднительно для дошкольника. Поэтому, создать данное пространство возможного должен воспитатель. В программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой прописано, что необходимо изменить форму организации образовательного пространства в соответствии с характером проектной деятельности [8]. Н. Е. Веракса утверждает: «Проектная деятельность…осуществляется в пространстве возможностей, где нет чётко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребёнок попадают в ситуацию неопределённости. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути» [1,с.27].

    В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики, а в старшем дошкольном возрасте, как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Роль взрослого в проектной деятельности с детьми 6 – 7 лет  — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности. У детей этого возраста высок уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.   Ребенок младшего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно - исполнительном уровне. Дети старшего дошкольного возраста - это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

    Таким образом, основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    Воспитатели должны уйти от бесконечных инструкций и образцов в образовательной деятельности и направить свою деятельность  на поддержание и развитие уникальности каждого ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный

    процесс в ДОУ – интересное взаимодействие детей и взрослых.

    3. Реализации технологии проектной деятельности в ДОУ

    В данном параграфе мы представим опыт реализации технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении №5 «Умка» города Балаково. В ходе апробации опыта передовых педагогов  нами были выделены основные этапы их проведения:  первый этап - организационный,  в процессе которого происходит тщательная  подготовка  к проведению проекта. Это так называемый этап планирования нами  проекта.

    Успешный проект надо планировать, постоянно помня о конечном результате, и организовывать вокруг основных концепций и понятий. Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим» [6].

    На организационном этапе мы занимаемся разработкой идеи и постановкой  задач проекта, планированием  основных этапов и структуры проекта, предварительно формулируем  проблему, выдвигаемую для решения, формулируем триаду направляющих вопросов, чтобы легче ориентировать проект на освоение содержания проблемы и помочь воспитанникам сконцентрироваться на важных аспектах  решаемой проблемы; подбираем литературу, наглядный и дидактический материал, проектируем  план оценивания; придумываем  задания, где будут учитываться потребности, которые будут связывать воспитанников с внешним миром и будут включать развивающие и исследовательские задания  и т.п.

    Очень внимательно мы относимся  к правильной формулировке направляющих вопросов: основополагающих, обращенных к «большим» идеям и устойчивым концепциям; проблемных вопросов, четко связанных с решаемой проблемой и поддерживающих направление исследования, заданного основополагающим вопросом, и учебных вопросов — конкретных, основанных на фактах, вопросов по содержанию, ряд ответов на которые весьма узок.

    Обязательным элементом организационного этапа проекта является разработка плана оценивания детей. Сегодня важной целью оценивания является совершенствование процесса обучения и развитие педагогического процесса. Текущее оценивание лежит в центре проектной деятельности, и предоставляет возможность детям показать их знания различными способами. Мы проводим с детьми беседы, наблюдения  разгадывание загадок, дидактические игры по теме проекта, рефлексия, «мозговой штурм». Также это может выражаться в продуктах детской деятельности (рисунки, поделки, модели). Оценивание позволяет нам  получить больше информации о потребностях воспитанников и корректировать весь ход поисково – познавательной деятельности в рамках проекта для повышения их познавательной инициативы.

    На организационном этапе нами составляется визитная карта проекта. В ней фиксируется, кто авторы проекта, описание проекта, основа проекта, планируемые результаты обучения, план оценивания, сведения о проекте, материалы и ресурсы, необходимые для проекта (приложение 1).

    Перед началом проекта мы проводим  оценку уровня сформированности знаний воспитанников по данной проблеме. С этой целью  в нашей группе мы проводим тестирование, доступное детям. Для выявления интересов и опыта воспитанников, а также проверки понимания, обмен мнениями с детьми по поводу их прогресса и выяснения ожиданий от проекта мы часто используем мультимедийную презентацию (стартовую презентацию) и дискуссию, в ходе которой ставим  основополагающий вопрос, проблемные и учебные  вопросы методом «мозгового штурма» (приложение 2).

    Второй этап - продуктивный, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта: мы вводим детей в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию),  формулируем проблему, совместно планируем и обсуждаем предстоящую совместную или индивидуальную деятельность, проводим непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом.

    Третий этап мы выделили как презентативный (подготовка и представление результатов деятельности),

    Четвёртый этап -  итоговый, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.  

    За 5 лет внедрения проектной деятельности в своей группе нами было проведено много различных проектов: «Солнечный город Николая Носова», «Межпланетное путешествие», «История старинного сундучка», «Возьмём под защиту кувшинку», «Здравствуй друг – дорожный знак», «Если вдруг возник пожар» и многие другие. Для того чтобы показать, как мы реализуем проект остановимся конкретно на одном проекте – творческом проекте «Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель». Он предназначен детям старшей группы(5 -6 лет) (приложение 3).

    Целью данного  проекта было: вызвать интерес детей к творчеству Е. И. Чарушина  как писателя и художника – анималиста, а также создание  условий для   овладения детьми  основами  эффективного общения, культурой речевого поведения, коммуникативными умениями,  повышения интереса детей к художественной литературе  

    На организационном этапе мы создали условия необходимые для реализации проекта: отобрали  и систематизировали дидактический материал, аудио-, видео – материал проекта; подготовили презентации о жизни животных и птиц, о Е. И. Чарушине, подготовили стартовую презентацию; пополнили развивающую среду иллюстрированным материалом (создали микро – макеты - лесную полянку  с дикими животными, птичий двор, скотный двор; подобрали картинки с изображением животных), методической, познавательной и художественной  литературой по теме.

    Нами  была составлена  визитная карта проекта, определён план оценивания, определён продукт проекта. Выявление первоначальных знаний мы провели по методу «модели трёх вопросов»: «Что знаю? Что хочу узнать? Как узнаю?». Провели также  ситуативный разговор «Зачем нужны книги? Как обращаться с книгой? Какие бывают книги? О чём в них пишут?». Так как проект подразумевает сотрудничество детей и родителей, мы их  пригласили в проектную деятельность (в виде стенгазеты), провели анкетирование родителей с  целью определения компетентности родителей по данной проблеме, предложили         буклет для родителей « Е. И. Чарушин – писатель и художник», консультацию для родителей «Положи твоё сердце у чтения».

    Продуктивный этап начался  с введения детей в проблему. Это происходило следующим образом: нами была создана  проблемная ситуация: В группу неожиданно заходит мальчик, который тащит за хвост бедного котёнка (из стихотворения Василий Попова « Мальчик Вася кошку мучил».

    Происходит инсценировка  стихотворения .

             Вхождение детей  в проблему, «вживание» в игровую ситуацию

    является  важным моментом в организации проектной деятельности. Это -  

    мотивирующее начало проекта Оно должно вызывать  у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении.

             Затем нами была  сформулирована творческая  задача или проблема (        Может ли книга изменить мир?), поставлены проблемные вопросы (Может ли детская книга раскрыть тайны животного мира?        Как книги Е. И. Чарушина изменят наше отношение к окружающему миру?), которые нужно решить в ходе проведения проекта и которые будут активизировать детей на последующую творческую деятельность.

     Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы  помочь учащимся  сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.

    Затем мы обсудили варианты, выработали идеи для творчества. На

    данном этапе возможны варианты развития событий. Педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач – составление плана действий. Дети с нашей помощью составили  развернутый план деятельности  по достижению цели (составляют карту поиска): к кому обратиться  за помощью (педагогу, родителю); в каких источниках найти информацию; какие предметы (оборудование, пособия) использовать; с какими предметами научиться работать.

              Следующим шагом на этом этапе выступает выполнение плана проекта.  Воспитанники объединились  в рабочие группы, и произошло  распределение ролей. Тут же были распределены обязанности каждой группы по решению проблемы. Дети разделились на группы:

    историки будут изучать биографию Е.И. Чарушина с родителями и с  педагогом, искать информацию в детских электронных книгах и энциклопедиях (с родителями); собирать открытки, картинный материал; участвовать в акции «Подари группе книгу Е. И. Чарушина». Оценивание их предстоящей работы – викторина по творчеству Е. И. Чарушина.

    Литературоведы  будут изучать творчество Е. И. Чарушина, как писателя, с родителями и с педагогом; искать информацию в детских электронных книгах и энциклопедиях (с родителями);  будут знакомиться с книгами других писателей, которые иллюстрировал Е. И. Чарушин. Оценивание их предстоящей работы – изготовление книжек – малышек ««На нашем дворе».

    Художники – иллюстраторы будут изучать творчество писателя как художника – анималиста. Эти дети будут рассматривать иллюстрации с животными, сравнивать  кисть Е.И. Чарушина с другими художниками – иллюстраторами. Оцениванием выступит создание газеты «В мире животных» (рисунки детей по подобию с кистью писателя).

    На этом этапе дети включаются в разные виды деятельности: участвуют в непосредственно организованной деятельности («Знакомство с творчеством писателя и художника Е.И. Чарушина», «Е.И. Чарушин – художник – анималист»), рисуют, лепят, делают поделки, читают, пересказывают, играют в различные игры, смотрят презентации («Е.И. Чарушин – писатель и художник»), смотрят мультфильм «Топтыжка» (рисунки Е.И. Чарушина), слушают музыку с образами животных, посещают выставку по книгам Е. И. Чарушина в городской библиотеке и т.д.

      С родителями организуются совместные конкурсы рисунков, поделок по произведениям автора, они помогают в сборе информации, участвуют в изготовлении книжек – малышек.

    Проект презентовался в форме досугового  мероприятия «На дворе у бабушки Матрены» (по произведениям Е.И. Чарушина) с приглашением родителей. На мероприятии дети представили зрителям (родителям и педагогам), продукт собственной деятельности (была организована выставка работ детей) (приложение 4).  

    На итоговом этапе были  обобщены результаты и итоги проекта, были  осмыслены результаты, ход работы, действия каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата можно признать рост самостоятельности детей  на каждом этапе данной деятельности.

    Таким образом, можно сделать вывод, что проектирование – это структурированная единица, каждое звено в цепи которой связано между собой и имеет важное значение. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

    – это 5 «П»: проблема; проектирование или планирование; поиск

    информации; продукт; презентация. Запомнить просто – пять пальцев руки.

    Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы.

    Заключение

    Таким образом, метод проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

    Как  отмечает В.Н. Журавлёва, проектная деятельность выступает уникальным средством обеспечения сотрудничества педагога, родителей  и детей, способом организации личностно – ориентированного подхода к образованию [3].      

    Использование метода проектной деятельности  в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет развить общие способности детей - познавательные, коммуникативные, регуляторные; значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    Кроме того, проектная деятельность открывает возможности и для формирования представлений об окружающем, так как ребёнок не только накапливает достаточно большой  объём новой информации, но в совместной деятельности эти представления становятся более прочными, обобщёнными.

     В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

    Исходя из выше изложенного мы пришли к выводу, что спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

    Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

    Список литературы

    1.   Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 112с.
    2.   Виноградова Н.Е. ,Е. П. Панков. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис – пресс , 2013 .– 208 с.
    3.  Голикова Н.В., Стариченко С. В. Формирование представлений о родном крае в проектной деятельности//Воспитатель ДОУ.-2012. - №11.С. 28 - 33
    4.   Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.:– 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
    5.   Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925, С. 10.
    6.  Лихтенберг Г.К. Цитаты. «Афоризмы и высказывания». Цитаты учёных [электронный ресурс].- Режим доступа // http: citaty.info/man/georg-kristof-lihtenberg, 2013.
    7.   Полат  Е.С. Как рождается проект [Текст] – М.: Академия, 1995. 223с.
    8.   Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. —188  с.
    9.   Реброва В.И. «Проект как форма совместной деятельности детей и взрослых в соответствии с новыми ФГТ»/ «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» № 01 - СПб, ООО «Галерея проектов», 2011.- 130 с.
    10.   Реброва В.И. «Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада»/ «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» № 03 (04) - СПб, ООО «Галерея проектов», 2012.-105 с.
    11.   Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
    12.   Украинцева О.П. Проектная деятельность при взаимодействии с семьёй //Воспитатель ДОУ.- 2012. - №5. С.15 – 17.
    13.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива,2014. – 32с.
    14.   Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы //Дошкольное воспитание. - 2010.-№5.С.58 – 63.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации проектной деятельности в детском саду.

    Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помни...

    Проект на тему "Организация проектной деятельности в детском саду"

    ДокДошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятель...

    Организация проектной деятельности в детском саду

    Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в детсом саду"...

    Организация проектной деятельности в детском саду

    Краткосрочный проект  "Осень золотая"...

    Особенности организации проектной деятельность в детском саду

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

    Организация проектной деятельности в детском саду.

    Что такое метод проектов. Создание проблемной ситуации....

    «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...