Главные вкладки

    Особенности организации проектной деятельность в детском саду
    статья

    Георгиева Елена Александровна

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Георгиева Елена Александровна

    воспитатель ГБДОУ Детский сад № 15

     Красногвардейского района

    г. Санкт Петербурга

    Особенности организации проектной деятельность в детском саду.

     С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

      Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

    Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

    • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
    • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изо деятельности)
    • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

     

    • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
    • комплексные блочно - тематические занятия;
    • интеграция:
      −частичная интеграция;
      −полная интеграция;
    • метод проектов:
      −форма организации образовательного пространства;
      −метод развития творческого познавательного мышления.

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
    2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    4. Составление плана-схемы проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
    7. Домашние задания для сам. выполнения.
    8. Презентация проекта, открытое занятие.

    Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • в каких источниках можно найти информацию;
    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются:

    1. по составу участников;
    2. по целевой установке;
    3. по тематике;
    4. по срокам реализации.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    3. информационно-практико-ориентированные проектыдети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
    • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
    • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
    • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
    • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
    • исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

    Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнкакоторое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    2. развитие познавательных способностей;
    3. развитие творческого воображения;
    4. развитие творческого мышления;
    5. развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Этапы
    проекта

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1 этап

    1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу.

    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.

    2 этап

    4. Помогает в решении задачи.
    5. Помогает спланировать деятельность
    6. Организует деятельность.

    5. Объединение детей в рабочие группы.
    6. Распределение амплуа.

    3 этап

    7. Практическая помощь (по необходимости).
    8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

    7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

    4 этап

    9. Подготовка к презентации.
    10.Презентация.

    8. Продукт деятельности готовят к презентации.
    9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации проектной деятельности в детском саду.

    Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помни...

    Проект на тему "Организация проектной деятельности в детском саду"

    ДокДошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятель...

    Организация проектной деятельности в детском саду

    Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в детсом саду"...

    Организация проектной деятельности в детском саду

    Краткосрочный проект  "Осень золотая"...

    Организация проектной деятельности в детском саду.

    Материал раскрывает актуальность и востребованность проектной технологии , важность внедрения проектной технологии в жизнь   детского сада .Статья содержит материал о  теоретических и методо...

    Организация проектной деятельности в детском саду.

    Что такое метод проектов. Создание проблемной ситуации....

    «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...