Статья
статья (младшая группа) на тему

Илюшенко Лариса Борисовна

В статье автор обосновал проблему недостаточного формирования интереса книге и чтению в семье. Определил цель и задачи по решению этой проблемы, проанализировал психолого - педагогическую литературу и представил поэтапную работу по  решению данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Илюшенко Лариса Борисовна, воспитатель

МБДОУ детского сада № 35 г. Ангарска

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ И ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 Книга – корабль мысли, странствующий по волнам времени, и бережно несущий свой драгоценный груз от поколения к поколению

        Ф. Бэкон

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) поставлена задача осуществления партнёрства с семьёй, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Поэтому работа по развитию речи, ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях детского сада, но и в семье. Это не означает, что раньше такой работы дошкольное учреждение не проводило. Однако задачи, поставленные ФГОС ДО, заставляют педагогов по-новому посмотреть на проблему взаимодействия с семьёй.

        Проблема формирования интереса к книге и чтению, приобщения ребёнка к литературному богатству закладывается в самом раннем возрасте, становится всё актуальнее. Надо донести до родителей мысль, что чтение детской литературы возможно в самом раннем возрасте, потому  что ранний возраст – самый сензитивный (чувствительный) возраст для восприятия художественного слова.

        К сожалению, исходя из нашего опыта, мы должны признать, что сейчас молодые родители не только не являются инициаторам детского чтения, но и сами очень мало читают.

           Таким образом, проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста являются: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни, ограничение круга детского чтения,   отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей раннего возраста к литературе (книге) и процессу чтения.        

Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель – формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста при совместной работе воспитателей и родителей. Определены задачи:

 1. Проанализировать  педагогическую и методическую литературу, передовой опыт по данной теме.

2.Сформировать педагогические условия формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста.

3. Расширение в ДОУ детской библиотеки познавательно-речевой и художественной литературы.

В ходе реализации 1 этапа нашей работы был проведён анализ литературы.

На всём протяжении ХХ века ребенка раннего и дошкольного возраста как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, и другие.

           Как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение.

З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте, апервое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.Это свидетельствует, что именно период раннего детства должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок - слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу.Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.                                                                 На 2 этапе работы были сформированы педагогические условия  для формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста.                                                 В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе в группе детского сада, и в домашних условиях создаётся уголок книги. В нем выставляются разнообразные яркие книги в количестве 3- 4 штук подходящих для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. Так же на книжной полке стоят тематические альбомы и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями - книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка», стихи А. Барто, С. Маршака и др. Воспитатель должен приучать детей к самостоятельному общению с книгой. Для этого он совместно с детьми должен рассматривать иллюстрации, читать текст.                                                        Все книги подразделяются на фольклорные произведения, книги с изображением животных, предметного мира, природы и предпочтение отдаётся тем иллюстрированным изданиям, где изображение наиболее реалистично. Общение с книгой для ребенка раннего возраста должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным в условиях ДОУ.                                                                                                         Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дети раннего возраста способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Уже в раннем возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.                                                                                                                 В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют и игровые приемы, такие как:                                                                                - «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение;                                                                        - «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза.                                                                                                Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасте, по мнению В.И. Логиновой, является выразительное чтение вслух, что  помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка.                                                        Одним из важных условий является совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей интереса к книге. Обучение родителей владением приёмов, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребёнка. Это и простое чтение воспитателя в кругу детей,  недели русских народных сказок, выставки книг, семейные вечера чтения, родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка»,  «Как привить интерес к книге», музыкально-литературные праздники «День рождения любимого героя книги».                                                                                         Нами была выбрана форма проведения работы с родителями как тематические дни, которые позволили использовать событийный принцип обучения. Такими событиями стали Международные праздники, в которых заложены нравственные и культурные ценности народа.                                                                                                 Например, ежегодно3 марта отмечается Всемирный день писателя. В этом году этот день был посвящён 70-летию Победы. Была организована музыкально - литературная гостиная «Никто не забыт, ничто не забыто».                                                        21 марта – Всемирный день поэзии, который мы проводим под вывеской «Души прекрасные порывы». Каждому родителю и педагогу  готовятся поздравления с выдержками из стихотворений, которые мотивируют перечитать любимые томики стихотворений.                                                                                                2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги, который отмечается, начиная с 1967 года в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена. В этот день мы проводим фотоконкурсы, выставки «Книжный парад для дошколят», посвящённые лучшим книгам мира. Показываем игры-спектакли по детским книгам.                                                                                                Среди родителей был проведён конкурс на лучшее фото «Читающая семья» с целью объединить детей и взрослых общим делом, связанным с семейными ценностями. Все участники конкурса были награждены именными дипломами.                                        Нами было проведено анкетирование родителей с целью определить особенности знаний родителей о задачах, содержании и методах ознакомления детей с литературой, умение их применять и наличие у родителей интереса к повышению уровня знаний о литературном развитии ребёнка.                                                                                Для того чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был «читающий» родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель.                                         На 3 этапе осуществлялось расширение детской библиотеки познавательно-речевой и художественной литературы.                                                                                Большое значение для формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста имеет специальная организация предметно-развивающей среды. В группах выбрано достаточно освещённое место для книжного уголка.  Книжный уголок  находиться вне зоны занятий и сюжетно-ролевых игр и регулярно пополняется новыми книгами, коллекциями, дидактическим и наглядным материалом. Нами были специально подобраны красочные книги  с фольклорными произведениями, стихи,  книги – раскладушки, книги – погремушки, раскраски, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, стихам, рассказам. Создан театральный уголок с разнообразными видами театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Для театрализации имеются костюмы и атрибуты, образные игрушки – персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.                                                                                В ходе проведённой работы мы убедились, что проблема формирования интереса к книге и чтению не потеряла своей актуальности и решать её нужно совместно с родителями. Книга не имеет равных по способности устанавливать взаимопонимание разных поколений как внутри семьи, так и за ее пределами. Совместное семейное чтение сближает взрослых и детей.

Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении.
Это чудо - раз!
Вновь вместе вернуться в мир детства.
Это чудо - два!
Путешествие в таинственный мир творчества писателей.
Это чудо - три!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...