Статья "Формирование ценностных ориентаций у детей на основе русского фольклора"
статья ( группа) на тему

Данная статья рассматривает проблемы духовного роста и ценностных ориентаций подростающего поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование ценностных ориентаций у детей на основе русского фольклора».

Воспитанием именуется процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание тесно связано с образованием и обучением.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практике ценностной ориентации детей на основе фольклора, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

     А формировать личность и ценностные ориентации у детей на основе фольклора,- отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры: (Д. Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский)  особенно важно наиболее благоприятном для этого в младшем возрасте. Чувство  красоты природы, окружающих людей, вещей-создает в ребенке особые эмоционально  психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю, и др.психические процессы. Из всего вышесказанного можно предположить, что, приобщая ребенка к богатейшему опыту человечества накопленного в фольклоре, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют  основу сознания и деятельности личности. Основное содержание ценностных ориентаций -политическое, философское, (мировоззренческое), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции.

      Одна из значимых сторон музыкального образования – освоение народной культуры и знакомство с ее лучшими образцами. Русская традиционная культура – отражение духовно – практического опыта народа и поэтому неотъемлемая часть нашей жизни. В процессе разложения трудовых отношений возрастает роль семьи. В русском фольклоре отчетливо проводится идея, что те качества и свойства, которые помогают эпическому герою одолеть врага (стойкость духа, сила, доблесть, энергия и т. д.), берут начало в семье. Особый отпечаток на развитие национального характера и русского менталитета наложили объективные причины, как-то: суровые природно-климатические условия, войны, длительное монголо-татарское иго, революционные события т.п. В результате в национальном характере сложились такие типичные черты, как терпение, скорбь, величие духа среди несчастия, самообладание, способность подавлять в себе волнения и внести мир в собственную душу для русского менталитета было свойственно осознание чести, ее предпочтение славе.

      Национальная скорбь чужда всякого пессимизма: она имеет свойство охранительного чувства, оберегает душевный строй и обеспечивает незыблемость нравственного равновесия. В культуре русского народа терпение рассматривается как модель поведения. Терпение для русских – принципиальная ценность, без которой нет личности, нет статуса человека, нет самоуважения и уважения к нему со стороны окружающих.

       Цель воспитания понимается в народной педагогике как «образ совершенного человека» (Г.Н. Волков) и рассматривается не как дальняя перспектива, а как практическое руководство к постоянному непрерывному поэтапному формированию необходимого семье обществу младенца, дитя, отрока, юноши, взрослого. В содержании этого «образа», целостное представление о котором формируется по мере реализации цепочки целей – образов совершенного дитя, совершенного младенца и т.д., отражен тот совокупный культурный человеческий опыт, который индивид осваивает на протяжении всей своей жизни в процессе социализации и воспитания.

      С первых лет жизни у ребенка воспитываются гуманное отношение к людям, внимание, забота, отзывчивость. Во главу угла ставится развитие доброты, умение делать добро, бескорыстно давать его людям. Справедливо отмечает Д.С. Лихачев, что в русском языке «хороший» - это прежде всего «добрый». В русском менталитете добро выражено степенями (благо, добро и пр.), но зло – однозначно, термин «зло» не варьируется, искоренение  зла означает быть в добре, излучает добро. Доброта, справедливость, здоровье – все это расценивалось в народе как необходимые условия для счастливой и полноценной жизни человека. Пожелания и надежды матери именно таким воспитать свое дитя мы находим в колыбельных песнях.

   Песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили – устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени:, или когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню.

Песни звучали разные, сопровождаялюдей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни –причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной – сотни, тысячи… Записывают их уже двести лет. И по настоящую пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает.

     Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить.

     Чтобы возродить песенные традиции и духовные ценности нашего народа, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, воспитываясь по специальной  методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант.

     И здесь сразу же возникают проблемы: как приобщить детей к традициям русского народа, какие подготовить музыкальные занятия, чтобы у детей возник интерес к духовной культуре родного народа, - любовь к родной старине.

      В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практике ценностной ориентации детей на основе фольклора как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

     А формировать личность и ценностные ориентации у детей на основе фольклора, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский,  В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого в младшем возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей – создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

       Из всего выше сказанного можно предположить, что, приобщая детей к богатейшему опыту человечества  накопленному в искусстве в целом и в фольклоре в частности, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

      Перед педагогами стоит проблема: найти такие формы и методы работы с детьми, чтоб доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими традициями: народной музыкой, танцами, играми, праздниками. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».

Таким образом, ребенок становится не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными: занятия познавательного характера, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования, музыкальные развлечения. Но в любом случае необходимо создать атмосферу приближенную к реальной, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником событий. Рассказывая о праздниках земледельческого календаря, знакомя ребенка с бытом и обычаями народа, с музыкальным фольклором, мы готовим детей к творческой деятельности. Рассказывая в доступной форме тему народных традиций, надо обращать внимание на изменение в живой и не живой природе, объяснять обрядовые действия с их глубокой нравственной основой.

     От музыкального работника, как и от педагогического коллектива в целом, зависит фольклорное воспитание семей воспитанников, методическая работа по их просвещению. Приобщение к народной культуре надо начинать с раннего возраста, с создания русской национальной школы воспитания, ибо нация сохраняется, пока в детях живы национальные черты. Это – залог формирования самосознания нации. Выдающиеся педагоги: К. Ушинский, Л.Н. Толстой,  и другие указывали на необходимость развития русской национальной школы. Н.В. Сорока – Росинский  указывал на то, что человек утративший свои корни становится потерянным для общества. И ничего так не способствует к формированию и развитию личности, как обращение к народному творчеству и традициям. Именно поэтому, так важно, что российская музыкальная фольклористика, в настоящее время утвердившаяся как наука нацеливает специалистов (музыковедов, педагогов)  на проведение всесторонних теоретических исследований русской народной музыкальной культуры. Сложились определенные научные школы, откристаллизовались те или иные методологические подходы к исследовательской  работе. На карте страны становится все меньше белых пятен – территорий, которые не подверглись бы предварительному, более или менее углубленному обследованию специалистами соответствующего профиля. Собраны обширные материалы, включающие в себя аудио – и видеозаписи народных исполнителей, сделанные во время фольклорных концертов и различного рода экспедиционных поездок на места; выходят в свет статьи и монографии, посвященные народному искусству и т.д. Иными словами, указывая на непростую ситуацию, сложившуюся в российском социуме (в частности, в молодежной субкультуре) вследствие экспансии с Запада образцов так называемого «поп  арта»,  нельзя не говорить и о некоторых позитивных моментах, непосредственно связанных с фольклором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическое воспитание детей на основе русского фольклора

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значи...

«Развитие игрового творчества на основе русского фольклора»

Нашим воспитанникам проще познать родную культуру именно через фольклор, так как он, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобще...

Формирование ценностных ориентаций у детей и родителей, находящихся в социально-опасном положении

семья являет собой первую социальную среду развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. И вмес...

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....