Паспорт мини музея "Три медведя"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Беднер Анастасия Владимировна

Медвежонок – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок (Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Мишка-Топтыжка» и другие). В фольклоре Медведь не менее популярный персонаж, чем Лисичка-сестричка, Петушок, Курочка. Ему посвящено немало сказок, потешек и песенок. Да и для современных детей медведь – любимый герой. К тому же в любой программе для работы с детьми есть немало материала для детей по знакомству с медведем. Это стихи, загадки, потешки, песенки, народные игры. Мини-музей «Три медведя» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям от трех до семи лет. И главная мысль: музей обязательно должен быть интерактивным. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.

Поэтому наш мини-музей – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт мини музея "Три медведя"91.19 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Юргинского муниципального района

Кемеровской области

МБДОУ «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

Паспорт мини-музея

 «Три медведя»

C:\Users\SteK\Downloads\Медведи\i (6).jpg

Воспитатели:  А.В. Беднер

О.П.Богоиазова

Юргинский район,  2015 – 2016


Содержание

Паспортные данные мини-музея…………………………………………………………….….3

Аспекты музейной деятельности………………………………………………….……………4

Характеристика мини-музея …………………………………………………………………...5

План работы по созданию мини-музея ................................……………………………….…..6

Тематический план занятий в мини-музее………………………………………………….….6

Перспектива развития мини-музея……………………………………………………………..7

Список литературы……………………………………………………………………………....8

Приложение....................................................................................................................................9

Приложение 1.................................................................................................................................9

Приложение 2...............................................................................................................................19

Паспортные данные

«Найти хорошего друга –

это только половина дела:

                                                                        нужно еще самому

                                                                быть таким» –

Народная мудрость

        Наименование мини-музея:  «Три медведя»

Участники проекта:дети 1-ой младшей группы(возраст детей 2-3 года),родители,воспитатели 1-ой младшей группы.

        Профиль мини-музея: познавательный.

Медвежонок – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок (Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Мишка-Топтыжка» и другие). В фольклоре Медведь не менее популярный персонаж, чем Лисичка-сестричка, Петушок, Курочка. Ему посвящено немало сказок, потешек и песенок. Да и для современных детей медведь – любимый герой. К тому же в любой программе для работы с детьми есть немало материала для детей по знакомству с медведем. Это стихи, загадки, потешки, песенки, народные игры. Мини-музей «Три медведя» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям от трех до семи лет. И главная мысль: музей обязательно должен быть интерактивным. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.

Поэтому наш мини-музей – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители

Цель:

Создание мини-музея в группе, как отражение познавательных интересов детей; обогащение развивающей предметно-пространственной среды

  • Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
  • Создать развивающую среду – подобрать материалы, игрушки, атрибуты для детской игровой театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрации и художественную литературу по теме «Знакомьтесь, Медведь».
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Составить перспективный план работы.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о музее;
  • Познакомить детей с медведем.
  • Расширить знания детей и родителей о медведе, где и как живет, чем питается;
  • Воспитывать любовь к родному языку при знакомстве с фольклорными произведениями (сказками, потешками, песнями, играми, в которых рассказывается о медведях;
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
  • Развивать творческое мышление и воображение.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребёнка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены медведи, изготовленные из разного материала..

        Совет музея: 3 человека

        Руководитель мини-музея: Беднер Анастасия Владимировна и Богомазова Ольга Петровна – воспитатели первой младшей группы.

        Структура управления музеем:

Руководители мини - музея планируют, координируют, контролируют работу в музее.

Аспекты музейной деятельности

        Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

        Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями и педагогами ДОУ.

Особенности использования экспонатов мини-музея.

Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

Коллекция «Сами своими руками».

Экспонаты выполнены воспитателями и родителями. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.

        Библиотека: здесь собраны загадки, стихи, сказки, потешки, песенки о медведях, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.

Выводы: Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше.

     Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Характеристика мини-музея

№п\п

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное\временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

1

Тряпичный мишка

20.09.15

постоянное

Демлер И.Е.

Демлер Ваня

2

Мишка из крупы

10.10.15

постоянное

Сарафанникова Ю.О.

Сарафанниковы Илья и Кирилл

3

Мишка из крупы

22.10.15

постоянное

Тараторкина К.В.

Тараторкин Савелий

4

Кофейный  мишка

19.11.15

постоянное

Воспитатели группы

5

Медведь из жатой бумаги

17.12.15

постоянное

Воспитатели группы

6

Пирамидка «Медведь»

27.01.16

постоянное

Чванько Л.Б.

Чванько Настя

7

Неваляшка «Мишка»

25.02.16

постоянное

Чванько Л.Б.

Чванько Настя

8

Деревянный мишка

11.03.16

постоянное

Щербина Е.С.

Щербина Паша

9

Панно «Три медведя»

15.03.16

постоянное

Воспитатели и дети группы

План работы по созданию мини-музея.

Название этапа

Содержание Работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап

Родительское собрание «Музейная педагогика, как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»

Сентябрь 2015

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения экспонатов.

2

Практический этап

1.Сбор экспонатов.

2.Оформление выставки.

3.Индивидуальная работа с детьми.

4. Проведение бесед, игр.

Сентябрь – Май 2015

4

Подведение итогов

Презентация работы мини-музея

Май 2016

Выставка экспонатов мини-музея

Тематический план занятий в мини-музее.

1.Экскурсии.

2.Театрализованная деятельность

3.Игровая деятельность

4. Мастер-класс

5. Семинар

6. Обмен опытом

7. Работа с родителями

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Сентябрь

Что делает мишка

Закреплять умение узнавать и называть животных и их детенышей, развивать наблюдательность, внимание, память, речь.

Воспитатель.дети.

Октябрь

« Медведь-хозяин леса».

Расширение представлений детей о медведе: внешних признаках, где живет, чем питается, приспособленность выживания в природе.

Воспитатель, дети

Ноябрь

«Мой мишка»

Овладение нетрадиционными техниками рисования – «тычком» по контуру.

Воспитатель, дети

Декабрь

Составление сравнительного описательного рассказа«Мой мишка»

Формирование умения составлять небольшой рассказ

творческого характера на предложенную тему.

Воспитатель, дети

Январь

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Медведь».

Познакомить с новым стихотворением, с жизнью медведя зимой. Развивать речь.

Воспитатели, дети.

Февраль

Физкультурный досуг

 «У медведя во бору»,

Продолжать формировать умение детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

Воспитатель,дети

Март

Разучивание стихотворения «Мишка-лежебока».

Познакомить с новым стихотворением, с жизнью медведя зимой. Развивать речь.

Воспитатель,дети

Апрель

Физкультурный досуг

«Мишка косолапый»

Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитатель,дети

Май

18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей старших групп . Анкетирование родителей группы.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы, содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Руководитель музея, дети.

Перспектива развития мини-музея.

-Подбор коллекций по теме «Медвежонок».

-Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.

-Пополнение картотеки песнями, потешками, стихотворениями  про медведя.

-Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.

-Проект «Три медведя».

Список литературы:

Н.Рыжова, Л.Логинова,  А.Данюкова  «Мини-музей в детском саду»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Проект «Три медведя»

Вид проекта: творческо-познавательный.

Срок реализации: среднесрочный.

Состав участников: дети первой младшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Цель: познакомить с животным леса – медведем; дать представление о медведе, познакомить с его внешним видом и характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

Задачи:

  • познакомить со сказками и стихотворениями о медведях и с их участием;
  • рассмотреть иллюстрации к сказкам, организовать их обсуждение;
  • побуждать детей к выражению эмоций;
  • формировать связную речь;
  • расширять знания об окружающем мире;
  • дать детям знания о жизни медведя, среде его обитания;
  • формировать интерес ребенка к диким животным;
  • воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.

Работа с родителями:

  • Консультация о подборе игрушек для детей раннего возраста.
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
  • Собрание родителей с показом фрагментов  НОД (цель: обратить внимание родителей на коммуникативную и мыслительную стороны развития их детей).
  • Приобретение родителями игрушек и пособий для детей по теме проекта.
  • Продолжать развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, вовлекая в проект родителей.

Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную детскую литературу, развивающие игрушки, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизвестного в игровую деятельность детей. Поддерживается связь с родителями детей предыдущего выпуска. Очень радуют успехи детей. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка. Учитывая психологические особенности детей раннего возраста, мы считаем, что игровая технология наиболее эффективна. С помощью игры можно решить любые задачи, раскрыть любое содержание. Система художественного образования включает в себя широчайший спектр игр, игровых цепочек, игровых комплексов.

Актуальность проекта:

Исходя из поставленных задач, составлен перспективный план работы по совершенствованию у детей творческих способностей, расширения знаний об окружающем мире. В нем отражена игровая деятельность педагога с детьми в свободное время и в непосредственно-образовательной деятельности. В плане представлены формы и методы творческого развития детей с помощью игровых технологий.

Ожидаемый результат:

Формирование интереса к миру животных, воспитывать заботливое, чуткое, внимательное отношение к ним.

Презентация проекта:

Представление проекта  «Три медведя» на педагогическом совете и родительском собрании.

Этапы реализации проекта:

Совместная деятельность педагога с детьми и родителями.

I этап- подготовительный

  • Обсуждение цели и задач проекта с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта:
  1. Подготовить атрибуты и кукол для показа спектакля «Колобок».
  2. Подобрать детскую художественную и методическую литературу, картины и иллюстрации о медведях, стихи, пословицы, дидактические игры.
  3. Создать тематический альбом с иллюстрациями и интересной информацией о жизни медведей.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

II этап-основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению и углублению знаний малышей о диких животных леса, особенно о медведях, их образе жизни. Совместная продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

III этап-заключительный

  • Оформление проекта, подведение итогов.
  • Организация и участие родителей в выставке «Сказки о медведях».
  • Проведение итогового мероприятия – музыкального развлечения «Мишка с куклой»

 Совместная деятельность

1 Беседа на тему «В гости к нам пришел Медведь».

2 Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Ягодки для Миши»

3 ООД «Шишки для Мишки».

4 ООД «Поможем Медведю»

5 ООД «Тропинка для медведя»

6 Утренняя гимнастика, динамическая пауза, физкультминутка

7 Чтение, знакомство с произведениями о медведе.

  • Русская народная сказка «Маша и медведь»
  • Русская народная сказка «Теремок»
  • Русская народная сказка «Три медведя»
  • О. Иванова «Мишка косолапый»
  • Русская народная сказка «Рукавичка»

8 Пальчиковые игры:

  • Мишка косолапый
  • Нарядили ножки
  • Разноцветная лужайка

9 Подвижные игры:

  • «Медведь и добрые зайчата»,
  • «У медведя во бору»,
  • «Мишка косолапый»,
  • «Грибы для медведя»

10 Дидактические игры:

  • «Помоги медведю»
  • «Угости медведя»
  • «Мы – помощники»
  • «Найди такую же картинку»
  • «Парные картинки»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Совместная деятельность педагога с детьми.

1. Беседа на тему «В гости к нам пришел Медведь».

Цель: познакомить детей с медведем, формировать первые представления об их жизни в лесу. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Учить правильно, подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.

2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование). Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Ягодки для Миши».

Цель: познакомить с содержанием сказки «Маша и медведь», развивать память; учить детей внимательно слушать сказку, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.

Учить детей рисовать красками методом тычка. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Знакомить с цветом, развивать бытовые навыки.

3. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация и Художественное творчество) «Шишки для Мишки».

Цель: уточнить приметы осени. Развивать речь детей. Учить аккуратно наклеивать готовые формы на лист бумаги. Создать радостное настроение у детей.

4. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Медведю».

Цель: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.

5. Непосредственно образовательная деятельность «Тропинка для медведя».

Цель: побуждать детей к конструированию, учить строить из различных фигур тропинки (кубик, кирпичик, плотно ставить детали строительного материала друг к другу; учить различать предметы по величине; учить детей ходить, подражая медведю.

6. Утренняя гимнастика.

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

7. Чтение, знакомство с произведениями о медведе.

Цель: воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (медведю) через чтение детской литературы. Развивать умение находить книги о медведе по обложке и иллюстрациям.

  • Русская народная сказка «Маша и медведь»
  • Русская народная сказка «Теремок»
  • Русская народная сказка «Три медведя»
  • О. Иванова «Мишка косолапый»
  • Русская народная сказка «Рукавичка»

8. Пальчиковые игры:

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

9. Подвижные игры:

  • «Медведь и добрые зайчата»
  • «У медведя во бору»
  • «Мишка косолапый»
  • «Грибы для медведя»

Цель: учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

10. Дидактические игры:

  • «Помоги медведю»
  • «Угости медведя»
  • «Мы – помощники»
  • «Найди такую же картинку»
  • «Парные картинки».

Цель: закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.

11. Физкультминутки:

  • «Мишка косолапый»
  • «Раз Топтышка, два Топтышка»
  • «На полянку мы идем»
  • «Мишка ищет мёд»
  • «Мишка вылез из берлоги».

Цель: познакомить детей с новыми движениями, развивать координацию, ритмичность и моторику.

Ход проекта

I.Чтение художественной литературы.

1.Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Мишка».

Проводится во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей и взрослого в течение месяца.

- Ребята, послушайте стихотворение.

                                             Уронили мишку на пол,

                                             Оторвали мишке лапу.

                                             Все равно его не брошу,

                                             Потому что он хороший.

  • Кто знает это стихотворение? Сможете рассказать его сами?
  • Ребята давайте выучим стихотворение.

Дети повторяют стихотворение за воспитателем несколько раз, а потом пытаются повторить его самостоятельно.

Слушание стихотворения о медведях.

Посмотрите, какая интересная книжка у меня в руках, в ней много иллюстраций и стихов. Послушайте. Воспитатель читает стихи, демонстрируя детям иллюстрации.

Медвежонок косолапый                                         И только две медведицы

Всех зверят милей.                                                  И только две медведицы

А его косматый папа –                                            И только две медведицы

Царь лесных зверей.                                                В летнем небе светятся

И только две медведицы,                                        Спать он осенью ложиться,

И только две медведицы,                                        А весной встает.

И только две медведицы                                         Спит медведь в своей берлоге

В звездном небе светятся.                                       Под большой сосной.

Летом он малину любит,                                           И только две медведицы

А зимою – сон.                                                           И только две медведицы

Он и летом ходит в шубе,                                         И только две медведицы

Меду ищет он.                                                            В зимнем небе светятся.

  • Что любит медвежонок?
  • Когда он ложится спать, а когда просыпается? (ответы детей.)

                                            Мишка, Мишка, лежебока?

                                            Спал он долго и глубоко,

                                            Зиму целую проспал

                                            И на елку не попал.

                                            На санках не катался,

                                            Снежками не кидался,

                                            Все бы Мишеньке храпеть.

                                            Эх ты,  Мишенька – медведь!

                                                                                    В. Берестов

  • Про кого такое интересное стихотворение? (про медведя)
  • А почему мишка не попал на елку? (потому, что он спал)
  • А что еще он не успел сделать пока спал?
  • Жалко вам мишку? Вы бы покатались с ним на санках?
  • Вот еще одно стихотворение.

                                             Медведица ласково сына качает.

                                             Малыш веселится, малыш не скучает

                                            Он думает, это смешная игра,

                                            Не знает, что спать медвежатам пора.

                                                                                  В. Берестов

  • Как вы думаете, ребята, правильно ли поступает малыш медвежонок?
  • А как нужно себя вести, когда мама укладывает вас спать?
  • Как на горке – снег, снег,

                                             И под горкой – снег, снег,

                                             И на елке – снег. Снег,

                                             И под елкой – снег, снег.

                                             А под снегом спит медведь.

                                             Тише, тише… не шуметь!

                                                                            И. Токмакова

  • А почему нельзя шуметь, когда мишка спит?
  • А можно ли шуметь, когда мама, папа или кто-то еще спит?
  • Как нужно себя вести в таком случае?

Кукольный спектакль по сказке «Колобок».

- Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по сказке «Колобок».

Воспитатель показывает кукольный театр по сказке.

Жил был старик со старухою.

Просит старик: «Испеки старуха, колобок». – «Из чего испечь то? Муки нету». – «э эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; Авось, муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца – на двор, со двора – за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем». – «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,                                                           На окошке стужен

По сусеку метен,                                                                   Я от дедушки ушел,

На сметане мешон,                                                               Я от бабушки ушел,

Да в масле пряжон,                                                               От тебя зайца не хитро уйти

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!... Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» - «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребен,                                                           На окошке стужен

По сусеку метен,                                                                 Я от дедушки ушел,

На сметане мешон,                                                             Я от бабушки ушел,

Да в масле пряжон,                                                             Я от зайца ушел,

                                                                                     от тебя волка не хитро уйти

И покатился себе дальше; только волк его и видел!... Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». – «Где тебе, косолапому съесть меня»!

Я по коробу скребен,                                                        На окошке стужен

По сусеку метен,                                                             Я от дедушки ушел,

На сметане мешон,                                                          Я от бабушки ушел,

   Да в масле пряжон,                                                         Я от зайца ушел,

                                                                                             Я от волка ушел,

                                                                             от тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!... Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький!». А колобок запел:

Я по коробу скребен,                                                           На окошке стужен

По сусеку метен,                                                                 Я от дедушки ушел,

На сметане мешон,                                                             Я от бабушки ушел,

Да в масле пряжон,                                                             Я от зайца ушел,

                                                                                                 Я от волка ушел,

                                                                                                 от медведя ушел,

                                                                                   от тебя лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! – сказала лиса. – Но ведь я, колобок стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче».

Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», - сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыгнул на язык. А лиса – ам его! И скушала.

По окончании сказки детям раздают игрушки, воспитатель по очереди расспрашивает детей о той игрушки, которая у них в руках («Кто это? Как он разговаривает? Нравится ли он тебе?»), после чего дети могут самостоятельно поиграть с игрушками.

  • Кукольный спектакль по сказке «Теремок».
  • Кукольный спектакль по сказке Л.Н. Толстого «Три медведя».
  • Кукольный спектакль по сказке «Маша и медведь»
  • Слушание венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

Слушание стихотворения З. Александровой

- Ребята послушайте стихотворение «Мой мишка»

Я рубашку сшила Мишке,                                        Пьет козленок из корыта,

Я сошью ему штанишки.                                          На тебя глядит сердито.

Надо к ним карман пришить                                   Ты не бойся – это гусь

И конфетку положить.                                             Я сама его боюсь.

На плите сварилась каша.                                        Мы по узенькой дощечке

Где большая ложка наша?                                       Побежим купаться к речке,

Я тебе перед едой                                                     Будем плавать, загорать,

Лапы вымою водой.                                                 Наши трусики стирать.

Повяжу тебе салфетку.                                           Мишка топал, баловался –

Ешь котлетку,                                                         Легкий мостик зашатался.

Ешь конфетку.                                                         По реке идут круги…

Молоко свое допей,                                                Шарик, Шарик, помоги!

И пойдем гулять скорей.

Это куры. Это утки.                                              Мишка мокрый, будто губка.

Черный Шарик возле будки.                                Сохнет плюшевая шубка.

Мы его не позовем,                                               Шарик убежал вперед.

Убежим гулять вдвоем.                                        Нам от мамы попадет!

    Беседа по стихотворению:

  • Кто запомнил, как называется стихотворение?
  • Что девочка сшила мишке?
  • Что она ему сварила? Что скушал мишка?
  • Что на прогулке девочка показала мишке?
  • Что случилось, когда мишка и девочка убежали на речку?

А вот еще одно стихотворение про мишку. Предлагаю встать и повторить     движения по тексту за мной.

                               Мишка косолапый по лесу идет

                               Шишки собирает и в карман кладет.

                               Вдруг упала шишка – прямо мишке в лоб!

                               Мишка рассердился и ногою топ!

Образовательная ситуация «Угадай, из какой сказки картинка».

- Ребята, я приготовила для вас интересные картинки, а вам предлагаю угадать, из какой сказки эти картинки (если дети не могут вспомнить название сказки, они могут рассказать о событиях из этой сказки).

Воспитатель демонстрирует картинки к сказкам «Колобок», «Три медведя» Л. Толстого, «Маша и медведь», «Теремок», к венгерской сказке «Два жадных медвежонка».

- Какой герой есть во всех этих сказках? (Медведь.)

- Какое стихотворение вы помните про медведя? (А. Барто «Мишка».) Расскажите его.

- А теперь давайте вместе вспомним веселое стихотворение «Мишка косолапый». Предлагаю встать и повторить движения по тексту за мной.

Развлечение «В гости к дяде Мише».

Дети сидят на коврике или на стульчиках полукругом.

- Дорогие ребята! Сегодня я вас приглашаю в лес, в гости к медведю дяде Мише. Пойдемте со мной? (Да!)

- Но идти в гости с пустыми руками некрасиво, давайте возьмем с собой угощение для дяди Миши. Выбирайте, чем можно угостить дядю Мишу. Что любят кушать медведи?

Воспитатель показывает муляжи овощей и фруктов, дети отвечают, что кушает медведь, те же муляжи и складывают в корзинку. Примерный набор муляжей: мед, капуста, морковка, ягода, рыба, лук.

- Вот и набрали мы гостинцев для дяди Миши (в корзинке мед, ягоды, рыба). Теперь пойдемте в лес.

Воспитатель включает веселую музыку, дети делают круг по группе и возвращаются на места. Воспитатель достает плюшевого медведя.

- Здравствуй, Миша! Ребята, поздоровайтесь с Мишей! (Дети здороваются, можно каждому дать возможность пожать медведю лапу)

- Дядя Миша, мы тебе принесли угощение, возьми, пожалуйста, кушай на здоровье! (Изображает, как медведь угощается.)  

- Миша: Спасибо, ребята. Раз уж вы пришли, приглашаю вас поиграть со мной!

Игра «У медведя во бору»

- Миша приглашает вас, ребята, отдохнуть на полянке. (Дети садятся в круг на коврик) Кто живет в лесу? Чем питаются звери в лесу: заяц, лиса, мышка, волк, кабан? (ответы детей).

- Ох, и хорошо у тебя, дядя Миша, но нам пора возвращаться в детский сад! До свидания, Дядя Миша!

Дети прощаются с медведем. Воспитатель включает веселую музыку, дети идут по кругу и выходят из группы.

Игра «Догони мишку»

Материал: Большой плюшевый мишка.

Ход игры: У воспитателя в руках мишка. Он подходит к малышам, сидящим на стульчиках, и говорит:

-Сейчас мишка покажет, кто его будет ловить.

Обходит малышей и мишкиной лапкой дотрагивается до 2-3 детей.

Следует команда «ловите мишку!», и воспитатель бежит с мишкой на руках, а выбранные дети его догоняют.

Побегав немного, воспитатель дает себя поймать. Поймавшие мишку берут его за лапки и ведут к детям. Мишка опять показывает, кому догонять. Так по очереди мишку ловят все дети. Постепенно количество ловящих увеличивается, чтобы не приходилось долго ждать своей очереди.

Под конец мишку ловят все дети. Воспитатель говорит:

-теперь мишка отдохнет, он устал бегать.

Игра заканчивается.

Правила игры: Догонять можно только тем, до кого дотронулся мишка. Те, кого мишка не выбрал, должны сидеть на скамеечке спокойно, дожидаясь очереди.

Указания к игре: В эту игру можно играть в помещении, а в теплый день и во дворе. Бежать воспитатель должен не очень быстро и не особенно далеко. Догонять должны каждый раз новые дети.

Игра «Медведь и пчелы»

Материал: Шестигранный заборчик.

Ход игры: Заборчик, стоящий на участке, изображает улей, в котором живут «пчелы» (дети). Воспитатель в роли медведя прячется за дерево.

«Пчелы» вылетают из улья и собирают мёд

Заключение:

Опыт показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, это способствует повышению активности и мотивации воспитанников, предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации.

Таким образом, заметен рост мыслительной и речевой деятельности детей раннего возраста при ознакомлении с животным леса - медведем. Особое значение придается «Встрече с чудом», под которым понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с тайной, необычном явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

Список литературы:

1. ФГОС в ДОУ: комплексные занятия. Первая  младшая  группа. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Учебно-методическое пособие Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. И. А. Лыкова

3.ФГОС: сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. Образовательная область «физическая культура». Э.Я. Степаненкова

4. ФГОС: развитие игровой деятельности в первой младшей группе. Образовательная область «социализация».

Приложение №2

Проект «Три медведя»

Тема мини-музея была выбрана с учетом интересов детей и желания самих педагогов. Медвежонок – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок (Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Мишка-Топтыжка» и другие). В фольклоре Медведь не менее популярный персонаж, чем Лисичка-сестричка, Петушок, Курочка. Ему посвящено немало сказок, потешек и песенок. Да и для современных детей медведь – любимый герой. К тому же в любой программе для работы с детьми есть немало материала для детей по знакомству с медведем. Это стихи, загадки, потешки, песенки, народные игры. Мини-музей «Три медведя» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям от трех до семи лет. И главная мысль: музей обязательно должен быть интерактивным. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.

Поэтому наш мини-музей – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители

Цели проекта:создание мини-музея в группе, как отражение познавательных интересов детей; обогащение развивающей предметно-пространственной среды

  • Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
  • Создать развивающую среду – подобрать материалы, игрушки, атрибуты для детской игровой театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрации и художественную литературу по теме «Знакомьтесь, Медведь».
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Составить перспективный план работы.

Срок выполнения проекта: бессрочный.

Цель: формирование художественно-познавательных интересов у детей через приобщение к культурному наследию страны.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о музее;
  • Познакомить детей с медведем.
  • Расширить знания детей и родителей о медведе, где и как живет, чем питается;
  • Воспитывать любовь к родному языку при знакомстве с фольклорными произведениями (сказками, потешками, песнями, играми), в которых рассказывается о медведях;
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
  • Развивать творческое мышление и воображение.
  • Расширение кругозора детей;
  • Обогащение знаний дошкольников об окружающем мире;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Актуальность идеи создания:

  • Инновация воспитательно-образовательного пространства (использование новых форм работы).
  • Возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Особенности нашего музея:

  • Участие в создание музея детей и родителей.
  • Каждый ребенок является соавтором, творцом композиции.
  • Каждый ребенок может почувствовать себя экскурсоводом в музее.
  • Использование музея в образовательном процессе при изучении блоков «Животные», «Наш дом – природа», «Что такое музей?». Использование образовательных областей: Познание, Коммуникация. Чтение художественной литературы, Художественное творчество.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • знание детьми особенностей России и ее истории;
  • понимание детьми значимости Москвы, как исторической столицы России;
  • умение организовать сюжетно-ролевые игры на тему «Экскурсии по городу»;
  • проявление каждым ребёнком уважения к знаменитым людям нашей родины.

В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно-культурным ценностям, музеям, театрам, памятникам архитектуры.Одна из самых важных задач – научить любить свой город. Поэтому создание мини-музеев в детском саду – это хорошее начало, образовательный процесс будет проходить более интересно и эффективно, если некоторые занятия воспитатели будут организовывать в мини-музее детского сада.

Но необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий, поскольку детям сложно долго стоять на месте. Поэтому даже самый увлекательный рассказ педагога может остаться без внимания.

Целесообразно разбивать информацию на несколько подтем и проводить с детьми беседы-пятиминутки. Но если педагог может удержать внимание детей в достаточной мере, то за один приход в музей можно рассмотреть сразу несколько тем.

Нельзя также забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому в каждом уголке музея необходимо организовать уголок самостоятельной деятельности, где у детей есть возможность поиграть. Тема музея сама подскажет, какие могут быть игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические или интеллектуальные.

Если ребята обращают внимание на стенды или экспонаты музея, о которых педагог сегодня не планировал говорить, можно использовать такой ход: «Об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно посмотреть и попробовать догадаться, о чем мы будем с вами разговаривать на нашей следующей экскурсии». При этом времени на обсуждение дается совсем немного, воспитатель на вопросы детей не отвечает. Если дети самостоятельно смогли сориентироваться в материале, то при следующем посещении воспитатель может попросить самого активного ребенка взять на себя роль экскурсовода, и ребенок сам расскажет другим ребятам о том, что он понял и узнал.

Если педагог нацелен на развитие объяснительной речи детей, можно предложить им посетить раздел музея вместе с родителями и потом рассказать другим детям о том, что они узнали.

Если рассматривать образовательную область Познание, то занятия в мини-музее можно проводить при изучении блоков «Животные» или «Лес» (с использованием ИКТ).

Темы занятий в мини-музее могут быть самыми разными. Например: «Кто и зачем придумал правила поведения» (в общественных местах, в том числе и в музеях), «Зоопарк», «Музеи родного города», «Знакомство с профессиями: профессия экскурсовод». Сюда же можно включить занятие «Мы идем в музей», где роль экскурсовода выполняет ребенок. Также мы практикуем проведение экскурсий для малышей по мини-музею «Мишка - косолапый».

Реализация проекта и использование мини-музея «Медвежонок» в образовательной деятельности детского сада:

1. Игровая деятельность.

– Сюжетно-ролевые игры «Прогулки по городу», «Музей», «В картинной галерее».

– Дидактические игры «Кто что ест?», «Кто живет в лесу?», «Наш город».

– Строительные игры «Строим дом», «Наша улица».

2. Познавательное развитие.

– Серия бесед о музеях, о медведях..

– Занятия: «Мишка в гостях у ребят», «Знакомство с медведем», «С чего начинается Родина», «Поможем медвежонку», «Маша и медведь» и другие.

– Театрализованный досуг «В гости к Медведям».

– Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о медведе.

– Просмотр презентаций о медведях.

Использование мини-музея в образовательном процессе:

  • Проведение занятий-экскурсий (знакомство с экспонатами музея, рассматривание иллюстраций, игры в уголке свободной деятельности).
  • Использование музея в интеграции образовательных областей:
  • Беседы и рассказы о медведях (с использованием ИКТ, презентации), викторины (образовательная область Познание).
  • Чтение сказок и стихов о медведях, беседы по сюжетным картинкам (образовательная область Развитие речи).
  • Занятия на тему «Медведи в изобразительном творчестве», создание книжки-малышки с рисунками детей, раскраски (образовательная область Художественное творчество).
  • Чтение русских народных сказок «Маша и медведь». «Три медведя», «Мужик и медведь» (в обработке Л.Н.Толстого), рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; заучивание наизусть стихотворения Н. Григорьевой «В зоопарке», составление письма медвежонку Умке, придумывание продолжения рассказа «Медвежонок заболел», беседы о диких животных, инсценировка сказок (образовательные области Коммуникация и Чтение художественной литературы).
  • Беседа о народных промыслах (гжель и резьба по дереву), демонстрация деревянных фигурок медведей и гжели в мини-музее, рассказ о работе мастеров-резчиков (образовательная область Художественное творчество).

Использование уголка самостоятельной деятельности:

  • проведение с детьми коротких бесед;
  • загадывание загадок;
  • чтение стихов и рассказов о медведях;
  • составление вместе с детьми описательных рассказов о медведях (для старших детей);
  • беседы по картинке (для малышей);
  • рассматривание книжек;
  • чтение детям народных потешек, где присутствует медведь;
  • подвижные игры «У медведя во бору», «Мишка, мишка, что ты ешь?», «Белые медведи»;
  • дидактические игры (лото, пазлы, шнуровки).

В беседах с детьми нужно обращать внимание на следующее:

  • среда обитания белого и бурого медведей;
  • чем питаются;
  • особенности жизни;
  • сходства и различия бурого и белого медведей.

Продуктивная деятельность.

  • Коллективная работа: панно «Мой любимый мишка», выставка работ «Такие разные медвежата».
  • Работа с родителями: выставка рисунков «Веселые медвежата» (медвежата, сделанные своими руками из разных материалов), экскурсия по музею.

Разделы и экспонаты нашего мини-музея «Три медведя».

Раздел «Мишки бывают разными»

В нем размещены мишки, сделанные из разных материалов. В каждый экспонат музея вложена любовь и частичка души мастера. Также здесь находится информация о медведях, с которой дети могут познакомиться с помощью «экскурсовода», в роли которого воспитатель или ребенок подготовительной группы. Медвежата здесь очень разные и совсем не похожи друг на друга. Все экспонаты музея можно трогать руками и использовать в процессе проведения занятий.

Раздел «У медведя во бору…»

Лес – стихия этого животного. Здесь он чувствует себя хозяином. В этом разделе собран материал, отражающий образ жизни медведя. Детям показывается видеофильм или фото-презентация о жизни медведя. В конце проводятся подвижные игры, где главный персонаж – медведь.

Раздел «Медведь в народном творчестве»

Здесь представлены фигурки и изображения медведя, сделанные в разных стилях народного творчества, и предметы быта, где использовались изображения медведя, а также деревянные фигурки «хозяина леса». При проведении занятий с детьми в этом разделе используются народные потешки, песенки и загадки про медведей.

На занятиях по изобразительному творчеству дети рисуют медвежат разными способами и с использованием различных материалов, а также разучивают стихи про медведей. Затем все детские работы со стихами оформляются в виде маленьких книжек, которые тоже хранятся в нашем мини-музее.

Раздел «Медведи в творчестве художников»

В нем представлены репродукции картин русских художников, которые изображали на своих полотнах медведей (Шишкин, Васнецов). После рассказа педагога дети работают в «творческих мастерских», изображают медвежат (аппликация, оригами, рисование).

В разделе «Театральный уголок» собраны игрушки настольного и пальчикового театра для сказок «Маша и медведь» и «Три медведя».

Раздел «Уголок сказок»

Здесь можно найти все книжки со сказками и стихами о медведях, в том числе книжки, сделанные руками детей и воспитателей (иллюстрации к любимым сказкам).

Уголок игровой деятельности

Это один из самых интересных разделов нашего мини-музея. Здесь находятся дидактические и настольные игры о медведях, также именно здесь дети могут самостоятельно поиграть с некоторыми экспонатами музея, рассмотреть книжки и иллюстрации.

Я считаю, что приобщение маленьких детей к культурным ценностям развивает не только их интеллект, но и нравственность; познавательный интерес и гуманные чувства. Только так маленькому ребенку можно рассказать о том, что такое музей, культурные ценности и привить любить к искусству.

Создание мини-музеев в детском саду и их использование в образовательной деятельности способствует развитию всех перечисленных выше задач. А активное использование мини-музея по теме занятий делает его более необычным и интересным для восприятия детей. Дети могут, не выходя из детского сада, совершить экскурсию, узнать подробно о том, что такое музей и расширить свой кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ – ПРОЕКТ «МЕДВЕДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»

среднесрочный фронтальный творческо-информационный проект для детей 5-6 лет о медведях....

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «МИШКА, МИШЕНЬКА, МЕДВЕДЬ».

мини-музей"Мишка-мишенька-медведь"...