«В гостях у гнома Тик-Така»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Шутова Любовь Анатольевна

Знакомство со временем, часами, видами часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у гнома Тик-Така»

НОД по познавательному развитию в старшей группе.

Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, принципе их работы и роли в жизни человека.                                                                                                                                 Задачи:                                                                                                                                                               -  знакомить с историей возникновения часов , их разновидностями.                                             – развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.                                                                                                                        – учить изготавливать простейшие водяные часы.                                                                             – воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.                                                                                                                                              – развивать мелкую моторику, глазомер.                                                                                        – совершенствовать умение регулировать свою деятельность по времени.                               – воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем  поведении.                                                                                                                                                 – снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности.                                                                                                                                                      – снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение при выполнении заданий.                                                                                                                                  – соблюдать гигиенические требования к просмотру материала с использованием мультимедийной  установки.                                                                         Методы: наглядный, словесный, практический.                                                                                    Приемы:                                                                                                                                                                             - наглядные (демонстрация  часов, слайдов, показ изготовлений водяных часов, наблюдение, показ образца, показ способа действий).                                                                                                                                            – практические (упражнение (подражательное), моделирование – изготовление водяных часов).                                                                                                                    – словесные (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка).                                                                                                                                Активизация словаря:   сосуд, емкость, часы(водяные, цветочные, огненные, каминные).                                                                                                                                                     Предварительная работа: беседы: «Какие часы были давным-давно?»,  «Что мы делаем в различное время?»,  «Что случится, если часы будут идти по-разному?»,  «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки»; рисование часов; заучивание физкультминутки «А часы идут, идут…» ; чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий  «Как работают вещи (про часы)», «Время».                                                                                                                                  Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки), рекомендации по обучению детей узнаванию времени по будильнику,  подготовка с детьми рассказов о водяных, цветочных, песочных часах, изготовление макета цветочных часов.                                                                                                                                  Оборудование: телеграмма, разнообразные часы(цветочные, песочные, водяные, огненные, механические, электронные, кварцевые), презентация «История возникновения часов», пластиковые бутылки емкостью 1,5 л, емкости с водой, маркеры, конверт для рисунков, листы для рисование, цветные карандаши, физкультминутка (презентация).          

Воспитатель сообщает детям, что к ним должен приехать гном Тик-Так и научить определять время по часам, но он опаздывает.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, нам пришла телеграмма от гнома Тик-Так: «Дорогие ребята! В моей волшебной стране Времени случилась беда. Налетел сильный ураган  и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам. А мне так хотелось рассказать, какими были первые часы и как они изменились в наше время».                                                                                                                Что произойдет, если сломаются все часы?                                                                                           Дети. Мы везде бы опаздывал, пришли бы в магазин, а он закрыт.                                             Воспитатель. Ребята, а мы можем что-нибудь сделать для гнома?                                          Дети. Можем помочь. (Предлагают свои варианты.)                                                                               Воспитатель. А как же мы теперь узнаем, какие часы были раньше?

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в прошлое.

Как же нам попасть в прошлое?                                                                                                                                     Дети. Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль…                                                                                                                                                                               Воспитатель. А где еще можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют?                                                                                                                                                         Дети. В музее.                                                                                                                                                                     Воспитатель. Дети, в нашей группе открывается интересная выставка. А какие предметы на ней экспонируются, вы узнаете, отгадав загадку.

Мы днем не спим,                                                                                                                                           Мы ночь не спим,                                                                                                                                                И днем и ночью                                                                                                                                               Стучим, стучим.

Дети.  Это часы.                                                                                                                                                                                                                Воспитатель. Я приглашаю вас посетить выставку часов в музее. Какие правила поведения существуют для посетителей музея?          

Дети перечисляют, затем проходят в группу, где оформлена выставка часов. 

Дети, посмотрите на часы. Чем они между собой похожи?                                                                                                                                                             Дети. У часов есть циферблат, стрелки.                                                                                                                                                                            Воспитатель. Но стрелки у часов были не всегда. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое часов. Я расскажу вам историю их появления, какими они были раньше. Но у меня будут помощники: Катя, Даниил и Полина. Они для вас подготовили интересные рассказы.                                                                                                                                       Дети, а что делает петух в музее?

Дети отвечают.

Посмотрите на экран.

Дети подходят к экрану.

Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Как называются эти часы?

Дети. Петух.                                                                                                                                                   Воспитатель. Петушок какой?                                                                                                                 Дети. Голосистый, горластый, веселый.                                                                                            Воспитатель. Часы-петух были удобными часами? Почему ?                                                                                 Дети. Неудобными, их нельзя было взять с собой, можно было только вставать по ним.                                                                                                                                        Воспитатель. Также давным-давно люди заметили, что некоторые цветы раскрываются в одно и то же время, например - утром, а другие – днем, вечером.

В 5ч. открывается шиповник и мак.                                                                                                                          В 6ч. расцветает одуванчик.                                                                                                               В 8ч. раскрывается венчик вьюнок.                                                                                                         В 9ч. просыпается полевая гвоздика.                                                                                                    В 10ч. раскрывается цикорий.                                                                                                                            В 13ч. засыпают полевая гвоздика и одуванчик .                                                                                                             В 14ч. закрывается мак.                                                                                                                                                    В 17ч. закрывается незабудка.                                                                                                                      В 17-18ч. вновь раскрывается цикорий.                                                                                       В 18ч. опускаются под воду кувшинки.                                                                                                            В 19-20 ч. закрывается шиповник.                                                                                                                                  В 21ч. «засыпает» кислица.

Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?

Дети. Они работали только в солнечную погоду, днем, в теплое время года.

Воспитатель. А знаете ли вы, что по солнцу можно достаточно точно определить время ? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. (показывает картинку - тень от деревьев утром и вечером).  Человек захотел узнать утро сейчас или вечер. Как он это определит по тени.

Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером – в другой.

Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свойство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (И показывает картинку с изображением солнечных часов). Но они тоже работали только в солнечную погоду.

О солнечных часах нам расскажет Аня.

Рассказ Ани:  Солнце совершает свой путь по небосклону от восхода до заката. Повинуясь движению солнца, передвигается и тень от столбика, которые выполняет роль стрелки. Такие часы использовались не одну сотню лет в странах, где много солнечных дней – Греции и Египте. Ночью же время определяли по звездам. Звёздное небо изменяется каждый час. Созвездие меняют свое положение, как бы передвигаются по кругу .

Проводится физкультминутка «Часы» (наклоны туловища вправо, влево). Дети садятся на стулья.

Воспитатель. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день.

Демонстрируется слайд.

О водяных часах нам расскажет Настя.

Дети садятся вокруг Насти.

Рассказ Насти: Водяные часы выглядели следующим образом: на внутреннюю сторону чаши наносили деления.  На ее дне проделывали  небольшую дырочку, через которую по капле вытекала вод. Вытекая, вода постепенно прикрывала деления, что и позволяло определить, сколько времени прошло. Такие часы использовались в Древней Греции в судах. Эти часы отмеряли время, за которое участник спора мог произнести свою речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду («заводил часы») и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза «ваше время истекло» означала конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.

Я предлагают сделать такие часы.

Воспитатель объясняет, как изготавливать часы. Дети разбиваются на группы и походят к столам с приготовленным оборудованием.

Изготовление водяных часов.

Воспитатель. Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя – часть с горлышком и крышкой. Нижняя – «мисочка» - резервуар для воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку выливалась вода. Переверните верхнюю часть горлышком вниз и вставьте ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки, как в мисочку.                                                                                                                          Как вы думаете, удобны ли эти часы?                                                                                                                    Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.                                                                                                                                         Воспитатель. Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!»                                                                                                                                            Воспитатель. Похоже устроены и песочные часы. О них нам расскажет Даниил.

Дети садятся на стулья.

Рассказ Дани: первые песочные часы появились в Западной Европе в 12 веке, когда люди научились изготовлять прозрачное стекло. В такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивались.

Воспитатель. А эти часы были удобны?                                                                                                                                            Дети. Нет, их надо было постоянно переворачивать.                                                                                                                         Воспитатель. А еще люди когда-то  придумали огненные часы. К такому типу часов относятся свечные и огненные часы. Особую свечу придумали в Испании во времена Карла 5. По всей ее длине наносили 24 деления (по количеству часов в сутках ). Сгорая, свеча за 1 час уменьшалась на 1 деление. Слуга, следивший за часами – свечой, докладывал королю «Ваше величество, один час прошел!»                                                                                                  Давайте пройдем на ковер, я покажу вам эти часы.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель. А эти часы были удобны?                                                                                                                                           Дети. Нет, они работали только  в помещении, где нет ветра.

Упражнения на релаксацию

с сосредоточением на дыхании

«Задуй свечу»

Задача: снять психическое напряжение.                                                                                                                        Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой,  медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук [у].                                                                                                                                         Воспитатель. Время шло. Люди придумывали все новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А еще позже – секундная .                                    Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы- они встали .

Говорят: часы стоят,                                                                                                            Говорят: часы спешат,                                                                                                                             Говорят: часы идут,                                                                                                                                 Но немножко отстают.                                                                                                                      Мы смотрели с вами вместе:                                                                                                      А часы стоят на месте.

Воспитатель. Часы стоят, а двигаются только стрелочки. А какие часы не надо заводить?                                                                                  

Дети отвечают.

Правильно. Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок на экране светятся цифры. Время показывают точное и не «капризничают».                                                                                  Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди начали дорожить временем. Часы стали необходимы для каждого человека. Каких только часов не придумали.

Дидактическая игра «Дай название часам»

Задача: развивать внимание, мышление, восприятие.

Детям показывают слайды с разными видами часов, необходимо дать им название.

Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. А как же гном Тик-Так узнает, что мы были в музее часов?                                                                                                                           Дети. Мы нарисуем часы, о которых сегодня узнали, и отправим их гному.                               Воспитатель. О каких часах вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что вызвало затруднение? Почему?

Дети отвечают.

Я вам выдам специальные листы бумаги с печатью гнома.  После того как вы нарисуете часы, о которых узнавали во время нашей экскурсии, изобразите настроение гнома, которое будет у него после получения письма рисунком.

Дети рисуют часы. Во время работы воспитатель интересуется, какие часы изображают дети. Затем дети дорисовывают гнома, его настроение. Рисунки складываются в конверт для гнома.

Давайте пополним наш музей часами из прошлого.

Дети расставляют в музее цветочные, водяные, песочные, огненные часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у гномов»

 Программное содержание: Продолжать учить детей:      - взаимодействовать с камнями в игре;      - группировать их по сенсорным  признакам:  величине  (большой,           маленький), форме  (круглый, ...

Осенний праздник "В гостях у гнома"

Праздник проводиться с детьми среднего возраста массовой группы и старшего возраста логопедической группы....

Музыкальное занятие "В гостях у Гнома"

Сценарий занятия для подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий....

"В гостях у гномов"

продолжать формирование пространственных представлений (выше, ниже).формировать умение сравнивать предметы по ширине и по толщине, производить операцию сериации по этим признакам.закреплять прямой и о...

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

Конспект физк. досуга "В гости к гномам"

Физкультурный досуг для детей младшего дошкольного возраста...

Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.

Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...