Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию на тему «Моя семья» средняя группа.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному и речевому развитию 
на тему «Моя семья»
средняя группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному и речевому развитию  

 на тему «Моя семья»

средняя группа.

Программные задачи:  формировать у детей правильное представление о семье; ввести понятие «семья», формировать  правильное  представление  о семье:  роли матери, отца, бабушки,  дедушки, сестры,  брата, сына,  дочери; формирование представлений о трудовых обязанностей членов семьи.
развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;  координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи. 
Материал: фотографии и рисунки «Моя семья», мяч, атрибуты к игре «Семейные вещи»: губная помада, галстук, очки, молоток, газета, флакон от духов, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мячик, расчёска, сумка, вязальные спицы, клубок ниток и т.д. Заготовки для изготовления ромашки.      

Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных фотографий и рисунков; беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Бабушка»; наблюдение и запоминание: «Кто как трудиться в нашей семье?»;  чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А.Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту», работа с детьми: «Изготовление открытки для семьи»; работа с родителями: рисование рисунков «Моя семья».

Ход НОД:

Воспитатель приглашает всех детей на коврик. 

Воспитатель: Ребята вы ничего нового в группе не замечаете?

Дети: на столе лежит альбом.

Воспитатель: правильно это «Альбом с фотографиями»

Воспитатель: а для чего он нужен?

Дети: для фотографий.

Воспитатель: Давайте, присядем на подушечки и внимательно рассмотрим все  фотографии.

Воспитатель: Ребята вот и просмотрели мы альбом, а кого вы в нём увидели?                         

Дети: Папу, маму, сестру, брата, дедушку, бабушку.

Воспитатель: Правильно.  И папу, маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, а как можно их назвать одним словом?
Дети: это семья.

Воспитатель: Конечно ребята, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге. Ребята, в семье очень важно, жить дружно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть. Запомнили?
А мы с Вами знаем игру  с нашими пальчиками, которая называется «Моя семья». Давайте поиграем.
                                                 «Этот пальчик - дедушка,
                                                  Этот пальчик – бабушка,
                                                  Этот пальчик – папочка,
                                                  Этот пальчик – мамочка,
                                                  Этот пальчик – я.
                                                  Вот и вся моя семья».

Воспитатель: умнички вы мои, присаживаемся на подушечки.
А теперь я хочу послушать как Вы расскажите мне о своей семье:

(Дети рассказывают по очереди о своей семье)

Расскажи нам, пожалуйста, с кем ты живёшь? Как зовут твоих всех членов семьи? 

Ребята, а у кого есть брат или сестра, поднимите руки?
Дети: у меня есть братик (сестричка).

Воспитатель: как зовут твоего брата? Он старше или младше тебя? 
Как зовут твою сестру? Она старше или младше тебя? 
Дети: старше (младше) меня.

Воспитатель: Ребята, вы меня радуете, а теперь пожалуйста послушайте внимательно загадку и отгадайте о ком она:

Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…                                                       

Дети: бабушка.

А вот ещё одна загадка:

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш...

Дети: дедушка.

Воспитатель: Ребята, а  кого есть бабушки и дедушки, поднимите  руки? 
А скажите нам, пожалуйста, как зовут вашего дедушку? 
А как зовут вашу бабушку? 
(Индивидуальные ответы детей). 
Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о Вас: и вкусно накормят, пожалеют и сказку расскажут.  
А теперь давайте мы с Вами отдохнём немножко:
                                         
Физ. минутка: «Семья»:
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: Молодцы, присаживаемся на свои  подушечки.
                                Дидактическая игра «Скажи ласково».
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье? 
(Индивидуальные ответы детей). 
Воспитатель: Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.  Давайте и мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех своих членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я  буду называть  Вам слово, а Вы должны назвать это же слово, но только ласково.
                    Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;
                                        Папа – папочка, папенька, папуля;  
                                        Дочь-доченька, дочурка;
                                        Сын – сынок, сыночек;
                                        Сестра – сестрёнка;
                                        Брат – братишка;
                                        Бабушка – бабуля;
                                        Дед – дедушка, дедуля».
 Какие вы все молодцы, всё Вы знаете, а сейчас я узнаю, кто и как трудиться в вашей семье?

Дидактическая игра с мячом «Кто как трудиться в нашей семье?»
Встанем возле своих подушечек. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.
         Например:

- ходит на работу? Кто?

(Дети: мама, папа)

 - готовит пищу?

 - читает газету

- ходит в магазин за продуктами?

- учит уроки?

- вяжет носки, варежки?

- наводит  дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы?

- играет в игрушки?

- печёт вкусные пирожки, блинчики

- Ребята, а Вы помогаете своим родителям по дому? 
(Индивидуальные ответы детей). 
- Кто хочет рассказать, поднимите руки?

(Индивидуальные ответы детей). 
-  Расскажи  нам, пожалуйста, как ты помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?
(Индивидуальные ответы детей). 
- Умнички. Вы настоящие  помощники!
                                       
Игра «Чудесный мешочек».
 Дети  подходят  по одному и достают из мешочка  по очереди  вещи, и говорят, кому из членов семьи эта вещь  принадлежит:  (телефон сотовый, губная помада,  зеркальце,  галстук, очки, отвёртка, газета, флакон духов, пустышка, пупсик, мяч, погремушка, вязальные спицы, клубок ниток, расчёска, бигуди, и т.д.)
Воспитатель: Ребята вы не перестаёте меня радовать, славно потрудились, помогли разобрать, где чьи вещи. 
Мои хорошие, посмотрите, какой у меня в руках красивый цветок. Как этот цветочек называется?

Дети: это цветок ромашка.

Воспитатель: Совершенно верно, это «ромашка». А ромашка – это символ семьи. Хотите сделать такую же ромашку для Вашей семьи. Давайте пройдём к столу и присядем  на стульчики. (На столе заранее приготовлено всё необходимое для поделки).

Звучит спокойная музыка.

Дети выполняют задания.
Воспитатель: Какие замечательные ромашки у вас получились, вам нравятся? Порадуете свою семью.

Ребята, о чём мы с Вами сегодня говорили?

А что Вам больше всего понравилось или запомнилось?

(Индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Правильно о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Хочется, чтобы и вы  ценили своих  близких, слушали во всём, никогда не огорчали,  заботились о них! Помните: только ваши родные и близкие всегда вас поймут и простят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию.

Цель: формирование у детей представлений о взаимосвязи в природе, зависимости друг от друга представителей живой природы.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие·...

"Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной и речевой областям в группе раннего возраста "Воздушные шары"

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе ФГОС дошкольного образования и в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ГБДО...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию по теме «Что такое интерьер?» Подготовительная группа

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному и речевому развитиюпо теме «Что такое интерьер?»Подготовительная группа...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.

Цель: формирование знаний о различных свойствах   воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие  речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей с ЗПР средней группы по теме: «В овощном магазине».

Конспект нод по познавательному развитию (ФЭМП), рекомендовано проводить с детьми ЗПР средней группы, по лексической теме "Овощи"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. « ЧИТА- НАШ КРАЙ РОДНОЙ »

« ЧИТА- НАШ КРАЙ РОДНОЙ »Цель: обобщить и закрепить знание детей о  городе в котором мы живем .Задачи  Развивать творческое воображение, фантазию детей, умение поддерживать игровую ситу...