Проектная деятельность "Новые педагогические технологии"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Пискарева Наталья Сергеевна

Данная презентация создавалась как проектная деятельность на курсах повышения квалификации. Необходимо было сделать работу, которая соответствовала бы условиям реализации ФГОС. В презентации разработано "занятие - квест" для воспитанников старших и подготовительных групп. Предложено построение интегрированного занятия на основе концентрации содержания вокруг одной темы. Тема "Фольклор" преподнесена в одном из пяти (Художественно-эстетическое) основных направлений развития ребенка  в соответствии с ФГОС. Стиль выполнения занятия - квест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_pedagogicheskie_tehnologii.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность: «Новые педагогические технологии» Стиль (идея) : Квест Направление: Художественно-эстетическое Тема: Фольклор

Слайд 2

Квест Квест (или приключенческая игра) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как бои, экономическое планирование и задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют. Игры, объединяющие в себе характерные признаки квестов и жанра « action » (действие), выделяют в отдельный жанр.

Слайд 3

Фольклор Фолькло́р — «народная мудрость» — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы, принципы. Фольклор выражается в преданиях, песнях, частушках, анекдотах, сказках, танцах. Фольклор можно увидеть в декоративно-прикладном творчестве (в картинах; в росписи посуды, игрушек; в создании костюмов, музыкальных инструментов и т. д.). Важнейшей особенностью фольклора является его традиции. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Слайд 4

Художественно- эстетическое направление Это художественное и общее развитие детей, формирование эстетических эмоций, художественного вкуса. Использование художественных произведений для обогащения содержания области. Развитие художественного восприятия. Поддержание стремления у детей к самостоятельному созданию нового образа. Учить находить темы для художественной деятельности. Учить изображать объекты реального, фантазийного мира с натуры. Использование художественного слова в процессе изобразительной деятельности для создания яркого образа. Восприятие детьми литературного (на слух) и визуального (зрительно) материала.

Слайд 5

Художественное творчество в фольклоре Цель: Направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизации мировосприятия, создание целостной картины мира через художественное творчество. Задачи: * Развитие художественной продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд…). * Формирование сенсорных процессов, сенсорное восприятие и обследование тех предметов и явлений, которые детям предстоит изображать. * Развитие детского творчества. * Приобщение к изобразительному искусству. * Развитие речи, осмысление значения слов и расширение словарного запаса.

Слайд 6

Для прохождения всего квеста нам потребуются: *Схемы маршрута *Ребусы *Задания *Мотки шерстяных ниток *Картонки *Ножницы *Народные инструменты *Народные костюмы *Демонстрационный материал для знакомства с декоративно-прикладным искусством *Музыкальное сопровождение *Тексты песен и колыбельных *Кисти *Гуашь *Бумага для рисования *Стаканчики с водой *Салфетки для рук

Слайд 7

Начало Дети собираются в группе. Воспитатель: «Ребята, сегодня вы узнаете, что такое Фольклор. Но это будет не обычное занятие, а приключенческое. Для того, чтобы узнать про народное творчество, нужно выполнить задания. Игра с заданиями называется «Квест». Если вы весь пройдете правильно весь путь , и выполните задания правильно, то в конце квеста вас ждет поощрение». Дается первая схема маршрута, с помощью которого дети должны найти следующее помещение для выполнения задания. Когда дети нашли следующее помещение – им рассказывают о куклах, которые делали в старину своими руками; о куклах-оберегах. Показывают мастер класс по изготовлению куклы из шерстяных ниток. Предлагают дать имя кукле и сказать для нее несколько добрых пожеланий.

Слайд 8

Рассказ о куклах Кукла из ниток Куклы обереги из ниток выполнялись вручную, без машинок . Ведь у предков их не было, только руки и грубые нитки. При изготовлении кукол следовало не делать узелков. Через узлы магическая энергия способна вырываться наружу, а не сохраняться внутри. Кукла оберег из ниток считалась хранительницей домашнего тепла. Создавалась кукла оберег на счастье для маленького ребенка ,прямо после рождения. Считалось , что в этой кукле будет скрываться частичка малыша, а сам предмет послужит дополнительной защитой, настоящим талисманом. Куклы обереги следили за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.

Слайд 9

Задание 2 Для того, чтобы узнать еще что-то новое, участникам нужно продвигаться дальше по маршруту. Выдается 1ый ребус и схема с дальнейшим маршрутом. В следующем помещении (музыкальный зал) детям рассказывают о русских народных инструментах, о колыбельных, частушках и потешках .

Слайд 10

Русские народные инструменты С давних пор мы знаем музыкальные инструменты, которые дошли до наших дней. Это Балалайка, Гусли, Гармонь, Жалейка, Рожок, Свирель, … Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. А звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них играют музыканты. Загадываем загадки о музыкальных инструментах. Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный короб, в котором находятся загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать? Подходите по одному и вытягивайте загадку. Загадки Ящик на коленях пляшет – То поёт, то горько плачет. То толстеет, то худеет, На весь дом голосит. (Гармонь) Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. ( Барабан) Расскажу тебе, дружок, в древние века Дунул тихий ветерок в трубку тростника. Человек услышал вдруг , мелодичный звук, И родился в тот момент музыкальный инструмент. ( Дудочка,свирель )

Слайд 11

Как звучат инструменты Предлагаем послушать музыкальные инструменты, поиграть на них. (Продолжаем загадывать загадки) Треугольная доска, а на ней три волоска. Три струны, а звук какой! С переливами живой! Узнаю его в момент – Самый русский инструмент! (Балалайка) Если хочешь поиграть, Нужно в руки ее взять И подуть в нее слегка Будет музыка слышна. Подумайте минуточку…Что же это? (Дудочка)

Слайд 12

Фольклорные мотивы Колыбельные Ребята, вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях мы слышим ритмику, интонацию и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “ баить ” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, могут приносить ребёнку покой и сон. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком.

Слайд 13

Частушки. Потешки ПОТЕШКА —исполняется ребенком вместе с взрослым. Потешка , прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке "ладушки", как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах "на головку сели" - положить ручки на головку. Постепенно ребенок начинает говорить и начинает сам себе давать команды. Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому. Он головушкой помахивает, Черной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк! Золотые они – звяк, звяк, звяк! ЧАСТУШКА —короткая русская народная песня (четверостишие), с юмором, передаваемая словами. Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

Слайд 14

Фольклорные произведения Спи моя родная, рыбка золотая Спи с утра до вечера, делать тебе нечего. Прийдет времечко-пора, встанешь ты тогда сама. Будешь печку топить, малых деток кормить… ***************** Бай, бай, баю бай. Колыбельки не ломай Будешь в поле пастущком В синем море рыбачком Будешь рыбку ловить Да родителей кормить. *********** Катя, Катя, Катюха , Наша то Оленька Оседлала петуха Белая лебедушка Петух заржал То все да не идет На базар побежал А как лебедушка плывет

Слайд 15

Задание 3 Из музыкального зала участники должны двигаться дальше. Они получают новый ребус и новый маршрут. Возвратившись обратно в группу их ожидает рассказ о декоративно-прикладном искусстве, о его направлениях, с демонстрационными материалами. Проводится мастер класс «Рисунок «Хохлома».

Слайд 16

История народных промыслов Дымковская игрушка В Дымково есть мастера, глиной заняты с утра. Лепят барынь расписных и зверушек озорных. Русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятки. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера использовали яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры. Жостовская роспись На подносе из металла я цветы нарисовала. Россыпь маков, лилий, роз вот он- жостовский поднос. Это народный промысел, который зародился в деревне Жостово , Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме. Воспитатель: Ребята, а какие краски используют мастера при росписи подносов? На каком фоне? Гжель Если в Гжели вы бывали, то посуду вы видали. Что за синие просторы и картины, и узоры! Гжель- старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее Гжель. Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Воспитатель: А это что за посуда? Такая белая с сине-голубыми цветами. Городецкая росписпись Едет в город Городец покупать товар купец. Разрисованные прялки, люльки, доски и качалки. Городецкая роспись-русский народный промысел зародившийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись выполнена в основном черной краской. Она украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В городецкой росписи часто используется образ коня, символизирующий богатство и образ птицы- символом счастья. Восп . :Работы каких мастеров вам больше понравились?

Слайд 17

Рассказ о «Хохломе» Раньше на Руси мастера изготавливали деревянную, расписную посуду. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа. Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать. Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делаю из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество». В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным. После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым. Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи». Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Элементы росписи называются: 1.Осочки, травинки, усики, завитки, капельки. 2.Рябинка, цветочек, ягодка, смородинка. Давайте с вами попробуем сделать рисунок в стиле хохломы.

Слайд 18

Задание 4 Участники получают последний ребус и задание, в котором описывается, как ребята узнают о поощрении. Должно получиться слово «ТКАЧИХА». В поощрение детям предлагают поиграть в «Ткачиху» (народная игра).

Слайд 19

В поощрение - игра Песня «Я весёлая ткачиха» Жанр: игровая песня Я весёлая ткачиха Хорошо умею ткать. Пинч, понч, клёпа, клёпа, Хорошо умею ткать Описание исполнения Участники становятся в две параллельные шеренги друг напротив друга. В каждой шеренге участники держатся под локти, крепко, чтобы шеренга могла шагать единой линией. Между шеренгами оставляют проход шириной около 4-5 метров. Выбирают два «челнока» - мальчика и девочку. Они становятся друг напротив друга с разных концов прохода. На слова "Я весёлая ткачиха Хорошо умею ткать" - шеренги сходятся. На слова "Я весёлая ткачиха Хорошо умею ткать" - расходятся. «Челноки» должны пробегать между рядами, пока те расходятся и сходятся вновь. Играют с убыстрением песенки схождения-расхождения шеренг до тех пор, пока не поймают одного или обоих игроков. После чего мальчик выводит девочку в центр и жмёт руку.

Слайд 20

Завершение Ребята, с чем мы сегодня знакомились? Что вы узнали нового? Что осталось у вас на память о сегодняшней теме? Для чего нужна кукла-оберег? А вам она поможет? Какие песни вы пели? Пропойте. Какие инструменты вы изучали? Как они звучат? Покажите. Какие стили прикладного искусства вы помните? А каким стилем рисовали? Понравилась ли вам игра «Ткачиха»? Пусть каждый скажет, что ему больше всего понравилось в сегодняшнем занятии? Хотите ли вы еще узнать о чем то, в такой игре как сегодня? Спасибо вам всем за активность и интерес!

Слайд 21

Наши цели Предполагаемый результат: Обучение: Познанияе Русской народной культуры Знакомство с традициями своего народа Знакомство с народными инструментами, играми Воспитание у детей Интереса к русскому народному творчеству. Художественно-эстетического стиля Полоролевое воспитание Этики Групповой сплоченности Умению взаимодействовать со сверстниками Укрепление единства коллектива Воспитывать речевую культуру, умение слушать Определять оттенки чувств и настроения через песни Развитие Ориентировки в пространстве Логического мышления. Увеличение словарного запаса Мелкой моторики Речи Эмоционально-волевой сферы Развивать художественно-образное мышление Чувства ритма Рекомендации родителям: Провести консультации «Как использовать произведения русского народного творчества дома». Посетить музей народно-прикладного искусства и музей игрушки. Рассмотреть иллюстрации народных ремёсел.

Слайд 22

Благодарим за внимание! Идея и автор презентации: Педагог-психолог Пискарева Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Консультация для воспитателей ДОУ "Проектный метод как важная составляющая педагогических технологий, использующихся в ДОУ. "

Консультация для воспитателей ДОУ. Из истории возникновения проектов, классификация проектов, виды проектов, этапы работы над проектом. СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ....

Современные педагогические технологии - проектное обучение

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично...

Педагогическая технология формирования мотивационной готовности у детей по средствам проектного метода

Цель - разработать педагогическую технологию формирования мотивационной готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода.    Задачи:Определить с...

Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.

I Всероссийская педагогическая Конференция «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты». Автор:          Ветряк Наталья Владимировна,...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...