Открытое занятие интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Встреча весны "Сороки"" 05.04.2016 год
материал ( группа) на тему

Ващенко Людмила Александровна

Закреплять знания детей о переплетных и зимующих птицах. Продолжать знакомить детей с русскими закличками, хороводами, играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД в старшей группе

«Встреча весны «Сороки»»

На сцене три девочки, вышивают, Маша за прялкой поет песню.

Входит Хозяйка.

 - Машенька, вы все трудитесь, а ведь сейчас за вами ребята придут, с собой играть, гулять позовут.

Девочки встают, складывают работу, звучит музыка и входят Дети. Маша и девочки присоединяются к остальным детям.

Закрывается занавес.

Дети исполняют танец «Горницы-узорницы» и садятся на стульчики полукругом с Хозяйкой.

Хозяйка читает детям стихотворение про весну.

 - По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

Хозяюшка: Ребята, о каком времени года мы сейчас говорили.

Дети: О весне.

Хозяюшка: А как вы догадались?

Дети: Бегут ручьи, появились проталины, прилетают птицы.

Хозяка:

Правильно, ребятушки мои, 22 марта по народному календарю, считался днем прилета птиц жаворонков. В книге старинной «Поучение Мономаха детям» написано: «На Сорок мучеников птицы небесные из ирия идут». «Ирий» - это по-древнерусски рай, а «сорок мучеников» - праздник церковный, православный, народный, обрядовый. В такой день на Руси дети закликали Весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!», был праздник веселый – назывался «Весновка-свистунья». С этого дня считалось, что новый год, который в Древней Руси начинался в марте, полностью входит в свои права. На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилет птиц: «сорок птиц прилетает».

Хозяюшка: Дети, а вы каких птиц перелетных знаете? Какие птицы весной к нам прилетают?

Дети: Жаворонки, скворцы, грачи, гуси, ласточки, журавли и т.д.

 - дети читают стихи «Ласточка», «Кукушка».

 - рассказывают о птицах.

Хозяйка: Ребята, как можно назвать этих птиц?

Дети: Перелетные.

Хозяйка: Почему их называют перелетными?

Дети: Потому, что осенью они улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются родные места.

Хозяйка: Каких птиц вы еще знаете?

Дети: Зимующих. (Воробей, синица, снегирь, дятел, глухарь, свиристей, сова)

Хозяйка: Какие их этих птиц живут в нашей местности круглый год?

Дети: Воробей, синица, дятел, глухарь, сова.

Хозяйка: А кто к нам прилетает из более северных мест?

Дети: Снегирь, свиристей. Эти птицы называются перелетными, так же как и те птицы, которые улетают от нас на юг. Только эти птицы прилетают к нам осенью, а весной улетают в северные края.

Хозяюшка: Знаете, умницы. Много обрядов существовало на Сороки в праздник «Весновки-свистуньи»: и хороводы водили, и песни пели, и загадки весенние разгадывали, дети загадывают загадки.

Загадки.

Это хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья белобока, а зовут ее (сорока).

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки

Клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)

Днем спит, ночью летает. (сова)

Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (дятел)

Хозяйка: я вас сейчас научу играть в народную игру «Дятел».

Давайте возьмемся все за руки и встанем в кружок.

Кто из вас хочет быть «дятлом»?

«Дятел» встает в середину круга.

Играющие ходят по кругу и говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышки пшеницы.

Дятел отвечает:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами «дятел» быстро берет за руку одного ребенка из круга играющих.

Теперь этот ребенок исполняет роль «дятла». Игра повторяется.

Закончив игру

Дети встают около стены полукругом с двух сторон.

Открывается занавес

На сцене дерево с птицами на ветках.

Дети с Хозяйкой посредством загадок определяют названия птиц.

Загадки:

Весной и летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)

Звонко-звонко распеваю, воротившись с юга в срок, а вот песни занимаю у птиц разных, даже у сорок. (скворец)

Прилетают к нам с теплом, путь проделав длинный. Строит домик под окном из травы и глины. (ласточка)

Встали братцы на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (журавль)

На березовом суку. На лесной опушке, бесконечное ку-ку завела. (кукушка)

Кто без нот и свирели лучше всех заводит трели. (соловей)

Хочет прямо полетит, хочет  в воздухе висит, камнем падает с высот и в полях поет, поет. (жаворонок)

Входит мастерица

Проводится занятие по лепке «жаворонок» из соленого теста с рассказом об обрядовом печенье.

Перед лепкой проводится пальчиковая игра «Дятел»:

Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит

(ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы – это «дуб» и постукивать пальцами другой руки, сложенными в щепоть – это «клюв дятла»)

Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(слегка пощипать ладошки)

Ну а если грянет гром, и польется дождь потом,

(на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем потрясти кистями рук)

Дятел спрячется в дупло, в нем и сухо и тепло.

(Закрываем руками лицо).

Вылепив «жаворонков» дети вытирают руки и вместе  с Хозяйкой и Мастерицей читают закличку

Жавороночки,

Перепёлушки,

Птички – ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

Танец «Птицы» в исполнении детей.

Хозяйка: Вот и птицы прилетели, на крыльях своих весну нам принесли

Входит Весна, угощает гостей «жаворонками» (корзинка и салфетки!)

Весна: Здравствуйте, вот и я пришла! Вы меня ждали?

Дети: Ждали, птиц звали, чтобы они тебя с собой из стран теплых принесли!

Я – Весна – красна, вам в подарок принесла:

Листья на дубочек, шелковый платочек,

Много-много вешних вод и веселый хоровод.

Становитесь в круг, будем хоровод водить, песни петь.

Дети исполняют «Весна-веснушка».

Весна угощает детей сладкими «петушками».

И уводит с собой кормить птиц обрядовым печеньем.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в первой младшей группе « Аистенок» “Зимушка - зима"

Как обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному ...

Открытое занятие по непосредственно – образовательной деятельности по ФЕМП в средней группе на тему:«Мы космонавты»

Под музыку «Марш космонавта» дети входят в группу, встают полукругом.Воспитатель: Ребята, недавно мы отметили праздник День Космонавтики, вы многое узнали о космосе о планетах и первых кос...

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"

На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...