Тема : « Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей.»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ермолаева Наталья Ивановна

Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель или воспитатель учит детей воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и особенности. и всякая игра, как музыкально-дидактическая по своей структуре включает в себя развитие игровых действий. Музыкальные игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад  №65 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга 

Тема : « Роль музыкально - дидактических  игр в совершенствовании        музыкального развития детей.» (Методическая разработка)

 

                             

Составитель: Ермолаева Наталья Ивановна

Музыкальный руководитель

2016 год

                                                             Санкт- Петербург


Методическая разработка на тему: « Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей.»

Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель или воспитатель учит детей воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и особенности.

    Как и всякая игра, музыкально-дидактическая по своей структуре включает в себя развитие игровых действий. Музыкальные игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.

   Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.

   Большое значение имеет возраст детей, для которых предназначена та или иная игра. Остановлюсь на музыкально-дидактических играх для детей 2-ой младшей группы (от 3 до 4 лет). В группе по списку 28 детей. Не у всех детей было одинаково развито  музыкальное восприятие, умение передавать в движении содержание музыки. Вначале я составила предварительный план по разучиванию музыкально-дидактических игр, применяя проверенные на практике приёмы, способствующие музыкальному воспитанию дошкольников.

   Подробно остановлюсь на музыкально- дидактической игре « Чей домик?» музыка Е.Тиличеевой, слова Ю.Островского - игра на различение высоты звука.
Задача игры- ознакомить детей с высоким и низким звуком. В музыкальном зале на небольшом расстоянии друг от друга расставлены стулья. Несколько детей присаживаются на них. Это «кошки» и «котята». 
Музыкальный руководитель поёт песню и затем спрашивает:

Куда же наша Марина пойдёт,
Туда ли, где кошка поёт,
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котёнок?

Марина проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: « Кто в домике живёт?» Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котёнка. Музыкальный руководитель спрашивает у детей – зрителей: « Правильно ли отгадала Марина?» Если правильно, то Марина идёт в домик, а ребёнок, сидящий за стульчиком, становится зрителем.

1 занятие   Слушание песни «Чей домик?» Прослушав всю песню, я стараюсь узнать, какую реакцию вызвала она у детей. Знакомлю детей с тем, что песню я пела не спеша, ласково, спокойно, нежно.
2 занятие  Слушание песни.   Музыкальный руководитель поёт и играет на металлофоне. Дети узнают песню и вместе со мной подпевают «мяу». Выясняем, что «кошка» и «котята» мяукают по-разному.
3 занятие Закрепление материала предыдущего занятия. Я играю, пою. Дети узнают песню про кошку и котят. При повторении они подпевают «мяу».
4 занятие Закрепление материала 3 занятия. Приношу красивый домик – дети рассматривают его. Я говорю, что в этом доме будут жить кошка и котята. Проводим игру. Анализируем. Марек шёл спокойно к домику и правильно угадал, что пел «котёнок».
5 занятие  В беседе закрепляем правила игры, проводим игру. Устанавливаем домик, стулья, выбираем на роли кошки и котят других детей, застенчивых, чтобы можно было проверить, все ли дети усвоили низкое и высокое звучание.

Дети правильно поняли характер игры и её содержание. Они легко ориентировались в пространстве, хорошо отгадывали, « кто в домике живёт».
В этой игре отчётливо прослеживается роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Все дети, правильно выполнившие задания, входят в домик
В данном случае звуковысотные соотношения выступают перед детьми в игре «Чей домик?» при восприятии мелодии песни. Она воспринималась в единстве с текстом. Мелодия выразила основное настроение, а своими интонационными ходами иллюстрировала характерные образы кошки и котят.
Дети второй младшей группы хорошо справляются с заданием различения звуков по длительности. Для их восприятия доступно сопоставление и смена четвёртых и восьмых длительностей  ( например бег и ходьба).  Проводим с детьми игры « Кто идёт?», « Мышки бегают»
Усвоение динамических оттенков детям-малышам удаётся легче. Несложно представить и выполнить какие-то простейшие движения, если они проходят под песню:

У ребяток ручки хлопают
Тихо хлопают, тихо хлопают
Громче хлопают, сами хлопают
Ну и хлопают, вот так хлопают

Здесь задание ясно обозначено в тексте песни. Весёлая мелодия, вначале плавная и спокойная, затем, при усилении динамики, характеризующаяся скачком в мелодии на кварту, изложена в более высоком регистре, даёт детям наглядное представление о соответствующих свойствах музыки. Малыши после показа выполняют тихие  и громкие хлопки в ладоши. На эту же задачу я провожу также игру « Тихие и громкие звоночки», музыка Р. Рустамонова, слова Ю. Островского. На занятие приносим погремушки.Воспитатель поёт:

  1. Ты звени, звоночек, тише,
    Пусть тебя никто не слышит
  2. Ты сильней звени, звонок,
    Чтобы каждый слышать мог!

   На 1-й куплет дети тихо звенят погремушками, на 2-1 – громко. В этой игре также задание обозначено в песне, и дети, сидя на стульчиках, выполняют его.
Знакомство с музыкальными тембрами в музыкально-дидактических играх проводится  тремя способами: восприятием человеческого голоса (пением), имитацией голосов птиц и животных, тембрами инструментов.
Различение звукоподражания голосов животных и птиц - один из наиболее доступных способов ознакомления младших детей с тембрами. Композиторы передают звукоподражание в музыкальном оформлении.

    « Угадай, на чём играю?»   На занятиях детям дают погремушки, барабаны, дудки, колокольчики. Воспитатель поёт песню, дети внимательно слушают. Когда поётся про звоночки:

«Эй вы звоночки ,зазвоните,
Весело звените, ди-ли-день»,

  То дети, у которых в руках погремушки, звенят ими. Если поётся про барабан – дети стучат по барабану. И.т.д. Дети эмоционально откликаютcя  на музыку, но порой движения их неточны и не согласуются с музыкой. 
Дети любят игру « Кто это?», музыка Р.Рустамова, слова Ю.Островского. Песня к игре написана в форме загадки о животных и птицах В конце каждого куплета звучат как бы звукоподражание их голосам.
Такой приём, найденный композитором, помогает детям охарактеризовать тембры голосов животных. Следим, чтобы звукоподражание было правильным: нежно мяукает кошка, звонко поёт петух, резковато изображается крик гусей.
Различать тембры человеческих голосов для младшей группы я считаю сложным делом и ввожу игру « Узнай по голосу» в начале года в средней группе.
Итак, в течение учебного года я провожу с детьми на музыкальном занятии и в вечерние часы музыкально – дидактические игры (2-3 минуты) Постепенно усложняю задания, неоднократно их повторяю. Проверяю индивидуальное усвоение заданий по высоте, ритму, тембру, динамике. Дети часто отвечают коллективно, но иногда вызываю ребёнка к себе и проверяю его одного а остальные дети анализируют ( вместе с воспитателе5м) его ответ и тем самым закрепляют и свои знания.
Чтобы игра для детей представляла  большой  интерес,  не сразу  усложняю её заданиями. Такая постепенная подготовка к игре                                  обеспечивает развитие музыкальных способностей у большинства детей, даже самых застенчивых и малоподвижных. Показываю детям и знакомлю их с различными музыкальными инструментами – бубен, маракасы, бубенцы, треугольник, тем самым даю возможность детям увидеть их, поиграть с ними. Обыгрываем мягкие игрушки (зайчик, волк, медведь).Дети вначале затрудняются выполнять задания –  удыры в бубен, или как идёт лошадка усталая и как лошадка скачет быстро. Но применяя метод показа ( игра в бубен), нагружаем лошадку – её тяжело, она идёт медленно, просим детей показать, как идёт лошадка,  когда ей тяжело, и как она скачет без груза. Дети довольно правильно отвечают и показывают движения.
Младшие дети могут воспроизвести простые динамические  сочетания звуков, используя металлофон. Малыш с удовольствием берётся за молоточек, крепко зажимает его в кулачке и старается изобразить маленький и сильный дождик.

В дальнейшей своей работе перед собой я ставлю следующие задачи:

-- продолжать совершенствовать основные движения в музыкально – дидактических играх;
--добиться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и в группе, на участке, дома;
--воспитывать детей организаторов игр, которые могли бы сами проводить их с группой детей;
--повседневно использовать музыкально – дидактические игры как ценное средство воспитания и развития дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:"Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста

Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста ...

Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны   Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

Опыт работы по теме "Роль усного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме:«РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Статья на тему; Роль развивающих игр в интеллектуально-творческом развитии детей.

Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучает его мыслить....