Самообразование
материал (младшая группа) на тему

Тема самообразования :  «Использование проектной деятеьности в раоте с детьми среднего возраста».

Цель:  освоение технологии метода проектов как формы организации единого образовательного пространства  с детьми среднего дошкольного возраста.

Задачи:

·                    изучение литературы о технологии метода проектов в деятельности в ДОУ;

·                    использование метода проектов на практике;

·                    обобщение  личного опыта об эффективности проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные вопросы:  

·                  история и сущность проектной деятельности;

·                  актуальность применения проектного метода в деятельности в ДОУ;

·                  цели и задачи проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

·                  этапы работы над проектом;

·                  особенности исследовательских проектов детей старшего дошкольного возраста;

·                  естественное включение семьи в проектную деятельность детей;

·                  практическая реализация проектов детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции, адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс, распространение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_batalova_m.n.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

САМООБРАЗОВАНИЕ

на 2015 – 2016 учебный год

Тема: «Использование проектной деятельности в работе с детьми среднего возраста».

 

Выполнила:

Воспитатель

Баталова Мария Николаевна

- Сыктывкар, 2015 -

Тема самообразования :  «Использование проектной деятеьности в раоте с детьми среднего возраста».

Цель:  освоение технологии метода проектов как формы организации единого образовательного пространства  с детьми среднего дошкольного возраста.  

Задачи:

  • изучение литературы о технологии метода проектов в деятельности в ДОУ;
  • использование метода проектов на практике;
  • обобщение  личного опыта об эффективности проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные вопросы:  

  • история и сущность проектной деятельности;
  • актуальность применения проектного метода в деятельности в ДОУ;
  • цели и задачи проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • этапы работы над проектом;
  • особенности исследовательских проектов детей старшего дошкольного возраста;
  • естественное включение семьи в проектную деятельность детей;
  • практическая реализация проектов детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции, адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс, распространение педагогического опыта.

План работы по самообразованию.

Содержание деятельности

Сроки реализации

1.

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

- Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии. («Методист» №8, 2007г., «Управление ДОУ» №7, 2006.

- Проектный метод в деятельности ДОУ.

Изучение статей в журналах:

- «Дошкольное воспитание»:

- «Ребенок в детском саду»;

- «Звездочка»

Изучение методики проектирования педагогов в Интернете.

В течение года.

В течение года.

        

В течение года.

2.

Практический этап.

- Подбор необходимого оборудования, материалов.

- Изучение опыта педагогов ДОУ по теме.

- Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

- Разработка групповых проектов.

- Включение проектов в рабочую программу.

- Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

- Консультация для педагогов ДОУ «Проектный метод в деятельности ДОУ».

- Презентация по теме « Проектный метод в деятельности ДОУ»

- Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов».

- Участие в методических объединениях.

- Участие в семинарах, конференциях ДОУ, города.

- Обобщение материалов работы по теме «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

В течение года.

В течение года.

В течение года.

           

В течение года.

 В течение года.

 В течение года.

Ноябрь.

Ноябрь.

Февраль.

Май.

Толкование понятий: проекты, интегрированные занятия, эксперименты, игры, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуации, экскурсии

Казанцева Наталья Юрьевна

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно ориентированного стиля общения с детьми.

Содержание образовательной деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В соответствии рекомендациями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы образовательная программа детского сада строится исходя из нескольких принципов, один из которых принцип интеграции.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей.

Реализуя данный принцип, мы не открываем ничего нового. В детском саду всегда организовывалось несколько видов детской деятельности. И все они решали задачу гармоничного развития личности ребенка.

Сейчас в соответствии с требованиями ФГОС определены виды детской деятельности и области интеграции. Пример: Одной из таких областей выступает “Безопасность” Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в нашей работе с детьми дошкольного возраста является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Поэтому образовательная деятельность предполагает работу в нескольких направлениях:

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами, взаимодействие со специалистами;
  • работа с родителями.

Планируя образовательный процесс, надо стараемся использовать различные формы организации детской деятельности. В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать проекты, интегрированные занятия, эксперименты, игры, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуации, экскурсии. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.

Оптимальными методами реализации программы в нашем ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются метод моделирования, проектирования, метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Для технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

На втором этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, где происходит распределение ролей.

На третьем этапе воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

На четвертом этапе педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Рассмотрим несколько форм, которые включает проект.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные  отношения  со сверстниками и взрослыми. Разработанный нами тематический план игр подразделяется на несколько разделов “дорожная грамота”, “мое здоровье”, “безопасность в помещении”, “безопасность и природа”, “общение с незнакомыми людьми”.   Так, например, игры – тренинги позволяют нам обучить детей правильному   поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры-тренинги, как  “Пожарная тревога”, “Из группы исчезли все стулья”, “Плохо воспитателю – что делать?”, “Мы – спасатели”, “Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?”, “Незнакомец”. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека.

Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Игры-драматизации, подвижные и спортивные игры направлены на использование знаний и опыта детей. Дидактические – на познание нового материала и своеобразного мониторинга усвоенных знаний.

Интегрированные занятия – занятия, включающие несколько видов деятельности, в процессе которых решает одна или несколько задача. Процесс интеграции является основой современной детской деятельности, они легко “переключаются” от одной деятельности к другой, при этом запоминая наиболее интересные и понятные моменты. Поэтому задача воспитателя максимально использовать активные методы обучения, когда ребенок является не пассивным слушателем, а непосредственным участником решения проблемных ситуаций, экспериментов, бесед, когда ребенок самостоятельно может сделать те или иные выводы.

Не менее интересна, и исследовательская деятельность детей. Используя эксперименты такие как “Из чего состоит машина?”, “Опасный лед”, “Почему гаснет свечка?”, “Почему столкнулись машины?”, “Горит-не горит” воспитатель дает возможность ребенку самостоятельно выступить в роли исследователя и сделать собственные выводы. Эксперименты эффективны потому, что ребенок в них выступает как практик, а не наблюдатель, и его предположения подкрепляются выводами. И впоследствии данную информацию ребенок усвоит и запомнит!

Экскурсии привлекают детей не меньше. В процессе экскурсии воспитатель выступает экскурсоводом, владеющим определенной информацией. Здесь и беседа, и наблюдение, и речевая игра, и даже маленький эксперимент, решение проблемных ситуаций. Ребенок не на картинке, а действительности видит те или иные объекты.

Вне образовательной деятельности беседы с использование наглядного материала, различных карт, схем позволит закрепить знания, имеющиеся у ребенка. Беседа выступает одной из наиболее удобных и эффективных форм мониторинга знаний детей. Системность тематического планирования игр и бесед в рамках проекта позволит вам добиться желаемого результата

В рамках проекта, конечно, планируется конкурс творчества для родителей, педагогов, детей “Зеленый огонек”. Он, как правило, включает несколько номинаций, что позволяет всем участникам проекта проявить себя в сочинении частушек, создании коллажей, плакатов, фоторепортажей, изготовлении макетов и другое.

Дети, посещающие детский сад, ежегодно становятся победителями и лауреатами муниципальных конкурсов детского творчества: “Пожарная безопасность”, “Зелёный огонёк”. План сотрудничества со службами безопасности (ГИБДД, Пожарная часть) включает совместные праздники, досуги, тренировочные учения, беседы, консультационные мероприятия.

Об эффективности и системности работы с детьми говорит и тот факт, что за период функционирования ДОУ воспитанники ДОУ не стали участниками ДТП, по итогам годовых отчетов не зарегистрированы случаи травматизма среди детей и персонала, а также пожара или пожароопасных ситуаций.

В наше не простое время, когда безразличие в душах людей становится нормой, именно с дошкольного возраста надо закладывать нормы безопасного поведения, нормы ответственности за свои поступки и умение взаимодействовать с окружающими людьми, не подвергая свою и их жизнь опасности.

Жизнь сама по себе уникальна, главное заложить в сознании ребенка понятие о ее бесценности. Никто из нас не знает, какой она будет через минуту, секунду, мгновение, но в наших силах предотвратить то, что можно и научить этому дошкольников.

Работа над проектом через интеграцию

(из статьи)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных,  творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их интеграция.

В соответствии с ФГОС образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Таким образом, интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.
Вариативность   использования интегрированного метода обучения довольно многообразна:

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);
  • Интеграция дополнительного образования и воспитательно — образовательного процесса;
  • Интеграция разнообразных видов искусств внутри художественно-эстетического направления;
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

И именно интеграция на основе единого проекта представляет особый интерес [7].

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Один из принципов проектирования, так же как и интеграции является - определение соотношения знакомого и нового материала.

Метод проектов – в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [12].

Проект» – (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза»,  то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Другими словами, проектный метод это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование [2].

Метод проектов -  как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.

Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.). Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.).

Интегративный метод –что это?

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, мы часто используем комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных  навыков, что очень важно для будущих школьников, как их интеграция (взаимопроникновение этих разделов друг в друга). Интегрированный метод обучения является для нас новым. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема, решая которую дети проявляют свою активность.

       Отечественные ученые выделили два типа детской активности:

1 – собственную активность ребенка,  полностью определяемую им самим.

2 – активность ребенка, стимулируемую взрослым.

Развивая у детей моей группы познавательных и творческих способностей, попробовала использовать технологию проектирования, как одну из форм поисковой деятельности. Проектирование поводилось с учётом уважения личности каждого ребенка, принятие его целей, запросов, интересов и свободы всех участников в выражении субъективного мнения, в выборе,  как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.        

Дети охотно приняли проблему, которую я предложила.

Играя на прогулке в игру «Кафе», дети с интересом «готовили» различные блюда, напитки. Угощали других детей и меня. Шёл разговор о любимых блюдах детей.  Вот тут я им и предложила написать с родителями рецепты любимых блюд.  

Придя домой на следующий день в детский сад, дети рассказывали и показывали свои рецепты.  Их оказалось так много, что кто-то из девочек  предложил: «Давайте сделаем кулинарную книгу, как у моей мамы».  Дети поддержали идею, стали высказывать свои предложения, размышления, идеи.  В этом обсуждении я была соучастником, в каких–то  моментах стимулировала активность детей, замечая и поощряя их. Это помогло детям понять, что они делают правильно, а где ошибаются.

Здесь проявились те два типа детской активности: собственная активность и активность, стимулируемая взрослым.

Прочитав опыт работы детского сада № 138 города Москвы «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»,  выяснила, что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при участии и поддержке взрослого.

1 этап проектирования – это освоение проектирования (первые попытки детей решить проблему самостоятельно, но ведущая роль принадлежит воспитателю).

2 этап – это освоение проектирования. На этом этапе активность взрослого снижается.

3 этап – творческий – этап развития проектной деятельности. Этот этап характеризуется высоким уровнем интереса  детей к творческому проектированию. Роль взрослого на этом этапе – развить и поддержать творческую активность детей, создать условия для самостоятельного определения цели, содержания предстоящей деятельности, выбора способа работы над проектом и организовать её.

Так как я работаю с детьми средней группы, решила  начать проектную деятельность сразу с третьего этапа. Вместе с детьми, используя алгоритм действий взрослых на третьем этапе освоения проектирования, определили этапы работы над кулинарной книгой:

  1. Проблема (цель) – создать книгу с кулинарными рецептами любимых детьми блюд.
  2. Мотивация – угостить родителей и сотрудников детского сада блюдами, приготовленными своими руками на утреннике, посвященному выпуску в школу.
  3. Распределить все принесенные рецепты на 4 группы: а) салаты,

б) вторые блюда, в) десерт, г) напитки.

      4. Нарисовать иллюстрации к рецептам блюд.

      5. Определить средства реализации проекта.

      6. Собрать рецепты и иллюстрации в одну большую книгу.

      7. Обсудить результат: ход работы, действия каждого, выяснить причины      

          успехов и неудач.

  1. Совместно определить перспективы развития проекта.

Выполняя этот проект, дети   делились  на две группы: одни сортировали рецепты, другие рисовали иллюстрации.  

       Определяя перспективы развития проекта, дети решили добавить в кулинарную книгу рецепты блюд, богатые витаминами для сохранения и укрепления здоровья.

        Таким образом, применяя в работе проектный метод, мы формируем личностные качества ребенка, необходимые для успешного обучения в школе (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды; подчинять свой темперамент, характер общим интересам; умение решать творческие споры; достигать договоренности; делиться собственным опытом; оценивать свои действия и действия товарищей).

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Оглавление

Введение

Глава 1. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Общая характеристика метода проекта

1.2 Методика работы с детьми в рамках метода проекта

Список использованной литературы


Введение

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»)[1].

В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов» (том 1, с. 567).

Целью данной работы является изучение развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

  1. Дать общую характеристику метода проекта.
  2. Рассмотреть методику работы с детьми в рамках метода проекта.

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.


Глава 1. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Общая характеристика метода проекта

В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы[2].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение "путём делания", при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании[3]. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учителя из лекторов, должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления)[4]. Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления»[5].

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания[6].

Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическую окраску ("Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!", "Уничтожим кулачество как класс").

В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана (система индивидуализированного обучения (автор Паркхерст) и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению[7].

С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями[8].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами[9]. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников[10]. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Многие задают вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием[11]. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

1.2 Методика работы с детьми в рамках метода проекта

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения[12].

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддьякова Н.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со средними дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.

Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.

Темы игровых проектов могут быть следующими:

- «Игра-путешествие в подводное царство»;

- «Театр» (сюжетно-ролевая игра);

- «Строим город будущего» (игра);

- «Путешествие в древний мир»;

- «Строим сказочный снежный городок».

Темы творческих проектов:

- осенний, весенний, зимний вернисаж (т.е. от времени года);

- музыкальная сказка (по выбору детей);

- настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

- «Веселая ярмарка» (изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.);

- создание фильмотеки рисованных диафильмов.

Темы познавательных проектов:

- фестиваль искусств «Весенняя капель»;

- журнал «Почемучка» (вопросы о природе, ОБЖ и др.);

- «Путешествие в Царство Математики»;

- КВН;

- конкурс «Моя родословная»;

- музей народной культуры; (история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.);

- «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще педагоги используют длительные[13].

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке можно систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. В групповой комнате можно организовывать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, могут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнаты и в приемной можно повесить плакаты экологического содержания, выполненные детьми[14].

К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.

Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.


Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М, 1986.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1990.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1995.
  4. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.,1995.
  7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
  8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.
  9. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1994.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под  ред. В.В. Давыдова. – М., 1999.
  11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.
  12. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М.: Владос, 1999.
  13. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
  14. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1989.
  15. Дошкольное образование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. – М.: Изд-во АСТ, 1997.
  16. Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психическое развитее дошкольников. – М., 1984.
  17. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
  18. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997.
  19. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003.
  20. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М.: Владос-пресс, 2001.
  21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
  22. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2 .– Киев, 1992.
  23. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  24. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. – М.: Владос, 1997.
  25. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985.
  26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  27. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Academia, 2000.
  28. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М., 1997.
  29. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
  30. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  31. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учпедкиз, 1960.
  32. Эльконин Д.В. Психология игры. – М., 1979.
  33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
  34. Якиманская И.С. Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М., 2001.
  35. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
  36. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.

Формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через использование в работе проектной технологии

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Да и система дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на центральное место выходит развитие интегративных качеств личности, которые ребёнок приобретает в результате освоения программы. Поэтому условием для успешной работы воспитателя становится применение современных образовательных технологий. Технология - это инструмент, при помощи которого решаются задачи поставленные программой.

Анализ педагогической практики показывает, что технология проектной деятельности занимает достойное место в системе дошкольного образования. Интерес к данной технологии основывается на решении тех задач, которые стоят перед дошкольным образованием: воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать информацию и применять знания, проявлять творческие способности.

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом так же понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, а для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и складываются в одно целое. В ходе реализации проекта естественным образом осуществляется интеграция образовательных областей, имеется возможность комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, активно взаимодействовать с семьями дошкольников.

В детском саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Приведём пример проектной деятельности при ознакомлении дошкольников 4-5 лет с пассажирским самолётом в конструктивной деятельности.

Мини-проект по конструированию «Пассажирский самолёт».

 

Этапы работы над     проектом

Примерное содержание

1

Название проекта.

Пассажирский самолет

2

Возрастная группа.

Средняя

3

Цель проекта.

Формирование умения строить разные самолеты по схеме, отличающиеся по размеру и конструкции.

4

Задачи проекта по достижению цели.

- Расширять знания о видах самолетов.

- Стимулировать интерес к строительству самолета.

- Формировать умение анализировать образец: выделять части объекта, определять их размер и форму.

- Развивать умение отбирать детали конструктора для постройки.

- Развивать умение строить самолеты по схеме.

- Формирование словаря детей на основе углубленных знаний о самолетах

 

Организация проекта. 1 этап: постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

5

Проблема исследования.

В ходе беседы о дальних странах возник вопрос: на чем быстрее всего нам добраться через океан на день рождение друга? Какой самолет выбрать для поездки? Из чего его можно построить?

6

Гипотеза исследования.

Если люди летят далеко, то при постройке должен получиться большой пассажирский самолет.

7

Задачи исследования для детей.

- Узнать, какие бывают самолеты, какие функции выполняют.

- Научиться строить пассажирский самолет из разного конструктора, отличающегося по размеру.

8

Результаты исследования.

- Постройка «Пассажирский самолет».

 

Организация проекта. 2 этап: организация исследования в рамках проекта.

9

Сбор, анализ и систематизация информации.

- Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах.

- Чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о самолетах.

- Беседы с детьми по вопросам: «Кто летал на самолетах? Много ли иллюминаторов в самолете? Что наблюдали за окном?

- Слайд-шоу «Экскурсия на аэродром».

- Изготовление коллажа.

10

Творческая познавательная деятельность детей

- Дидактические игры «Угадай на ощупь» (В чудесном мешочке нужно на ощупь угадать детали конструктора), «Угадай по звуку» (Дети должны отличать звук самолета от других звуков).

- Сюжетно-дидактическая игра «Путешествие на самолете» (Обыгрывание с помощью фигурок из киндера).

- Рисунки детей «Самолет будущего».

- Лепка «Самолет для зайчика».

- Экспериментирование «Из какого конструктора получится самый легкий самолет».

 

Организация проекта. 3 этап: презентация результатов исследования.

11

Форма презентации

Фотовыставка для родителей «Мой самолет»

 

Родители всегда являются активными участниками проектной деятельности в группе:

- оказывают помощь в подборе загадок, стихов, рассказов;

- вместе с детьми дома подбирают иллюстрации в журналах, книгах;

- подбирают картинки для изготовления коллажа;

- привлекаем родителей на «Встречи с интересными людьми», а именно родители рассказывают о путешествии на самолёте;

- вместе с детьми составляют «объяснялки» про самолёт;

- оказывают помощь при организации экскурсии на аэродром;

- вместе с детьми участвуют в создании альбома рисунков «Самолёт будущего».

Эта технология актуальна и очень эффективна, так как даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

 

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозайка-Синтез,2008.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей и родителей.- М.: Айрис-Пресс, 2008.

3. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. – М.: Изд. Росмен,2006.

4. Киселёва Л. С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.:АРКТИ,2010.

5. Сапранова С.И. Проектная деятельность // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №2.

Проектный метод в работе с детьми.
Цель: ориентировать воспитателей на творческий труд.
План.
1. Возникновение метода проекта в педагогике.
2. Метод проектов в сфере дошкольного образования.
3. Типы проектов, их характеристика.
4. Структура проектов в работе с детьми дошкольного возраста. 

После Первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие ему уверовать в свои возможности. В этой связи становится популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании". Реализация данной теории в практике воспитания и обучения требовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов». 

Метод проектов возник в США  в 20-е гг. прошлого столетия. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода – идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Условия успешности обучения по Дж. Дьюи:
- проблематизация учебного материала;
-активность ребёнка;
-связь обучения с жизнью.   

Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Он выделил 4 вида проектов:
-созидательный;
- производительный;
- потребительский – рассчитанный на изготовление предметов потребления;
- проблемный – преодолевающий интеллектуальные затруднения.

Использование этих проектов, по мнению В. Кильпатрика, не только подготавливает ребёнка к жизни, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

В России метод проектов был известен ещё с 1905 г.. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику. 

Развитие методов проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитии интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределение сил и средств и т.д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект «Поможем нашему заводу – шефу выполнить промфинплан»). Между тем однобокое увлечение  проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осуждён как чуждый советской школе.

Термин «педагогическое проектирование» был введён в категориальный аппарат отечественной педагогики С.А. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности» и функцию педагогов – практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта с учётом индивидуальных особенностей личности. 

В 20-х гг. прошлого века советские педагоги выделили следующие учебные проекты:

- по составу участников – коллективные и индивидуальные;

- по срокам реализации – долговременные и кратковременные;

- по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные. 

В системе отечественного школьного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процессе обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея методов проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится  интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам., предполагающей владение конкретной суммой знаний  и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. 

В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания методов проекта, который привлекает к себе многие  образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. 

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. 

С введением в 1993 г. в базисный учебный план образовательной области «Технология» метод проектов вошёл в её состав в форме самостоятельного раздела «Основы проектирования».

Так что же такое метод проектов? Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии)), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформлением тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

В 20-х годах прошлого столетия советские педагоги выделили следующие учебные проекты:

- по составу участников – коллективные и индивидуальные;

- по срокам реализации – долговременные и кратковременные;

- по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно  изменяющимся условиям жизни человека.

В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно – образовательной практики. На основе становления новых типов ДОУ, демократизации и гуманизации их жизнедеятельности, актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса. 

В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско – познавательные. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Вот несколько тем этих проектов: Красная книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц); журнал «Почемучка»; «Путешествие в Царство Математики» и др.  

2.Ролево – игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы. В основе лежит сюжетно – ролевая игра, в которой дети активно включаются в развитие сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.  Примерные темы игровых проектов: «Игра – путешествие в подводное царство»; «Сюжетно – ролевая игра «Театр»; Игра «Строим город будущего» и др. 

3. Информационные проекты. Дети собирают  информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (Оформление группы и её дизайн, витражи, составление планов и схем, картотек и пр.).

4. Творческие. Они связаны с подготовкой к праздникам, театральных представлений. Дети 5-7 лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, стать исполнителями заданных взрослыми ролей.

Примерная тематика таких проектов: 
«Весёлая ярмарка»; Осенний (зимний, весенний, летний) вернисаж; Музыкальная сказка (по выбору); Настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям) и пр. 

5. Практико – ориентированные  связанные с работой по достижению значимого результата. в отличии от перечисленных выше проектов, спектр видов деятельности может быть различным. Это может быть участие в оформлении группы, участка, уход за растениями, животными и пр.

Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционные (повторяющиеся ежегодно, но каждый раз по – новому). Ни один традиционный проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание может оставаться прежним.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий- 1 – 2 недели), средней продолжительности один – три месяца) и долгосрочные (на учебный год).

Также проекты подразделяются по составу и количеству участников:
- комплексные;
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные.
Проекты подразделяются и по тематике.
Структура проекта:
1. Тема.
2. Сроки реализации.
3. Возраст детей.
4. Актуальные темы проекта Обосновать выбор проекта
5. Методологическая база проекта  (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
6 Цель проекта.
7. Задачи проекта.
8. Этапы реализации.
а/  Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а также оборудование, которое необходимо изготовить или приобрести до начала реализации проекта.

б/  Основной этап. Описать последовательность организации:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- оснащение  предметно – развивающей среды.
в/  Завершающий этап. Систематизация материалов, подведение итогов.
9. Ожидаемый результат.

Следует помнить, что всё обучение в ДОУ не должно сводиться к проектной деятельности, какой бы продуктивной она не являлась Со старшими дошкольниками целесообразно реализовать в течение года до пяти проектов, разнообразных по продолжительности и по количеству участников.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево – игровые и творческие проекты, например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем дошкольном возрасте вводится видовое разнообразие проектной деятельности, например комплексные проекты «Моя Родина – Россия», «День птиц», «Осенняя пора», «Книжкина неделя» и др., творческие (спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», концерт для мам, практико – ориентированные (благоустройство группы, уход за клумбой), исследовательские («Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «Здоровое питание» и др.

В основном метод проекта больше отвечает возрастным особенностям детей 5 -7 лет, т.к. этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны.

Младший дошкольный возраст (по А.И. Ромашиной).
1. Вхождение ребёнка в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

3. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст (по А.И. Ромашиной)
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
2. Формирование умения определять метод решения проблемы сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно.

3. Формирование умения решать поставленную задачу с использованием различных методов.

4. Формирование умения вести конструктивную беседу, пользоваться специальной терминологией.

В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности (по Т.И. Шамовой):

- в команде нет лидеров;
- все члены команды равны;
- команды не соревнуются;
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
- каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
- не должно быть так называемых «спящих партнёров»;
- ответственность за конечный результат все члены команды, выполняющие проектное задание.

Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, который невозможно получить при других формах обучения,  использование метода проектов в дошкольной практике является подготовительным этапом для обучения детей на следующей ступени образования.

Литература:
1. История возникновения метода проектов в педагогике.. Т.Н. Агуреева. Ж. «Справочник старшего воспитателя» № 9- 2009 .
2. Проекты в работе с семьёй. О.И. Давыдова и др. «Библиотека журнала «Управление ДОУ»  М.: 2012.
3. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: 2010.
4. Метод проектов в ДОУ Тимофеева Л.Л. Журнал «Управление ДОУ» №3 – 2011.
5. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Штанько В.И. Журнал «Управление ДОУ» №4 - 2004


[1] Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – С. 32 – 33.

[2] Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997. – С. 10.

[3] Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.

[4] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. – С. 23.

[5] Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997. – С. 39.

[6] Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – С. 44.

[7] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – С. 84.

[8] Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 20.

[9] Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – С. 55.

[10] Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997. – С. 89.

[11] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. – С. 50.

[12] Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1989. – С. 47.

[13] Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003.

[14] Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – С. 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...