Развитие активности и самостоятельности детей в исследовательской деятельности
статья (старшая группа) на тему

Панкова Наталья Петровна

В данной статье описан опыт работы по развитию активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие активности и самостоятельности детей в исследовательской деятельности.

«Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования» 
                                         Р. Н. Бунеев

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Дошкольники не могут еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Мы, как воспитатели, в процессе воспитания стараемся, чтобы они смогли достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

Становление активности и самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), в которых он постепенно приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Огромная роль в формировании самостоятельности и активности принадлежит познавательно-исследовательской деятельности. Ведь каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. На всех этапах данную деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, но оставляя место для проявления творческой активности и самостоятельности.

На протяжении нескольких лет одним из приоритетных направлений нашей группы является познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.

Из своего опыта работы мы хотим рассказать, как дети проявляют свою активность и самостоятельность в данной деятельности.

Проект «Ветер-великий в природе работник» начался с прочтения сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», в которой у ветра была очень большая роль. Дети самостоятельно искали информацию о ветре: в интернете, энциклопедиях, художественной литературе. Ребята проявляли свои дизайнерские способности в изготовление книжек-малышек о ветре и создании аппликаций. Активность дети проявили в проведение экспериментов: сами делали ветер с помощью вееров и махания рук, наблюдали за возникновением ветра с помощью воздушных шаров и свечей, образовывали волны, делали бурю в стакане воды, заставляли плавать корабли.

Проект об истории автомобилей «От колеса до электромобиля» вызвал интерес у большинства детей. Все ребята приняли активное участие в поиске информации об истории, видах и назначении транспорта. При создании в группе мини-музея «Коллекция автомобилей» дети самостоятельно классифицировали транспорт по назначению, проводили экскурсию для детей других групп. При оформлении группы и участка к Новому году дети принимали активное участие и самостоятельно украшали окна, строили машины на участке из снега и раскрашивали их. А еще ребята научились самостоятельно изготавливать автомобили из различного материала и благодаря проведению эксперимента, они получили реальное представление о том, что самые лучшие автомобили – это те, которые не загрязняют воздух, например, электромобили, тем самым подтвердили свою гипотезу.

Одним из дизайнерских проектов был «Волшебная вытинанка», который начался с элементарного вырезания снежинок. Изделиями, самостоятельно изготовленными в технике «вытинанка», было решено оформить все уголки группы. Благодаря проявлению творческой активности каждого ребенка посмотрите, как преобразилась наша группа: крыша дома в родительском уголке, ажурные ангелочки украсили стены в спальной комнате, резные подзоры из бумаги декорировали висящие полки в мини-музее «Русская изба», ажурные узоры развеселили номерки на кроватях, самодельные рамочки из цветной бумаги подчеркнули фотографии в уголке «Я и моя дружная семья», стали красивыми книжная полка, карандашницы и шкатулки. При изготовлении данных изделий каждый ребенок самостоятельно выбирал узоры для украшения группы.

В 2014 году мы с детьми провели два исследования: изучали фантики и пуговицы. Как и всегда ребята очень активно искали необходимую информацию о предмете исследования в разных источниках. Для воспитанников были организованы серии мастер-классов, с помощью которых дети научились самостоятельно изготавливать поделки из пуговиц и фантиков. Благодаря активной позиции каждого ребенка при проведении данных исследований в группе создан мини-музей «Пуговка» и собрана коллекция фантиков.

С данными проектами мы ежегодно принимаем участие в региональном фестивале исследовательских работ дошкольников и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир», который проводится с целью выявления и поддержки интеллектуально и творчески одарённых детей.

Благодаря заинтересованности детей в каждом из проектов, самостоятельному выбору тем и методов исследования наши работы всегда становились призерами.

 - «Ветер – великий в природе работник» (2011 год) – 1 место;

- «От колеса до электромобиля» (2012 год) – 2 место;

- «Волшебная вытинанка (вырезанка)» (2013 год) – 3 место;

- «Незаменимая пуговица» (2014 год) – 1 место.

- «Этот чудесный фантик» (2014 год).

Таким образом, грамотная организация работы в данном направлении представляет большие возможности для развития активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, что и является залогом их успешного дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...

"Развитие познавательных интересов у детей через исследовательскую деятельность".

Доклад на родительском собрании о развитии познавательных интересов у детей через исследовательскую деятельность....

Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.

Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...

«Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

Выступление из опыта работы на РМО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности»....

Самообразование по теме "Развитие познавательной активности детей, через исследовательскую деятельность для детей 4-7 лет"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

«Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность» « Исследователи планеты»

   «Для ребёнка естественнее и поэтому,  гораздо легче постигать новое,  наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, че...