Статья Мини-музей "Северная Осетия"
статья (подготовительная группа) на тему

Ткаченко Светлана Алексеевна

Создание мини -музея в ГБДОУ,в данной статье рассматривается вопрос организации мини-музея в группе детского сада, как одного из перспективных направлений организации развивающей предметно-пространственной среды, направленной на  реализацию образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey._ahtyrskayatkachenko.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Ахтырская Юлия Викторовна

старший воспитатель ГБДОУ детский сад №62

Приморского района Санкт-Петербурга,

Ткаченко Светлана Алексеевна

воспитатель ГБДОУ детский сад №62

Приморского района Санкт-Петербурга

Перспективные направления музейной педагогики в ДОО (из практики организации развивающей предметно-пространственной среды)

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос организации мини-музея в группе детского сада, как одного из перспективных направлений организации развивающей предметно-пространственной среды, направленной на  реализацию образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: предметно-пространственная средамини-музейформирование предметно-пространственной среды.

Предметно – пространственная развивающая среда в учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. 

Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в детском саду является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Поэтому  создавая развивающую среду, мы стараемся оформить группы, учитывая возраст, интересы, склонности детей, способности, гендерную принадлежность, так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.

Такая возможность прекрасно может быть реализована в процессе создания в группах мини-музеев любой тематики, организация которых помогает реализовать образовательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную и организационную функции.

Решать задачи по:

  • организации дополнительной развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • развитию эффективных форм работы по реализации образовательных областей ФГОС ДО;
  • сохранению позитивного отношения детей к коллекционированию;
  • знакомству детей с новой музейной терминологией (коллекционер, экспонат, экскурсовод и пр.);
  • созданию условий для овладения детьми монологической речью (младший возраст), навыкам ораторского искусства (старший возраст);
  • знакомству с профессией искусствоведа, экскурсовода;
  • развитию творческого потенциала воспитанников детского сада;
  • освоению навыков культурного поведения в музее;
  • организации сплочения детского коллектива и коллектива воспитателей при создании мини музея;
  • взаимодействию с семьями воспитанников в процессе подбора музейных экспонатов.

Немало важен и тот факт, что большая часть воспитанников детского сада редко бывает в музее. Причины тому самые разные: дети проживают в «спальном» районе города, удаленном от центра, где размещено большинство музеев; многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать музей, поэтому предлагается создание собственного «мини-музея» в группе детского сада.

Несомненно в условиях не каждой группы ДОО возможно создать музейную экспозицию, соответствующию требованиям музейного дела. Поэтому их называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Игровая, совместная, самостоятельная деятельность ребенка в мини-музее позволит каждому ребёнку  найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с воспитателем и сверстниками, пополнить свои знания. 

Уметь оформлять мини-музей должен сам воспитатель и подключать к этому родителей и детей. Воспитатель должен учитывать интересы детей, знать группу в целом. В ходе реализации долгосрочного  проекта направленного на развитие основ толерантности и интеркультурности «Мы дети земли» в подготовительной группе бал создан мини-музей «Северная Осетия».

Мини-музей собирался по крупицам, знаний о культуре и традициях Северной Осетии было не достаточно и для знакомства с этой республикой  дети, педагоги и  родители посетили экспозицию Этнографического музея. Совместно с родителями для мини-музея в детском саду собирали экспонаты, видео материалы  о Северной Осетии, обычаях и культуре людей этой республики, информацию для знакомства с национальными играми  и праздниками,  природой и столицей Северной Осетии.

Родители, вместе с детьми подготовили книжки-самоделки по растительному и животному миру Северной Осетии.  В музее находятся несколько репродукций картин, объединенных единой темой «Пейзажи осетинских  художников», большая коллекция кукол в национальных костюмах, которыми дети, могут играть. Национальный костюм осетинки, сшитый родителями, способствует изучению особенностей и национальных традиций республики, расположенной на северных склонах Кавказских гор.  Костюм дети всегда могут надеть и разыграть национальную сказку, сценку, продемонстрировать свои танцевальные таланты.

В коллекции мини-музея находится «Картотека считалочек», это прекрасный логопедический материал, он развивает память, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический).

Мы познакомили детей с национальными играми Северной Осетии, которые своими конями уходят в далекое прошлое, о чем свидетельствует нартский эпос (Осетинские нартские сказания Джауджикау, 1948).  В древности народные игры проводились не только
ради развлечения, они имели и определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных мужчин. Проводились игры по стрельбе из лука, борьбе, метанию камней, преодолению естественных препятствий и другие, теперь  дети имеют более полное представление о национальных играх. Познакомиться с национальными блюдами нам помогла книга рецептов национальной кухни.

Важной особенностью коллекции мини-музея стало, участие детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома и создают своими руками экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют экспозицию своими рисунками.

В настоящих крупных музеях (за исключением интерактивных выставок) трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Такой музей дети посещают каждый день, могут сами менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Создание мини-музея обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОО с семьёй и социумом. Расширяет кругозор, открывает возможность для самостоятельной исследовательской деятельности детей. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Список литературы

1.Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК., 1997. - 104 с.

2.Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.-79 с.

3.Сухина Е.М. Программа «Развития навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников» - Томск., 2002. - 84 с.

4.Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. – 2010- №6.

5.Кравцова О.В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник ТГПУ. – Тула, 2010. Вып. 1(91).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста со знаменитостями Северной Осетии

В данной работе представлена методика и план по ознакомлению детей со знаменитостями.Мы живем в мире компьютеризации и электроники.Мимо нас проходят люди которых мы не знаем вовсе.Мы должны научить де...

Знакомство с Осетией» в подготовительной группе

Продолжать знакомство с культурой и ценностными ориентирами народа Республики Северная Осетия  в процессе организации различных видов детской деятельности....

Педсовет "КВН знатоки Осетии"

1. Конкурс  «Знатоки истории» а) разминка « Кто первый даст правильный ответ?»1.Что вы знаете о кобанской культуре?...

НОД в подготовительной группе по ознакомлению с искусством Осетии Тема: «Воспитание красотой»

Программное содержание:1.     Познакомить и закрепить знания детей об особенностях осетинского искусства: народно-прикладного, скульптура, живопись, музыка. Умеет различать элемент...

Веселые старты дошколят Осетии

Занятие в старшей грппе по физическому воспитанию с включением национального, регионального компонента...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия»

Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном...

Природа Осетии вокруг нас

Природа Осетии(папка)...