Педсовет "КВН знатоки Осетии"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Дубинина Мария Григорьевна

 

1. Конкурс  «Знатоки истории»

а) разминка « Кто первый даст правильный ответ?»

1.Что вы знаете о кобанской культуре?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_osetiya.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

КВН «Знатоки Осетии»

Команды под народную осетинскую  музыку входят в зал, становятся у противоположных стен. Представление и приветствие команд.

1. Конкурс  «Знатоки истории»

а) разминка « Кто первый даст правильный ответ?»

1.Что вы знаете о кобанской культуре?

Селение Кобан прославилось на весь мир бронзовыми находками. Это была неизвестная культура, никто не знает им народа жившего тогда на Кавказе, поэтому найденные вещи назвали кобанской культурой, а их создателей –кобанцами.

Кобанская бронза- это сплав меди и олова. Из нее делали украшения,  оружие, орудия труда. Железом в это время еще пользоваться не умели.

2.Что вы знаете о скифах и сарматах?

Скифы кочевали в степях от Черного моря до Средней Азии и Сибири. Скифы- прекрасные воины. У них не было городов, которые  могли бы грабить их или разрушать их враги.

Родина сарматов-степи между уральскими горами и Каспийским морем. Сарматы лучше были организованы, всадники защищались от стрел панцирем.

Со временем сарматы покорили скифов. Равнина Северного Кавказа стала частью скифов и сарматов.

3.Кто такие аланы? Алдары?

Более 2 тысяч лет назад сарматские племена Северного Кавказа, Волги и Дона объединились, и этот народ стал известен под названием алан. Племенные вожди превратились в князей – алдаров.

4. В каком году отправилось осетинское  посольство в Петербург  и с какой целью? Назовите первых посланников. Где отражена эта  сцена в г.Владикавказе?

Первыми послами в Петербург были избраны в 1749г

Зураб Магкаев,

 Елесей Кесаев,

Батырмирза Цопанов.

Эта сцена отражена  при входе в Мемориал славы

5.В каком году произошло присоединение Осетии к России?

Турция и Иран были против сближения России с народами Кавказа. Во время турецкой войны осетины помогли русским войскам перейти в Закавказье. Одержав победу,  Осетия присоединилась к России в  1774году. Переговоры о присоединении Осетии к России велись в городе Моздоке.

6.Назовите год основания города  Владикавказа.

Год основания города Владикавказа считается 1784.

II.Конкурс «Знатоки культуры»

а) в области литературы и родного языка

1.Чья команда больше прочтет стихов, потешек, загадает загадок, используемых в работе с детьми?

Все участники читают их попеременно (по одному с каждой команды).

2.Узнай название произведения, автора прослушанного отрывка.

Для чтения предлагаются народные сказки «Старый волк», «Сто друзей, сто лошадей»,  произведения К.Хетагурова «Охота за турами», Куртатинский лгун и др

3.Расскажите содержание народного эпоса, изображенного на репродукциях М.Туганова.

а) Гибель нартов

б)Пир нартов

б) Последний поход Урызмага

г) Смерть Сослана

д) Смерть Яхсара и Ахартага

е) Чем небожители одарили Сослана

Участники по3 человека от каждой команды берут репродукции, лежащие на столе вниз рисунком. Чей рассказ правдивее и интереснее, тот получает больше баллов.

4.Конкурс капитанов

Кто больше запишет изображенных на картинке предметов, животных на родном языке?

 Капитаны команд на листе бумаги в течение одной минуты должны записывать все увиденные предметы  на картинке.

Пособие:  «Русский язык» пособие для учащихся подготовительного-1классов национальных школ  1989г издания А.Ф.Бойцова и др. рисунок на стр. 37

5.Конкурс

1.«Назовите однородные слова к обобщающим словам»

Члены команды называют поочередно по одному слову.

Чья команда больше назовет однородных слов, та и больше наберет баллов.

а) человек и его строение

сар-голова

дзыккута –волосы

цастыта-глаза

фындз-нос

дзых- рот

ных- лоб

арфгуыта-брови

цасты-гагшуы-зрачок

хъуста-уши

дандагта-зубы

былта-губы

рихита-усы

загъета-борода

зарда-сердце

дзидзита-грудь

къахта-ноги

кухта-руки

б) еда и питье

хысса-тесто

антуан-закваска

гуыл-маленький пирожок

уалибах-пирог с сыром

цахараджин- пирог со свекольной ботвой

дзыкка-дзикка

хуырх-сыворотка

сир-

дзарна-кукуруза отварная

ахсыр-молоко

царв- топленое масло

фиу-жир

ахсыр фамбал-шашлык

сахар

цахх-соль

зад-солод

задын-лепешка с солодом

сан-вино

баганы-пиво

в) орудия труда

дзабуг-молоток

хырх-пила

фарат-топор

халамарзан-грабли

цаваг-коса

ахсырф-серп

тадзин-мотыга

сагой-вилы

дзывыр-соха

гутон-плуг

уардон-телега

дзоныгъ-сани

цапхыта-колесо

саргь-седло

куырой-мельница

г) одежда, украшения

худ-шапка

калмарзан-платок

нымат (урс)-войлок

уайлаг-нымат-бурка

карц-дубленка

риуы агънаджиьта-застежки ( нагрудные)

агънат-застежка

хадон-рубашка

халаф-брюки

барцыта-газыри

рон-ремень

хъусцаджыта-серьги

къухдаран-кольцо

армкъухта-перчатка

дзабырта-обувь

2)  знатоки в области музыки

1.Назовите осетинские народные инструменты

2. «Угадай мелодию»

 Дать послушать отрывок музыкального произведения или вступление к нему и назвать его и имя автора

3. Назовите известных деятелей культуры в области музыки и искусства.

Кокойты Татархъан – автор оперы «Азау»

Кокойты Аслан- писал симфоническую музыку

Мамулов Петр

Галаты Барис

Габараев Илья

Плиты Христофор

 Хаханты Дудар

Макоев Ацамаз

Кабоев Николай

Дударты Вероника- дирижер

Гергиты Валерий – дирижер

Махарбек Туганов-художник

Джанаев

III Конкурс «Знатоки родной природы»

1.Подберите к лекарственному растению  карточку с соответствующим словом:

 Лъаппа-къуппа-одуванчик

 Цавагое-зверобой

 Дзындзалаг- пастушья сумка

 Пысыра-крапива

 Артасыфаг- клевер  луговой

 Битынна – мята

Футаг- лебеда

 Мать-и-мачеха

Двум игрокам дать по 4 карточки со словами.  Они должны разложить их на соответствующие  картинки с изображением лекарственных растений.

2.Выполни задание

Каждой команде раздать листики бумаги с   заданиями:

вписать  на осетинском языке названия:

 деревьев

 птиц, в том числе и домашних

 насекомых

 гор

 рек

 ущелий.

а) назы – сосна

ангуз-орех

кардо-груша

ахсар-фундук

бал-вишня

санафсир-виноград

уагъылыта-шиповник

хъалардзы-крыжовник

дзерд- ежевика

хуымаллаг- хмель

чыркъо-желудь

баласы занг- ствол дерева

уидсата-корни

сыфтарта-листья

хъад-лес

б) зарватыкк – ласточка

сырддонцъиу – воробей

гаркъаргаг – сорока

уыг – сова

карк – курочка

карчыта – куры

цъиута – цыплята

уасаг – петух

хъсу – гусь

бабыз – утка

гогызх – индюк

в) урс  хох

г) реки

3. Впишите  12месяцев   и времена года на родном языке

На столе лежат картинки с изображением времен года.

Каждая команда берет  по две карточки и к ним  записывают  месяцы (зимние, летние, осенние и весенние).

IVКонкурс

«Объясни слово и назови его на осетинском языке»

Представьте себя, что вы оказались в чужой  стране, и не знаете языка народа этой страны.

Каждой команде раздать слова, написанные на полосках бумаги:

Зеркало-касан

Облако- аврагъта

Роса – артах

Всадник – бахылбадаг

Корень – уидаг

Копыта – сафтджыта

Брызги – пырхандаг

Скала – айнаг

Берег – быларон

Весы – баран, тараз

Участники одной команды жестами объясняют  свое слово, участники другой команды дают ответ на осетинском языке.

V.Подведение итогов членами жюри.

«Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»- справка по итогам тематической проверки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста со знаменитостями Северной Осетии

В данной работе представлена методика и план по ознакомлению детей со знаменитостями.Мы живем в мире компьютеризации и электроники.Мимо нас проходят люди которых мы не знаем вовсе.Мы должны научить де...

Знакомство с Осетией» в подготовительной группе

Продолжать знакомство с культурой и ценностными ориентирами народа Республики Северная Осетия  в процессе организации различных видов детской деятельности....

НОД в подготовительной группе по ознакомлению с искусством Осетии Тема: «Воспитание красотой»

Программное содержание:1.     Познакомить и закрепить знания детей об особенностях осетинского искусства: народно-прикладного, скульптура, живопись, музыка. Умеет различать элемент...

Статья Мини-музей "Северная Осетия"

Создание мини -музея в ГБДОУ,в данной статье рассматривается вопрос организации мини-музея в группе детского сада, как одного из перспективных направлений организации развивающей предметно-пространств...

Веселые старты дошколят Осетии

Занятие в старшей грппе по физическому воспитанию с включением национального, регионального компонента...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия»

Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном...

Природа Осетии вокруг нас

Природа Осетии(папка)...