Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Сказочный образ Бабы Яги"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Стенина Лариса Анатольевна

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

Задачи:

- учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги по средством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

- учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства  и различия;

- формировать умение выражать характер сказочного образа продуктивной деятельности: через игру на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность;

- развивать мышление, воображение и творческие способности;

Материалы: художественные произведения: "Руслан и Людмила" (А. Пушкин), "Народные русские сказки" (А. Афанасьев); музыкальные произведения: "Сказочка" (А. Прокофьев); "Баба Яга" (П. Чайковский); "Избушка на курьих ножках" (М. Мусоргский); изобразительные: "Избушка на курьих ножках", "Баба Яга" (В. Васнецов); клубок, свечи и перо с чернильницей, портреты композиторов и художников, краски, альбомная бумага, музыкальные инструменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inegrirovannoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Инегрированное занятие в старшей группе

Сказочный образ Бабы Яги

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

Задачи:

- учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги по средством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

- учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства  и различия;

- формировать умение выражать характер сказочного образа продуктивной деятельности: через игру на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность;

- развивать мышление, воображение и творческие способности;

Материалы: художественные произведения: "Руслан и Людмила" (А. Пушкин), "Народные русские сказки" (А. Афанасьев); музыкальные произведения: "Сказочка" (А. Прокофьев); "Баба Яга" (П. Чайковский); "Избушка на курьих ножках" (М. Мусоргский); изобразительные: "Избушка на курьих ножках", "Баба Яга" (В. Васнецов); клубок, свечи и перо с чернильницей, портреты композиторов и художников, краски, альбомная бумага, музыкальные инструменты.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку А. Прокофьева "Сказочка"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Дети: Клубок.

Воспитатель: Скажите, для чего в русских народных сказках использовался клубок?

Дети: Чтобы показать дорогу, не заблудиться.

Воспитатель: Правильно, давайте, и мы попросим показать нам верную дорогу. Катись-катись, клубок, покажи нам дорогу (клубок катится к столу, на котором лежит книга с красивой обложкой). Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Сказки придумывались русским народом давным - давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А еще сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина "Руслан и Людмила" (демонстрирует иллюстрацию картины "Избушка на курьих ножках" В. Васнецова). Посмотрите, ребята, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобразить в мультфильмах, но и представить в произведениях живописи. Эта картина называется "Избушка на курьих ножках", а написал ее уже известный нам жудожник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать нам художник?

Дети: Страшное, настороженное.

Воспитатель: Да, художник передал, страшное и в какой-то степени нереальное, сказочное настроение. А давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине?

Дети: Густой, дремучий лес.

Воспитатель: Я согласно, правильно, избушку окружает густой, дремучий лес. Деревья повалены, даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет. А какие краски использовал художник?

Дети:  Не яркие, мрачные.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто живет в этой избушке?

Дети:  Баба Яга.

Воспитатель: А какой характер у Бабы Яги описывается в русских, народных сказках?

Дети: Злой.

Воспитатель: Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались разные композиторы, давайте послушаем пьесу П. Чайковского "Баба Яга".

Дети слушают пьесу.

Воспитатель: Композитор П. Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. В начале музыки можно понять, что она еле идет, ковыляет. Как вы думаете, что у неё в руках?

Дети:  Клюка.

Воспитатель: Правильно, клюка. А во второй части Баба Яга ворчит, колдует. В третьей - появляются резкие звуки. Баба Яга улетает, поднимается все выше и выше. На чём она может подняться высоко вверх.

Дети:  На метле.

Воспитатель: А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается. А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги. Музыка это очень ярко показывает.

Звучит фонограмма.

Воспитатель: В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. А теперь давайте её исполним вместе с оркестром на детских музыкальных инструментах.

Дети выполняют.

Воспитатель: Хороший был оркестр. Вы постарались слушать музыку, реагировали на громкость звучания. Композитор М. Мусоргский написал немного другую пьесу, он назвал её "Избушка на курьих ножках". Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда должна появиться Баба Яга, что должны делать избушка и деревья.

Выбираются четыре избушки, четыре Бабы Яги, остальные - деревья.

Двигательная импровизация детей.

Воспитатель: Ребята, вы послушали и обсудили, как композиторы изобразили образ Бабы Яги. А теперь давайте вернемся к произведениям живописи. Я хочу вам показать ещё одно произведение В. Васнецова "Баба Яга". Скажите, что делает Баба Яга на этой картине, какая она?

Дети: Злющая.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили об образе Бабы Яги в музыкальных произведениях и произведениях живописи, как изображали её поэты, сказочники. А теперь я предлагаю пройти в изостудию и нарисовать свой образ Бабы Яги, каким он вам запомнился и каким вы его представили.

Дети выполняют.