Работа творческих групп: "Обсуждение современных педагогических технологий в интеграции образовательных областей".
методическая разработка на тему

Емелина Татьяна Николаевна

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   МЕТОДИЧЕСКОГОЕ  ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ   ДОШКОЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ  ГОЛЫШМАНОВСКОГО  РАЙОНА

Организация работы творческих групп:

«Обсуждение

современных педагогических технологий

в интеграции образовательных областей».

                                        Составила:  Т.Н.Емелина,  старший воспитатель

                                                     детского сада  «Ромашка»  структурного

                                             подразделения МАОУ  «Земляновская  СОШ»  

ОКТЯБРЬ 2014 ГОД

Сл. 1.                                          «Гроздь винограда»

Сегодня мне захотелось принести на нашу встречу виноград (предъявляется красивая гроздь крупного винограда на золотой тарелочке).   Виноград – символ благополучия, богатства, он заключает в себе солнечное тепло, и эту солнечную энергию мы получаем от этих ягод. Но если внимательно посмотреть на эту гроздь, то можно заметить, что каждая ягодка индивидуальна, не похожа друг на друга. Я предлагаю Вам, передавая виноград, рассмотреть ягодки и съесть одну.
Итак, мы смогли попробовать «кусочек солнца», но Вы обратили внимание, что одинаковых ягод не было – каждая ягодка отличалась от других своими свойствами, характеристиками, каждая ягодка индивидуальна, но посмотрите – все вместе ягоды  составляют  единую гроздь и сила этого единства в индивидуальности каждого. Я думаю, что и в жизни, в практике нашего общения, силу нашего методического объединения  также составляют индивидуальности: каждый привносит в наши встречи,  что -  то свое, особенное, и это право каждого – быть собой, выражать свой взгляд, свои мысли, свой опыт.

   В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». 
Сл. 2.     Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

                                    Какие образовательные технологии вы знаете?

Сл.3.   К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

 информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) и др. 

 

Ну, а сейчас, мы разделимся на группы и немного поработаем над вопросом:

Сл.4.  Применение современных образовательных технологий в развитии  познавательной и речевой активности дошкольников в моем детском саду.

Предложить воспитателям разделиться на группы и обсудить этот вопрос(5 мин.) В помощь раздать материал по образовательным технологиям.

                                              Игра «Ораторы – Оппоненты – Эксперты»

Сл.5.   Участникам  предлагается выбрать одно из суждений и соответственно жетон по цвету.
Мини-тест: Выберите одно из суждений:
1. Я считаю традиционные формы работы оптимальными и эффективными.

2. В педагогической деятельности я использую преимущественно новые технологии и идеи, отражающие мою точку зрения.
3. Я сторонник сочетания традиционных форм работы и инноваций в педагогической деятельности.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам поиграть в игру «Ораторы – Оппоненты – Эксперты».
В нашей игре Вам предлагается 3 роли:
Сл.6.    1роль: «Оратор» - тот,  кто выдвигает положение, теоретически обосновывая его.
2 роль: «Оппонент» - тот, кто отстаивает положение, противоположное тому, что высказал «оратор», пусть даже сам его не разделяя.
3 роль: «Эксперт» или последняя инстанция – тот,  кто старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения различных  мнений, экспертирует мнения.
По ролям нам помог распределиться наш мини-тест:  тот, кто выбрал первое суждение становится оратором, второе – оппонентом, 3- экспертом. У меня есть дополнение: мы предлагаем Вам следующий регламент: на обсуждение вопроса в группе  отводится   до 1мин и по 1 мин выступающему от группы
Вопросы дискуссии:

Сл.7.    Какие современные педагогические технологии позволяют наиболее эффективно планировать интеграцию познавательной и речевой образовательных областей?

Сл.8.    Верно ли утверждение, что развитие познавательной и речевой активности у дошкольников  зависит  в основном от  игровой  технологии?

  Заключение: 

     Представленные образовательные технологии используются в организации непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с интеграцией образовательных областей.  

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 
Сл. 9. И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса
«Человек не может по - настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Творите сами.  Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.   

                                                    Творческих Вам успехов!

«Сундучок»

  Участники МО передают из рук в руки сундучок, в который вербально «кладут» от себя, какое – то пожелание, впечатление, приятный опыт. После того, как все сделали «свой вклад», ведущий открывает сундучок в центре круга. 
Итоговая формула ведущего: «Результаты нашего общения мы поместили в наш сундучок, и все приятные впечатления останутся с нами еще очень долгое время  и,  я уверена, помогут нам в нашей педагогической деятельности».

Здоровьесберегающие  технологии

1. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.).

2. Физкультминутки, динамические паузы.

3. Самостоятельная деятельность дошкольников.

4. Непосредственно образовательная деятельность.

5. Работа с родителями.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. 
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. 
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

 от программы, по которой работают педагоги,

 конкретных условий ДОУ,

 профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

 физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

 здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

 обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

 «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

 «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

по доминирующему методу: 

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

по характеру содержания: 

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

по характеру участия ребенка в проекте: 

заказчик,

эксперт,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

по характеру контактов: 

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

по количеству участников: 

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

по продолжительности:  краткосрочный, средней продолжительности,  долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности


Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: 
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение   воздуха, воды. 

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа) 

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

Путешествие по карте

Стороны света.

 Рельефы местности.

Природные    ландшафты и их обитатели. 

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

 История    жилища и благоустройства.

 Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ,  сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
 Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно - ориентированная технология

   Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. 
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. 
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. 
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.   Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. 
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.    Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  
                                           

                                             

                                           Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:

  1. диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  2.  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  3.  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
 
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье
                                                     

                                               Технология «Портфолио педагога»


Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  1. творчески думающим,
  2. владеющим современными технологиями образования,
  3. приемами психолого-педагогической диагностики,
  4. способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
  5. умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
 Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

  1. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
  2. образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
  4. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  5. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  6. наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  7. дипломы различных конкурсов;
  8. другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

  1. материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
  2. материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
  3. сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
  4. анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
 
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

  1. материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
  2.  материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
  3.  материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  4.  в неделях педмастерства;
  5. в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
  6.  авторские программы, методические разработки;
  7. творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

  1. планы по организации предметно-развивающей среды;
  2. эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»
 
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

                                                    Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  1. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  2. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  3.  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.


Технология «ТРИЗ»


ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. 
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
        Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

  1. Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
  2. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.
  3. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

                                                             

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим.     Введение ФГОС в образовательную деятельность дошкольного образования современных инновационных технологий отражают цели, содержание, формы, методы, средства результаты и условия организации педагогической работы.

В педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:

1.     Здоровьесберегающие технологии.

2.     Проектные технологии.

3.     Развивающие  технологии

4.     Личностно – ориентированные технологии  взаимодействия педагога с детьми.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В технологии здоровьесберегающего обучения,  решаю следующие задачи:

 Овладеть  набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

 Формировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни.

 Закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.

     В работе по привитию основ здорового образа жизни и физического развития не только использую традиционные формы и методы, но и изготовленное нетрадиционное оборудование под моим руководством совместно с родителями, детьми. С нетрадиционным оборудованием выполняются упражнения по развитию физических качеств, упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.  Во время непосредственной образовательной деятельности, обязательно используется музыкотерапия.

Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у воспитанников формируется  осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.

         I.            

      Работе по здоровьесберегающей технологии  направлена  на сохранение и повышение уровня здоровья и здорового образа жизни воспитанников:

1. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.).

2. Физкультминутки, динамические паузы.

3. Самостоятельная деятельность дошкольников.

4. Непосредственно образовательная деятельность.

5. Работа с родителями.

     Думаю, что научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, очень важно при дальнейшем обучении в школе.

Изготовление и использование нестандартного физкультурного оборудования положительно сказывается на привитии основ здорового образа жизни воспитанников 

 

 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Одной из инновационных образовательных технологий является технология проектной деятельности.

Проект «Чёрное море - подводный мир».

 

Проект «Бабочки нашей местности»

Проектно-исследовательские технологии. Один из перечисленных методов в развитии познавательного интереса, желания познать и освоить всё новое, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности.

В проектной технологии я стремлюсь объединить содержание образования из различных областей знаний не только детей, но и их родителей, посредством включения их межличностное взаимодействие.

Форма организации проектной деятельности дошкольников:

 Работа в группах, парах.

 Метод взаимодействия.

 Метод экспериментирования.

 Метод наблюдения, сравнения.

     Технология проектирования – одна из форм поисковой деятельности, способствует развитию их творческих способностей. В  процессе проектирования обучаю детей умению работать в коллективе, подчинять свои интересы общего дела, спокойно решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь участникам проекта, обсуждать и оценивать действия друг друга.

     В основе проектной деятельности я вижу детскую деятельность, в которой открывается много нового и неизведанного ранее. Это получение результата в процессе совместной работы взрослого и детей над определённой проблемой. Такое сотрудничество развивают умения работать в коллективе, подчинять свой характер, темперамент интересам общего дела, решать творческие споры, достигать договорённость, умение обсуждать достигнутые результаты, оценивать действия каждого.

     В проектной деятельности я стараюсь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, реализовать его интересы, потребности, что способствует развитию личности детей.

      Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника:

 выявление талантливых детей;

 активизация воспитательного процесса;

 формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску;

 формирование навыков публичного выступления.

Образовательная технология проектов используется в воспитательно - образовательном  процессе, непосредственно образовательной деятельности  с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество».

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Технологии развивающего обучения позволяют мне посмотреть на идею обучения, идущую  впереди развития и ориентированную деятельность ребенка как основную цель. Знания – это не конечная цель, а всего лишь среда развития детей. На первый план выдвигаю развитие детей в различных видах деятельности, формировании познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности.

     Немаловажное значение имеет планирование и организацию взаимодействия, с социумом, реализацией поставленных целей, анализ результатов деятельности. 

    Использование технологии развивающего обучения позволяет перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем, родителями. К развивающей технологии я отношу игровую деятельность, которая создаёт доброжелательный настрой на восприятие воспитательно  – образовательного материала. Игра создаёт положительную  атмосферу сотрудничества с взрослым.

     Важной особенностью использования игровых технологий, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игровые технологии, направлены на развитие психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

     Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

     Основными факторами развития речи становится общение с взрослыми и сверстниками, организованные словесные игры и проведение НОД. Хороший результат даёт введение в  обучающий процесс метод использования мнемотаблицдля:

 обогащения словарного запаса;

 при обучении составлению рассказов;

 при  пересказах художественной литературы;

 при   заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Работа на занятиях с использованием мнемотаблиц состоитиз:

1.     Рассматривания таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.     Осуществляется получение информации, преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3.     Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети учатся действовать  самостоятельно.

 

 

 

 

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

В реализации личностно-ориентированной технологии я стремлюсь создать условия, в которых реализуются индивидуальные интересы и потребности детей. В работе с детьми предусматриваю установление и развитие положительного взаимоотношения в общении на уровне «воспитатель – дети - группа». Вовлекаю детей во все виды деятельности с целью выявления их способностей и качеств характера.

     Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия в развитии детей, реализации их природных качеств. Личность ребенка в этой технологии открыта для воспитания и условия новых знаний, осознаний и ответственный выбор в различных ситуациях.

Я, считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своим образовательным возможностям.

     В моей группе дети с разным уровнем развития. Используя личностно-ориентированную технологию, делю воспитанников на условные группы с учетом особенностей в развитии. Мною учитываются личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, взаимоотношения с воспитателем, особенностям развития психических процессов. Подбираю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

 

Воспитательное  -  образовательный  процесс я выстраиваю таким образом:

 в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

 организую образовательную деятельность в форме совместной игры;

 организую игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

 обучение провожу в спокойном тоне;

 откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

 в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даю возможность проявить свой интерес и выполнить задания правильно.

 

     Представленные образовательные технологии используются в организации непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с интеграцией образовательных областей.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Обсуждение современных педагогических технологий в интеграции образовательных областей » . МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 2

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв). МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 3

К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) и др. МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 4

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В МОЕМ ДЕТСКОМ САДУ. МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 5

Я считаю традиционные формы работы оптимальными и эффективными. 2. В педагогической деятельности я использую преимущественно новые технологии и идеи, отражающие мою точку зрения. 3. Я сторонник сочетания традиционных форм работы и инноваций в педагогической деятельности. МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 6

. МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА 1роль: «Оратор» - тот, кто выдвигает положение, теоретически обосновывая его. 2 роль: «Оппонент» - тот, кто отстаивает положение, противоположное тому, что высказал «оратор», пусть даже сам его не разделяя. 3 роль: «Эксперт» или последняя инстанция – тот, кто старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения различных мнений, экспертирует мнения.

Слайд 7

Какие современные педагогические технологии позволяют наиболее эффективно планировать интеграцию познавательной и речевой образовательных областей? МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 8

Верно ли утверждение, что развитие познавательной и речевой активности у дошкольников зависит в основном от игровой технологии? МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 9

«Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Чарльз Диккенс МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет Тема: «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей»

Сценарий педагогического совета «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей» разработан с целью повышения уровня компетентности педагогов дошкольного образовател...

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Представление опыта работы на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»

Представлен опыт работы методиста по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...

Выступление из опыта работы ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМНОЙ ГРУППЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДО

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей ...