статья: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ»
статья на тему

Ионова Светлана Вячеславовна

С введением ФГОС ДО одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rpps.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ»

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. В третьем разделе Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» выделяют ряд условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Предметно-пространственная среда в группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «гендерных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды должна создаваться с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности

Необходимо, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду должны учитываться следующие принципы:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении  учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  • Предметно-развивающая среда группы  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  • Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

Статья "Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в младшей разновозрастной группе в МКОУ Нижнекарачанская СОШ"

Развивающая предметно-пространственная среда включает все окружающие ребенка предметы, влияющие на его, как эмоциональное, так и психическое и эмоциональное развитие, которое он п...

СТАТЬЯ «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Представлены  подходы к созданию развивающей  предметно-пространственной  среды  в  детском саду...

Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста"

Статья направлена на изучение организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста...

Статья: "Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования"

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образованияПонятие «развивающая предметно-...

Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как пространство детской реализации личности"

В статье рассмотрен вопрос создания в группе детского сада комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка, построение образовательной среды на основе индивидуальных особенностей каждог...