Проект "Несказочные превращения" по коррекции социально-личностных проблем воспитанников старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему

В настоящее время сказкотерапия может эффективно применяться как для диагностики, так и для коррекции, поскольку она позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту человека и сформировать личность способную решать свои проблемы. Поэтому мы считали актуальным использование сказкотерапии в психологическом консультировании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neskazochnye_prevrashcheniya.docx52.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ПРОЕКТ

по использованию сказкотерапии в работе

с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Несказочные превращения»

Выполнил:

Лапшова Людмила Владимировна,

педагог-психолог

МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

с. Яр-Сале, 2016 год

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.

По содержанию: психолого-педагогический, творческий.

Участники проекта: дети старшей дошкольной группы (5-6 лет), воспитатели групп, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Место реализации:  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко» (далее – ДОУ).

Гипотеза: предполагается, что целенаправленное воздействие на нравственные чувства воспитанников старшего дошкольного возраста через сказку повысят уровень развития социально-личностных качеств.

Цель программы: выявить воздействие сказки на определенные уровни личности дошкольников. Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребенка дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • выявить основные эмоционально-личностные проблемы дошкольников: агрессивности, беспокойства, безразличия, демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, тревожности, страхов.
  • Сформировать психоэмоциональную устойчивость, позитивные черты личности.
  • Отследить динамику формирования позитивных качеств личности у дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.
  • Разработать плана работы по профилактике и коррекции имеющихся у детей социально-личностных проблем с применением сказкотерапии.
  • Обучить за достаточно короткий срок навыкам самостоятельно справляться с психоэмоциональной напряженностью, самостоятельно находить выход из трудных жизненных ситуаций с наименьшими потерями, справляться с периодически возникающими трудностями в адаптации, работая со сказкой.
  • Провести промежуточное и итоговое исследование личностных изменений воспитанников старшего дошкольного возраста при работе со сказкой, показать динамику его состояния.

Предполагаемый   результат:

  1. Снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений у воспитанников. Повышение качественного уровня социально-личностных показателей детей.
  2. Обогащение эмоционально-чувственной сферы воспитанников. Умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих.
  3.  Создание благоприятной психологической атмосферы.
  4. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
  5. Пополнение научно-методической базы ДОУ, обновление предметно-развивающей среды.

Актуальность:

              Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.  Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время,  она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время сказкотерапия может эффективно применяться как для диагностики, так и для коррекции, поскольку она позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту человека и сформировать личность способную решать свои проблемы. Поэтому мы считали актуальным использование сказкотерапии в психологическом консультировании детей.

Для определения эффективности применения сказкотерапии в диагностических целях, нами было проведено исследование с применением эмоционально-личностного теста «Сказка» и методики «Тревожности" Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен. (тест на определение уровня агрессивности, анкета для исследования тревожности).

Тест «Сказка» Луизы Дюсс позволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4-10 лет. Тест состоит из 10 сказок. Все сказки заканчиваются вопросительной фразой, ответ на которую должен дать ребенок.

Процедура исследования детей по методике «Сказка»: ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признаки волнения (понижает или повышает голос, краснеет или бледнеет, покрывается потом, выполняет невротические движения), прерывает сказку, отказывается отвечать на вопросы, настойчиво опережает события, – все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик. Из теста отбираются как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставляются с данными, полученными по другим тестам.

В диагностическом исследовании по методикам «Сказка» и «Тревожности"   приняли участие 11 дошкольников в возрасте 5-6 лет.

Цель тестирования: выявить спонтанные эмоциональные явления у детей.

По результатам  исследования выявлены основные эмоционально-личностные особенности детей:

-  36%  (4 ребенка) ревнуют своих родителей, то есть иными словами, чувствуют себя обделенными вниманием с их стороны, у 45% (5 детей) наблюдается скрытая агрессивность и чувство вины;

- у 18% (2) детей преобладает страх одиночества.

В процессе  исследования выявлены наиболее существенные проблемы детей:

-  у детей довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами.

- у детей наблюдаются отклонения в поведении. Эта проблема касается сна, аппетита ребенка, гипервозбудимых и малоэмоциональных, неконтактных детей, с проявлениями страхов.

Таким образом, были выявлены наиболее скрытые эмоционально-личностные беспокойства, страхи детей дошкольного возраста. При анализе результатов теста учитывались как положительные, так и отрицательные результаты, ими пользовались в качестве ориентира в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка.

Для коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка, нами был разработан план  коррекционно-развивающих занятий  с применением сказкотерапии. Коррекционная работа рассчитана на детей 5-6 лет (при нормальном интеллектуальном развитии), она состоит из 8 занятий. Программа ограничена 8 занятиями вполне осознанно, мы заканчиваем курс, когда ребенку еще хочется путешествовать по сказке.  Продолжительность каждого занятия до 25-30 минут.

Зная проблему ребенка, мы использовали готовые психотерапевтические сказки или сами соместными усилиями сочиняли их, используя следующую последовательность:

Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру). В 5-6 лет – принцессы и принцы, феи и волшебники.

Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.

Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.

Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.

Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.

Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.

В качестве методического инструментария использовались:

  1. Программа, выстраивающая основные условия традиционной культуры воспитания в семье, "Воспитание сказкой" для детей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста").
  2. Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций» (составитель И.С.Макарова, педагог-психолог ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда»).

В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, сочинение сказок, продуктивные методы — рисование на темы сказок, этюды, упражнения точно подобранных для сказочных характеристик, что позволяло детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До начала занятий никто из детей не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно.

План

коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Школа чувств и эмоций»

Тема работы

Цель и задачи

Формы работы

Примечание

Занятие 1.

 «Мир чувств».

Исследование эмоционально-личностной сферы детей 5-6 возраста.

  • Методики: «Сказка», «Страхи в домиках», Тест " Тревожности" Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен. (тест на определение уровня агрессивности, анкета для исследования тревожности).

Используя диагностику, можно выявить, что представляет собой мир ребенка, и увидеть этот мир его глазами. Имея эти данные, можно приступать к коррекции эмоциональных нарушений.

Занятие 2. 

«Знакомство с волшебной школой»

Научить детей различать и правильно называть эмоциональное состояние человека.

Создание психолого-развивающего пространства для коррекции психоэмоционального состояния.

Игра-путешествие.

 Игровой сеанс с элементами изотерапии

«Рисуем хорошее настроение».

Этюд «Дождик» (выражение радости и удовольствия).

Игровой сеанс, направленный на  самораскрытие, самовыражение личности ребенка.

Занятие 3.

На маленькой полянке

- Коррекция эмоциональных нарушений.

- Повышение самооценки у детей.

- Формирование умения рассуждать, делать выводы.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Снятие эмоционально-психического напряжения.

Ритуал входа. Сказка «На маленькой полянке». Этюд «Что со мной?».

Рисование на тему «Я – победитель».

Сочинение сказки с помощью кукол.

Ритуал выхода.

Этюд «Что со мной?» (дети моделируют ситуацию, что с ними может произойти на полянке).

Рисование себя в роли победителя

Занятие 4.

 Маленький желтый автобус

- Коррекция неуверенности в себе.

- Формирование у детей уверенности в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей.

- Закрепление  навыков невербального выражения эмоций.

- Снятие психо-эмоционального напряжения. Развитие мелкой моторики рук.

Ритуал входа. Упражнение «Три дороги». Сказка о маленьком желтом автобусе.

Этюд «Я - король!».

Ритуал выхода.

Этюд «Я - король!» (каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания. Время «царствования» - 7 минут.

Занятие 5. 

Подсолнечное семечко

- Коррекция тревожности, беспокойства, страха самостоятельности.

- Повышение самооценки детей.

- Снятие психомышечного, эмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». «Сказка о подсолнечном семечке». Релаксационное упражнение «Подсолнух».

Игра «Я - смелый». Ритуал выхода.

Занятие 6. 

Сказка о страхе

Коррекция детских страхов. Совершенствование коммуникативных умений и навыков детей. Развитие речевой активности. Развитие умения избавляться от страха, используя вербальные упражнения. Снятие психомышечного напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный тоннель». Сказка о страхе.

Релаксационное упражнение «Воздушный шар». Игровое упражнение Этюд «Гроза» (выражение страха).

Рисование «Отпускаем страх».

Ритуал выхода.

Занятие 7.

Непоседливая обезьянка

- Коррекция невнимательности, неусидчивости, гиперактивности.

- Развитие усидчивости, самоконтроля.

- Снятие психомышечного напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Огненная река».

«Сказка о непоседливой обезьянке».

Рефлексия «Солнечный лучик».

Ритуал выхода.

Занятие 8.

«Волшебная страна чувств».

Исследование эмоционально-личностной сферы детей 5-6 возраста.

Методики: «Сказка», «Страхи в домиках», тест на определение уровня агрессивности, анкета для исследования тревожности

Занятие проводится с целью диагностики. Необходимо посмотреть, что было достигнуто в работе с детьми и есть ли результаты после проведения коррекционной работы.

Блок работы с родителями

Задача: Позитивная ассимиляция ребенка в социальную среду.

 Консультация «Сказка помогает прививать нравственные ценности в ребенке».

Просвещение родителей о влиянии сказки на гармоничное развитие личности ребенка

Беседа

Родительское собрание и «Ее Величество Сказка»

Консультирование по работе со сказкой в семье. Какие сказки нужны моему ребенку.

Памятка для родителей

Таким образом, резюмируя реализацию проектной деятельности «Несказочные превращения» мы пришли к следующему выводу:

  • сказкотерапия является эффективным диагностическим и коррекционным методом. Она с успехом может применяться в работе с детьми дошкольного возраста. Апробированы психолого-педагогические методы и формы использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста.
  • Использование в работе с дошкольниками сказкотерапии дает свои положительные результаты. К моменту завершения курса занятий замечен ряд изменений, которые произошли с детьми, прошедшими курс коррекционных занятий: уменьшились проявления агрессии, возрос интерес в общении с другими детьми, дети стали меньше злиться, стали более открыто выражать свои потребности, стали более уверенными в себе. Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии  в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы.
  • Успешно подтверждена гипотеза о том, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
  • Наблюдается положительная динамика. Результаты психолого-коррекционной работы позитивно сказались на формировании социальных эмоций. У 8 детей из 11 пропала боязливость в отношениях с детьми, что мешало прежде заводить дружбу. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передаче ими интонаций, мимики, жестов. Процесс драматизации позволял закреплять эти внешние проявления, а через рисунок фиксировалось и закреплялось эмоциональное отношение к качествам героев, оценка их нравственного поведения. В процессе диалога с педагогом-психологом дети научились выделять довольно глубокие нравственные характеристики, такие как воля, послушание, терпение. На 18% увеличилось число проявлений сострадания, соучастия, взаимопомощи. Исчезли проявления агрессивности, что было отмечено как педагогами, так и родителями всех детей, участвующих в экспериментальных занятиях. Отмечено увеличение на 12% числа детей, устойчиво проявляющих чувство доброжелательности. Результатом работы является тот факт, что 7 воспитанников (63%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось, возможно, только при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу сказки (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).

Основной вывод  состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Дальнейшая моя  работа в направлении разработки эффективных методов воспитания посредством сказкотерапии для различных возрастных периодов представляется особенно интересной и актуальной. Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их  многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.

Литература по данной теме:

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  8. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников.- СПб.: Речь, 2008.
  9. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. -М.: Амрита, 2010.

Приложение 1.

Сказка  для детей, которые  всего боятся

 Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова  – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит - нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться.

Тут видит - мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем  мне». Бросился ёжик волку под  ноги и свернулся клубочком.  Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: "У-у-у".

Вот каким  ёжик смелым оказался!

 Сказка  для детей, которые  боятся привидений

 Мальчик  Гоша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным  светом. Но все равно, каждую  ночь, когда Гоша ложился спать, они появлялись в его комнате. Гоша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Гоша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила  к себе.

Однажды Гоше на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Гоша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и  стал ждать. Вскоре появилось привидение, Гоша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков. 

Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» - удивился  Гоша. «Конечно нет», - засмеялась  мама.

С тех пор к Гоше никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет! 

 Сказка  для хвастливых и скромных детей

 Одна девушка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девушки разные лесные звери и птицы. Сова сказала: «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал: «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала: «Не плачь, я очень юркая  – в каждую дырочку загляну  и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с  места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они  разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девушке.  

 

Сказка для неуверенных в себе детей.

 

В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: "Когда вырастешь - будешь царем зверей". Но слоненок не верил: "Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я". А тигренок поддакивал: "Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый". Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: "Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты - царь зверей! Только уйди с моего хвоста!". Тогда слон, наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!

 

Приложение 2.

Полезные советы и рекомендации для родителей

 Вы спросите, что такое сказкотерапия?  Это способ сблизиться со своим ребёнком. Личность человек формируется в детстве и сказкотерапия – это один из самых лучших способов донести своему ребенку сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку.

Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребенком, это способствует не только укреплению моральных ценностей у детей, но и повышает степень доверия ребенка к своему родителю.

В чём отличие сказки и сказкотерапии?

Многие задумаются, разве сказка и сказкотерапия не одно и то же?! Не совсем.  Сказки, которые мы слушаем перед сном отличаются от сказки в терапевтических целях тем, что сказкотерапия  - это способ решения конкретной проблемы, опредёлённого ребёнка. В практической психологии довольно часто используется этот метод, который стал актуальным в наше время.

Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на какие-то темы. Детям до 10 лет проще донести серьёзную информацию, используя при этом фантастические и невероятные примеры, которые в сказках преувеличены, что даёт детям лучше осознать то, что ему хотят рассказать.

Какую пользу оказывает сказкотерапия?

Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами, воспринимает всё реально. В сказках используются метафоры, гиперболы – способы завлечь ребёнка тем, о чём повествуется. И дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сказу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия таким образом способствует ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.

Как правильно воспользоваться сказкотерапией?

Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать. Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете?

Никто так же и не призывает рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать.

Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных.

Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение. Следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…было  меньше, а преобладали слова:  дружить, смелый,  добрый, красивый.

Как провести сказкотерапию?

Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, вы сможете рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают, и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит.

Чтобы было ещё легче, стоит натолкнуть малыша самого разобраться,  и задавая наводящие вопросы, предлагать ему самому сочинять сказку.

Многие дети так и пытаются решить, волнующие их вопросы. Они самостоятельно придумывают себе героя, чтобы понять, как бы он поступил и решая, как это будет справедливо и правильно, воплощают это в своей жизни.

Основные правила сказкотерапии:

Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, к примеру, в детском саду, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.

Для лучшего воприятия, ребёнку нужно послушать сказку перед тем как он ложится спать: днём или вечером.

Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то, где-то далеко-далеко» , «давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижамку…

Виды терапевтических сказок.

1. Дидактические сказки.

Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.

2. Художественные сказки

В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.

Издавна художественные сказки ширились и наполнялись , они содержать вековой опыт.

3. Диагностические сказки.

Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав  себе в герои мышку - норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший  капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.

4. Профилактические сказки.

Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка.

5. Лечебно-психологические сказки.

Сказки, которые  проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе с главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.

6. Медитативные сказки.

Чтобы снять усталость и напряжение  - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоиться и найти способ расслабиться.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра по социально-личностному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"..

•Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и по...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Мой дом. Моя семья» направление «Социально – личностное развитие», для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

Цели:  расширение представлений детей об истории семьи и истории родной страны.Задачи: образовательная область «Социализация»:формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чув...

"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...

Проект «Моя малая Родина» социально-личностное развитие (для детей старшего дошкольного возраста) Воспитатель: Уголкова М.Ю.

Актуальность темыМы горим желанием воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Но ведь это основ...

«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»

Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...