Протокол наблюдений сюжетно -ролевой игры в старшей-подготовительной группе
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
дата,замысел,ход игры,выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_nablyudeniya_syuzhetno_-rolevoy_igry.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол
наблюдения сюжетно-ролевой игры
«Салон красоты»
Дата проведения: 18.02.2016г.
Время наблюдения: с 17ч. 35м.- до 17ч. 55м.
Наблюдение проводилось на базе: МДОУ «Детский сад №161 Ленинского района, г.Саратова»
Группа: старшая (5-6 лет).
Количество участвующих в игре: 5 детей.
1. Замысел игры возник по инициативе ребёнка Насти П., которая
сообщила детям, что она парикмахер, и приглашает всех посетить салон красоты, для демонстрации опыта в расчёсывании и создании причёсок.
Замысел игры понравился детям. Они обсудили очерёдность посещения салона, заняв места для ожидания.
Настя П. поставила перед детьми игровую задачу: она - «мастер», и будет по очереди причёсывать посетителей, все остальные будут в роли ожидающих.
2. Основное содержание игры – приём гостей, обсуждение предпочтений каждого гостя, правила поведения в обществе, показ и оценивание причёсок.
В игре были использованы: игровой уголок «парикмахерская»(стол-трюмо с зеркалом, стул ,лавочки для ожидающих ,кукольный набор-«парикмахерская», фартук парикмахера, накидка для клиента , магнитофон, телефон. Содержание игры разнообразно, дети импровизировали в игре…
3. Сюжет игры развёрнут. Дети очень дружно развивают его совместно, по ходу заходят и в магазин, и в поликлинику. Источник сюжета: наблюдения за взрослыми, просмотр кинофильмов, чтение книг.
Когда все договорились, в какой последовательности и кто заходит к парикмахеру, ребята начинают игру. Настя по очереди принимает клиентов, причёсывает, имитирует мойку и сушку волос
При этом она дает образец вежливого обращения, ведёт беседу с каждым из ребят на какую-нибудь тему и благодарит после за посещение салона и предлагает приходить в следующий раз.
После игры Настей было предложено устроить показ сделанных причёсок под музыку, об этом они попросили помощи у воспитателя.
4. Ещё до игры были обозначены все роли и правила игры. Дети используют для взаимодействия друг с другом различные средства: мимика, ролевую речь, предметные действия, эмоции. У детей постоянно происходит диалог между собой. Дети поделили главные и второстепенные роли, плавно вошли в игровое объединение и старались передать характерные манеры поведения. Каждый вполне спокойно и с удовольствием относился к необходимости выполнять второстепенную роль.
5. В игре было использовано небольшое количество предметов-заместителей, в основном использовались муляжи и игрушки. Инициатором выбора являлись дети. Игра получилась развернутая, с небольшими изменениями, адекватна, согласованна с действиями партнеров по игре. Дети использовали в речи слова-термины, относящиеся к данной профессии. Поэтому роль слова в данной игре велика, так как несёт свой смысл.
6. Правила выполняют функцию регулятора игры. Дети соотносили выполнения правила с взятой на себя ролью. Конфликты отсутствовали.
7. В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры был положительным. Дети были активны, эмоциональны, с поставленными целями и задачами они справилась, результат игры был достигнут, Настя П. была довольна результатом игры.
Реализация замысла игры был достигнут с помощью выбора партнеров по игре, подходящего места для игры, подбор нужных игрушек, материалов, инвентаря.
8. Конфликты были малочисленные и в основном при нарушении каких-либо правил или обладанием игрушкой. Решались они деструктивным способом, желание договориться с партнером.
9. Игровая среда заранее была готова, предметы подбирались как до игры так и по ходу игры, а также использовались игровые уголки: «Семья», «Магазин», «Поликлиника». Дети активно использовали предложенную Настей игровую среду и оборудование игрового уголка.
10. Предложение в участие игры не поступало. Иногда обращались за помощью: разрешить спор, конфликтную ситуацию, выбор каких-то действий (подобрать музыку для показа).
Вывод: Возможности сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,
сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач
1.Как возникает замысел игры? — Предложением сверстника
2.Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? — Обсуждает, учитывает.
3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры?
-Замысел неустойчив, перспективу игры не видит.
4.Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? — замысел не статичен, развивается по ходу игры постоянная импровизация.
5.Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям? — Умеет.
II. Содержание игры
1. Что составляет основное содержание игры? — действие с предметами.
2.Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?
— Содержание игры не разнообразно, игры с одинаковым содержанием повторяются довольно часто, соотношение предметных, бытовых игр, поровну.
III. Сюжет игры
1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (названия и количество).
— Сюжеты однообразны. » Пираты», » Разбойники», «Спасатели»» Строители», «Дельфины». — 5, 6 игр.
2. Какова устойчивость сюжета игры? (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).
— сюжет устойчив, следует одному сюжету.
3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?
— Несколько событий.
4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один сюжет.
— Достаточно развернут, как цепочку событий, так и участником нескольких событий, включенных в один сюжет.
5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?
— Проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
6.Каковы источники сюжетов игры? (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых.)
— Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых.
IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда? (до игры или во время игры).
— Как до игры, так и во время игры.
2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре? (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика)
— Предметные действия, мимика.
3.Каковы отличительные особенности ролевого диалога? (степень развернутости, отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).
— Отдельные реплики, фразы, направленность реальному или воображаемому партнеру.
4. Предает ли и каким образом характерные особенности персонажа?
— Предает мимикой, жестами, голосом.
5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: второстепенные или главные. Как относится выполнять второстепенные роли.
— Участвует в распределении ролей, распределяет партнер по игре, как правило, ребенок старше, совершенно не важно какую роль он выполняет, важно само участие в игре.
6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровые объединения. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений.
— Входить в игровые объединения. От 2 до 5детей. устойчиво с другом, характер дружеский, партнерский.
7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнить ролей в разных играх?
— Есть любимые роли, несколько.
V. Игровые действия и игровые предметы.
1. Использует ли ребенок предметы заменители, какие. По какому принципу выбирает ребенок предметы заменители и преобразует их в предметы, используемые в игре?
— Использует предметы заменители. По принципу, «что подойдет».
2. Дает ли словесное обозначение предметам заменителям, насколько легко это делает?
— Дает словесное обозначение предметам, легко.
3. Кто является предметом заменителем: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнерам?
— Сам ребенок, предлагает свой вариант замещения партнерам.
4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки?
— часто использует в игре образные игрушки, есть.
5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнеров по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?
— развернутая игра, с небольшими изменениями, адекватна, согласованна с действиями партнеров по игре, роль слова очень многогранно и несет в себе свой смысл.
6. Как воспринимает воображаемую ситуацию. Понимает ли ее устойчивость. Играет ли с воображаемыми предметами?
— Воспринимает воображаемую ситуацию. Понимает ее устойчивость. Играет с воображаемыми предметами.
YI. Игровые правила.
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком?
— Правила выполняют функцию регулятора игры. Сознается.
2. Как соотносит ребенок выполнения правила с взятой на себя ролью?
— Ребенок соотносит правила выполнения с взятой на себя ролью.
3.Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует за нарушением правил партнерами по игре?
— Не часто следит за выполнением правил другими детьми. Обижается.
4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?
— Ворчит, но старается подчиниться.
VII. Достижения результата игры.
1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?
— Соотносится первоначальный замысел и его реализация.
2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?
— Ребенок соотносит свой замысел с достигнутым результатом.
3. Какими средствами достигается реализация замысла?
— Выбор партнера по игре, подходящего места для игры, подбор нужных игрушек, материалов.
VIII. Особенности конфликтов в игре.
1. По какому поводу чаще всего возникают конфликты? (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой, и т.д.)
— Выполнение правил, обладание игрушкой.
2. Каковы способы разрешения конфликтов?
— Желание договориться с партнером, прибегнуть к помощи взрослого.
IX. Игровая среда.
1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.
— В зависимости от ситуации.
2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка ) и как.
— Активно использует предложенную игровую среду.
X. Роль взрослого в руководстве игрой.
1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего? Как часто обращается.
— Иногда обращается к взрослому в процессе игры за помощью в осуществлении практических действий (поставить кубик мягкого модуля на нужную высоту). Для разрешения спора, конфликта.
2. Предлагает ли взрослому принять участие в игре?
— Иногда предлагает взрослому принять участие в игре.
Вывод: Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они много сюжетов заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино, ролевых компьютерных игр). Игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Это свидетельствует о дифференцированных игровых интересах мальчиков и девочек, что обусловлено их половой принадлежностью.
Тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая (девочки больше знают и умеют в сфере быта), а мальчиков – техническая и общественная (мальчики — в сфере техники, а также они много заимствуют сюжетов для игр из телевидения).
Мальчики и девочки в сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки: девочки используют игрушки в ограниченном пространстве (их игры малоподвижны), мальчики — в неограниченном пространстве, так как их игры более подвижны.
Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Старшие дошкольники играют только с детьми своего пола. Здесь важна общность интересов детей одного пола, а также их ориентация на те личностные качества, модели поведения, которые присущи женскому или мужскому полу. В реальном общении мальчики и девочки доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».
Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...
Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».
Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...
Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача».
Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача». Цель: Дать возможность самостоятельно планировать игровые задачи; учить использовать предметы замест...
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Цель:Формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...
Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.
Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...
Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».
Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...