Протокол наблюдений сюжетно -ролевой игры в старшей-подготовительной группе
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Бурдеева Виктория Олеговна

дата,замысел,ход игры,выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_nablyudeniya_syuzhetno_-rolevoy_igry.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол

наблюдения сюжетно-ролевой игры

«Салон красоты»

Дата проведения: 18.02.2016г.

Время наблюдения: с 17ч. 35м.- до 17ч. 55м.

Наблюдение проводилось на базе:  МДОУ «Детский сад №161 Ленинского района, г.Саратова»

Группа: старшая (5-6 лет).

Количество участвующих в игре: 5 детей.

1.         Замысел игры возник по инициативе ребёнка Насти П., которая

сообщила детям, что она парикмахер, и  приглашает всех посетить салон красоты, для демонстрации опыта в расчёсывании и создании причёсок.

Замысел игры понравился детям. Они обсудили очерёдность посещения салона, заняв места для ожидания.

Настя П. поставила перед детьми игровую задачу: она - «мастер», и будет по очереди причёсывать посетителей, все остальные будут в роли ожидающих.

2.        Основное содержание игры – приём гостей,  обсуждение предпочтений каждого гостя, правила поведения в обществе,  показ и оценивание причёсок.

         В игре были использованы: игровой уголок «парикмахерская»(стол-трюмо с зеркалом, стул ,лавочки для ожидающих ,кукольный набор-«парикмахерская», фартук парикмахера, накидка для клиента , магнитофон, телефон. Содержание игры разнообразно, дети  импровизировали в игре…

3.        Сюжет игры развёрнут. Дети очень дружно развивают его совместно, по ходу заходят и в магазин, и в поликлинику. Источник сюжета: наблюдения за взрослыми, просмотр кинофильмов, чтение книг.

Когда все договорились, в какой последовательности и кто заходит к парикмахеру, ребята начинают игру. Настя по очереди принимает клиентов, причёсывает, имитирует мойку и сушку волос

 При этом она дает образец вежливого обращения, ведёт беседу с каждым из ребят на какую-нибудь тему и благодарит после за посещение салона и предлагает приходить в следующий раз.

После игры Настей было предложено устроить показ сделанных причёсок под музыку, об этом они попросили помощи  у   воспитателя.

4.         Ещё до игры были обозначены все роли и правила игры. Дети используют для взаимодействия друг с другом различные средства: мимика, ролевую речь, предметные действия, эмоции. У детей постоянно происходит диалог между собой. Дети поделили главные и второстепенные роли, плавно вошли в игровое объединение и старались передать характерные манеры поведения. Каждый вполне спокойно и с удовольствием относился к необходимости выполнять второстепенную роль.

5.         В игре было использовано небольшое количество предметов-заместителей, в основном использовались муляжи и игрушки. Инициатором выбора являлись дети. Игра получилась развернутая, с небольшими изменениями, адекватна, согласованна с действиями партнеров по игре. Дети использовали в речи слова-термины, относящиеся к данной профессии. Поэтому  роль слова в данной игре велика, так как несёт свой смысл.

6.          Правила выполняют функцию регулятора игры. Дети  соотносили  выполнения правила с взятой на себя ролью. Конфликты отсутствовали.

7.         В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры был положительным. Дети были активны, эмоциональны, с поставленными целями и задачами они справилась, результат игры был достигнут,  Настя П. была довольна результатом игры.

Реализация замысла игры был достигнут с помощью выбора  партнеров по игре, подходящего места для игры, подбор нужных игрушек, материалов, инвентаря.

8.         Конфликты были малочисленные и в основном при нарушении каких-либо правил или обладанием игрушкой. Решались они  деструктивным способом, желание договориться с партнером.

9.         Игровая среда заранее была готова, предметы подбирались как до игры так и по ходу игры, а также использовались игровые уголки: «Семья», «Магазин», «Поликлиника». Дети активно использовали предложенную Настей игровую среду  и оборудование игрового уголка.

10.         Предложение в участие игры не поступало. Иногда обращались за помощью: разрешить спор, конфликтную ситуацию, выбор каких-то действий (подобрать музыку для показа).

Вывод: Возможности сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

         Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

        Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

1.Как возникает замысел игры? —  Предложением сверстника

2.Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? — Обсуждает, учитывает.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры?

-Замысел  неустойчив, перспективу игры  не видит.

4.Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? — замысел  не статичен, развивается по ходу игры постоянная импровизация.

5.Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям? —  Умеет.

II. Содержание игры

1. Что составляет основное содержание игры? —  действие с предметами.

2.Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

 — Содержание игры не разнообразно, игры с одинаковым содержанием повторяются довольно часто, соотношение предметных, бытовых игр, поровну.

III. Сюжет игры

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (названия и количество).

— Сюжеты однообразны. » Пираты», » Разбойники», «Спасатели»» Строители», «Дельфины». — 5, 6 игр.

2. Какова устойчивость сюжета игры? (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).

— сюжет устойчив, следует одному сюжету.

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

— Несколько  событий.

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один сюжет.

 — Достаточно  развернут, как  цепочку событий, так и участником нескольких событий, включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

 — Проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6.Каковы источники сюжетов игры? (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых.)

 — Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых.

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

 1.  Обозначает ли выполняемую роль словом и когда? (до игры или во время игры).

— Как  до игры, так и во время игры.

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре?          (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика)

— Предметные действия, мимика.

3.Каковы отличительные особенности ролевого диалога? (степень развернутости, отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

 — Отдельные реплики, фразы, направленность реальному или воображаемому партнеру.

4. Предает ли и каким образом характерные особенности персонажа?

— Предает мимикой, жестами, голосом.

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие  роли чаще исполняет: второстепенные или главные. Как относится выполнять второстепенные роли.

— Участвует в распределении ролей, распределяет  партнер по игре, как правило, ребенок старше, совершенно не  важно какую роль он выполняет, важно само участие в игре.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровые объединения. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений.

— Входить в игровые объединения. От 2 до 5детей. устойчиво с другом, характер  дружеский, партнерский.

7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнить ролей в разных играх?

— Есть любимые роли, несколько.

V.  Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок предметы заменители, какие. По какому принципу выбирает ребенок предметы заменители и преобразует их в предметы, используемые в игре?

 — Использует предметы заменители. По принципу, «что подойдет».

2. Дает ли словесное обозначение предметам заменителям,  насколько легко это делает?

— Дает словесное обозначение предметам, легко.

3. Кто является предметом заменителем: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнерам?

— Сам ребенок, предлагает свой вариант замещения партнерам.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки?

— часто использует в игре образные игрушки, есть.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнеров по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

— развернутая игра, с небольшими изменениями, адекватна, согласованна с действиями партнеров по игре, роль слова очень многогранно и несет в себе свой смысл.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию. Понимает ли ее устойчивость. Играет ли с воображаемыми предметами?

— Воспринимает воображаемую ситуацию. Понимает  ее устойчивость. Играет с воображаемыми предметами.

YI.  Игровые правила.

1.  Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком?

— Правила выполняют функцию регулятора игры. Сознается.

2. Как соотносит ребенок выполнения правила с взятой на себя ролью?

— Ребенок  соотносит правила выполнения с взятой на себя ролью.

3.Следит ли за выполнением правил  другими детьми. Как реагирует за нарушением правил партнерами по игре?

—  Не часто следит за выполнением  правил  другими детьми. Обижается.

4. Как относится к замечаниям  партнера по игре по поводу выполнения им правил?

 — Ворчит, но старается подчиниться.

VII. Достижения результата игры.

1. Как  соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

— Соотносится первоначальный замысел и его реализация.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

—  Ребенок соотносит свой замысел с достигнутым результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

 —  Выбор  партнера по игре, подходящего места для игры, подбор нужных игрушек, материалов.

VIII. Особенности конфликтов в игре.

1.  По какому поводу чаще всего возникают конфликты? (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой, и т.д.)

— Выполнение правил, обладание игрушкой.

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

—  Желание договориться с партнером, прибегнуть к помощи взрослого.

IX. Игровая среда.

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

 — В зависимости от ситуации.

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка ) и как.

—  Активно использует предложенную игровую среду.

X. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и  по поводу чего? Как часто обращается.

 — Иногда обращается к взрослому в процессе игры за помощью в осуществлении практических действий (поставить кубик мягкого модуля   на нужную высоту). Для разрешения спора, конфликта.

2. Предлагает ли взрослому принять участие в игре?

—  Иногда предлагает взрослому принять участие в игре.

Вывод: Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они много сюжетов заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино, ролевых компьютерных игр). Игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Это свидетельствует о дифференцированных игровых интересах мальчиков и девочек, что обусловлено их половой принадлежностью.

Тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая (девочки больше знают и умеют в сфере быта), а мальчиков – техническая и общественная (мальчики — в сфере техники, а также они много заимствуют сюжетов для игр из телевидения).

Мальчики и девочки в сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки: девочки используют игрушки в ограниченном пространстве (их игры малоподвижны), мальчики — в неограниченном пространстве, так как их игры более подвижны.

Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Старшие дошкольники играют только с детьми своего пола. Здесь важна общность интересов детей одного пола, а также их ориентация на те личностные качества, модели поведения, которые присущи женскому или мужскому полу. В реальном общении мальчики и девочки доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».

Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача».

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача». Цель: Дать возможность самостоятельно планировать игровые задачи; учить использовать предметы замест...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...