Осенняя неделя игры в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Лукьянова Александра Викторовна

планирование недели игры для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_igryosensrednyaya_gruppa.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

 Осенняя неделя игры в средней группе.

Понедельник

 В гостях у золотого Петушка

Утро.

  1. Наблюдение в уголке природы: познакомим Петю-Петушка с уголком природы
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
  3. Игра “Выбери сказку, где героем является Петушок”
  4. Беседа по сказке “Петушок и бобовое зернышко”
  5. Аппликация Петушка с использованием моделирование  из геометрических фигур

Занятие:

  • познавательное развитие

Тема. Знакомство с доской дежурств( с использованием пословиц и поговорок о труде.)

Задачи. Продолжать расширять представления детей о труде, формировать качественные характеристики – нравственный результат – что главное не то, чем занимается человек, а то как он выполняет свое дело, как к нему относится. Накапливать запас пословиц и поговорок о труде, способствуя их нравственному пониманию и значению.

Предварительная работа: рассматривание альбома “Профессии”, “Труд взрослых”, “Творчество народных мастеров”., заучивание пословиц и поговорок о труде, дежурство, самообслуживание в группе и на прогулке, беседа “Кем работают мама и папа”, “Как я помогаю маме и папе”.

Материал:

  • игрушка Петушок,
  • доска дежурств
  • носовой платочек,
  • расческа,
  • клей,
  • кисточки,
  • салфетки,
  • отобранные для ремонта детские книги.

Ход: сюрпризный момент: появление Петушка с доской дежурств.

1.Беседа Петушка с ребятами : “Сегодня на занятие я принес вам доску дежурств. Давайте рассмотрим их. На них изображены трудовые действия детей”. Далее беседа сопровождается вопросами и ответами детей, рассказом педагога о видах детского труда.

2. Работа с пословицами о труде “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”. Беседа.

Далее пословицы и поговорки о труде читают наизусть дети.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Уменье и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличись.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Всякая птица своим клювом сыта.

Не боги горшки обжигают.

Под лежачий камень и вода не течет.

Без работы день годом кажется.

Торопливый дважды одно дело делает.

Думай ввечеру, что делать поутру.

Без терпенья нет уменья.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Велик телом, да мал делом.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Какие труды, такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Малый топор может срубить большое дерево.

Не начавши — думай, а начавши — делай.

Куй железо, пока горячо.

Готовь сани летом, а телегу — зимой.

Петушок благодарит детей.

3. Игровой момент с Петушком “Чудесное превращение”. Звучит “Загадочная мелодия”, дети зажмуривают глаза. Музыка заканчивает звучать, дети открывают глаза и видят перед собой неряшливого, взъерошенного ребенка (заранее подготовленного). Помогают ему привести себя в порядок.

4. Физкультминутка

Кто зубы не чистит, (соединяют большой палец с остальными)
Не моется мылом,
Тот вырасти может 
(показывают маленького, сгорбленного человека)
Болезненным, хилым.
С грязнулями дружат – 
(рука с рукой обнимаются)
Только грязнули.
Которые сами в грязи утонули 
(изображают утопающего)
У них вырастают противные бяки 
(изображение брезгливого отношения)
За ними гоняются злые собаки
Боятся грязнули воды и простуд 
(трясут плечами, махают руками)
А иногда и совсем не растут.

5. Вместе с детьми Петушок отправляется в “Книжкину больницу” для того, чтобы “вылечить заболевшие” (порванные) книги..

6.А теперь мы покажем Петушку как мы можем самостоятельно одеваться на прогулку в правильной последовательности.

Прогулка первая половина дня

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Закрепить понятие — «листопад».                                                                                                                                        

Наблюдение: Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли лис тья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад.

Рассмотреть со старшими детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы — шершавая, у клена — гладкая и т.д.).

Художественное слово

 Падают, падают листья

 - В нашем саду листопад.                           

Желтые, красные листья   

 По ветру вьются, летят... 

М.Ивеисен                                                 

Осень. По утрам морозы. 

В рощах желтый листопад.                                                                       

Листья около березы   

Золотым ковром лежат.

 Е. Головин                                                             

 Утром мы во двор идем    

Листья сыплются дождем,                                                                           

Под ногами шелестят       

И летят... летят... летят...

 Е. Тутнева

Загадки 

Падают с ветки золотые монетки.(Листья)                                                                               Растут - зеленеют, Упадут - пожелтеют, Полежат - почернеют. (Листья)

Дидактическая игра. «Узнай дерево по листочку».

 Цель. Закрепить названия деревьев.

Пальчиковая игра «Осенний букет».Раз, два, три, четыре, пять,                                             Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя,                                     Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем.

Подвижная игра «Листопад».

Цель — закрепить знание детей о цвете, величине  осенних листьев. Закрепить понятие «листопад». Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками: 

Листопад! Листопад!                           Действия выполняют дети с желтыми листьями                  

Листья желтые летят!                     .                                                                                                   Кружатся красивые

 желтые листочки!                                                                                        

 Кружатся красивые                            

                                                      Действия   выполняют   дети   с красными листьями       красные листочки!                    .                                                                                                    Сели! Уселись и замерли.                   Не шевелятся.                                                               Прилетел легкий ветерок, подул.        Дуют.                                                                              Поднялись листья,                               Разбежались.                                                              разлетелись в разные стороны.                                                                                         Закружились,  закружились!                                     Кружатся.                                                  Листопад! Листопад Листья по ветру летят!                                                                                    Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю, то жел тые, то красные листья.       Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижное упражнение«Поймай листок».

Цель - развить умение подпрыгивать на месте как можно выше. Ход игры. Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Труд в природе Собрать букет из осенних листьев.

После прогулки дети показывают Петушку как они умеют раздеваться в правильной последовательности, как умеют самостоятельно и аккуратно складывать вещи в шкафчик.

Обед(правила поведения за столом)Полоскание рта после еды. Подготовка   к тихому часу. Тихий час(Петушок тоже прячет головку под крыло и спит)

Вечер.

  1. Рассматривание картины “Птичий двор”
  2. Строительство птичьего двора с использованием разного строительного материала и мелких игрушек
  3. Загадывание загадок о домашних птицах
  4. Индивидуальная работа: звук “Ц”, песенка цыплят.

МОИ ЦЫПЛЯТА
слова Т.Муталлибова музыка Г.Гусейнли

Припев: 
Цып, цып, мои цыплятки, 
Цып, цып, цып, мои касатки,
Вы, пушистые комочки, мои будущие квочки.


Здесь, в траве густой привольно, 
Погулять вам можно вволю.
Ой, мои вы цыплятки! Ой, мои вы касатки! – 2 раза
Вы, пушистые комочки. 
Припев:

Подойдите вы напиться, дам вам зёрен и водицы.
Ой, мои вы цыплятки! Ой, мои вы касатки! – 2 раза
Вы, пушистые комочки. 
Припев:

  1. Чтение «петушиных» потешек, обсуждение ситуации.

Петушок-петушок!
Подари мне гребешок!
Ну пожалуйста! Прошу!
Я кудряшки расчешу!

Петушок, Петушок, золотой гребешок
Маслена головушка, шелкова бородушка
Что так рано встаешь, голосисто поешь, 
Деткам спать не даешь!

Прогулка во второй половине дня

Осмотр участка детского сада 
                                                                                                                                           Цель: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.

Наблюдение: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.)  И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.

Художественное слово 
«Осень – Художница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Дидактические игра «Найди дерево».

Цель — распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Пальчиковая игра. «Дом пять этажей»

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Подвижная игра «Найди свой домик» 

Цель: воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному всей группой.

Ход игры: Дети сидят в домиках (нарисованы круги)вдоль одной стороны площадки. «Пойдем гулять», -говорит воспитатель. Дети расходятся группами или  в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3-4 раза. Если в начале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить забегать в любой домик. Потом вводится правило -занимать только свой домик.

Труд в природе Заготовка и сушка листьев растений для гербария.

Индивидуальные физические упражнения

Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев.

Вторник

В теремочке своём очень дружно мы живем

Утро.

  1. Самообслуживание “На что указывают трудовые часы”
  2. Соберем пазлы и назовем сказку
  3. Рассматривание альбома “Сказки”
  4. Хороводная игра “Каравай”
  5. Игра “Какой? Какая?”

Занятие: музыкально-познавательное

Тема. О чем рассказывает сказка

Задачи. Выработать способность парадоксального мышления. Помогать детям, используя разные приемы (моделирования, сказкотворчество, слушание) и педагогические ситуации, по новому воспринимать содержание знакомого произведения, сопереживать героям. Учить проявлять творчество в передаче музыкального образа, развивать чувство ритма.

Материал:

  • круги,
  • изготовленные из цветного картона разного цвета и размера,
  • русский народный костюм для педагога,
  • сундучок,
  • деревянные ложки.

Ход: дети под музыку входят в музыкальный и рассаживаются на стульчиках. Их встречает педагог в русском национальном костюме со словами “Добрый день, детушки-касатушки. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Я, Аленушка – сказительница русских сказок. И сегодня мы отправимся с вами навстречу к очередной и уже знакомой сказке “Теремок”. Берет в руки сундучок и предлагает детям отгадать загадку для того, чтобы сундучок открылся. Дети отгадывают предложенную загадку, сундучок открывается и Аленушка достает из него разноцветные круги. Каждый круг символизирует героя сказки (например: маленький белый круг – заяц, коричневый большой – медведь и т.д.). В результате в сундучке остаются еще круги, и Аленушка предлагает детям, придумать новых героев к сказке “Теремок”.

Далее проводится музыкальная игра

В конце игры подводится итог, что места в теремочке хватило всем.

В конце занятия проводится игра “Поиграем на ложках”. Аленушка прощается с ребятами. Дети под музыку выходят из музыкального зала.

Прогулка в первую половину дня

Наблюдение за погодой

Цель: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Наблюдение: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь?
Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (
ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.

Художественное слово

 «Осень»
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.                                                                                                        
Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнение «Как шумит вода?».

Цель - закрепить произношение звуков [с], [ш]. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, — звук [ш].

Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с мизинца, правая — с большого пальца. 
Вышел дождик погулять. 
Беспорядочные удары
Шел неспешно no привычке
,"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить? 
Вдруг читает на табличке: 
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками
"По газону не ходить!" 
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" 
Часто и ритмично бьют в ладоши. 
И ушел. Газон засох. 
Ритмичные хлопки по коленям. 

Подвижная игра «Догони мяч» 

Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении. Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

Труд в природе  Помощь в уборке участка  группы.

Индивидуальные физические упражнения:  Брось мяч вверх и поймай

После прогулки дети показывают Аленушке как они умеют раздеваться в правильной последовательности, как умеют самостоятельно и аккуратно складывать вещи в шкафчик.

Обед(правила поведения за столом)Полоскание рта после еды. Подготовка   к тихому часу. Тихий час(Аленушка тоже спит)

Вечер.

  1. Словесные игры

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель игры. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем». «Вова, скажи правильно, что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют».

«Так бывает или нет?»

Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит/тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.
Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы пока* таемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать».


Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех.

       2.Игры на музыкальных инструментах

3.Настольный театр по русским народным сказкам

      4.Игры в уголке ряженья

5.Работа в ИЗО уголке “Рисование по русским народным сказкам”

Прогулка во второй половине дня

Что такое воздух

Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

Наблюдение: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?  (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

Художественное слово

В комнате воздух осенний - 
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
В комнате воздух осенний - 
Места не стало теплу.
Птиц улетающих тени
Тихо скользят по стеклу.

Загадка.

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (
Воздух)

Дидактическая игра. «Какой воздух?» - дети рассуждают о воздухе, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.

Пальчиковая игра. «Осень».

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вод дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Подвижная игра. «Самолеты».

Цель — научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.

Труд в природе подмести на веранде и в беседке.

Среда

Загадочный день

Утро.

  1. Закрепление знаний о доске дежурств
  2. Труд в уголке природы, ситуации “что будет если…”
  3. Пальчиковая игра “Поросята”
  4. Игра “Посчитай-ка”
  5. Игра “Лягушки”
  6. Рисование с использованием трафаретов

Занятие: математика

Тема. Отгадай загадку

Задачи: обучение детей умению отгадывать загадки, развивать логическое мышление, умение выделять основные признаки предметов. Познакомить с геометрическими телами: куб и шар, учить обследовать их осязательно-двигательным способом, дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии углов, упражнять в счете в пределах 3.

Материал:

  • чудесный мешочек с предметами,
  • шар,
  • куб,
  • схема Мишутки,
  • выполняющего упражнения,
  • платок,
  • корзина.

Ход:

1. Педагог предлагает вниманию детей Чудесный мешочек.

Загадывает загадки:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Педагог достает из мешочка отгадку 
(матрешек).

Пластмассовый, круглый
За хвост не поймаешь
Педагог достает другую отгадку 
(шар).

Много сторон и много углов
Каждая сторона – это квадрат
Угадаешь – будешь рад.
Педагог достает следующую отгадку 
(куб).

Далее проводится анализ следующим образом: матрешка – игрушка, шар и куб – геометрические тела; шар катится – матрешка и куб нет; куб имеет углы – матрешка и шар нет и т.д.

2. Игра “На что похоже”

3. Физкультминутка (с использованием схем) “Мишкины упражнения”

4. Игра “Оладушки”

Бабушка, бабушка
Испекла оладушки
Маше – сколько? 
(дети отвечают, самостоятельно придумывая число)
Коле – сколько?

  1. Практическая часть занятия: лепка “Кубы и шары”

Прогулка в первой половине дня

 Наблюдаем за солнцем

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжитель ность дня».                                                             

Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и по играть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Художественное слово                                                                                                                 Смотрит солнышко в окошко,

 Смотрит в нашу комнатку.                                                               

Мы захлопали в ладошки   

 Очень рады солнышку. 

А Барто                                                         

Солнце землю осмотрело,

 Каждый луч оставил след.                                                                           

 В мире нет важнее дела,     

Чем дарить тепло и свет. В. Нестеренко

Загадка. 

Золотое яблочко                                                                                                                                           

По небу катается,                                                                                                                                         

С утра улыбается,  

А в улыбке лучи                                                                                                     

Очень горячи.  (Солнышко)

Дидактическая игра. «Ласковые слова» - образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «Овощи». Цель - развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.
Репа, свекла, редька, лук 
Поиграть решили в прятки, 
Но сначала встали в круг. 
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего. 
Раз, два, три, четыре, пять. 
Прячься лучше, 
прячься глубже, Ну а ты иди искать. В. Волина Разбегаются, приседают, водящий ищет.

Подвижная игра «Горелки»

Цель – научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.                                      Ход игры – дети стоят в колонне парами. Перед ними – линия, на ней – водящий.                           Говорят хором:

 Гори, гори ясно,                                                                                                                      Чтобы не погасло,                                                                                                                                       Глянь на небо                                                                                                                                           Птички летят,                                                                                                                                  Колокольчики звенят!                                                                                                                                                         

 Дети из последней пары бегут вдоль колонны (один слева, другой справа),

 берутся за руки в начале колонны. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети возьмутся за руки.

Труд в природе Очистить песочницу от листвы.

Индивидуальные физические упражнения  Перепрыгнуть дорожку из листьев.

После прогулки дети показывают  как они умеют раздеваться в правильной последовательности, как умеют самостоятельно и аккуратно складывать вещи в шкафчик.

Обед(правила поведения за столом)Полоскание рта после еды. Подготовка   к тихому часу. Тихий час)

Вечер.

  1. Дидактическое упражнение “Отгадай загадку”

Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки не одной.

Ответ: Ёж

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Вот иголки и булавки 
Выползают из-под лавки. 
На меня они глядят, 
Молока они хотят.

Ответ: Ёжик

Ёжик вырос в десять раз, 

Получился ...

Ответ: дикобраз

Кто с высоких тёмных сосен 
В ребятишек шишку бросил? 
И в кусты через пенёк 
Промелькнул, как огонёк?

Ответ: Белка

Зверька узнали мы с тобой 
По двум таким приметам: 
Он в шубе серенькой зимой, 
А в рыжей шубке - летом.

Ответ: Белка

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. 
В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Ответ: Белка

Хозяин лесной, просыпается весной, 

А зимой, под вьюжный вой, 

Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Комочек пуха, длинное ухо, 
Прыгает ловко, любит морковку.

Ответ: Кролик

На гору бегом, с горы кувырком.

Ответ: Заяц

Маленький, беленький, 
По лесочку прыг-прыг! 
По снежочку тык-тык!

Ответ: Заяц

Белый на белом написал, где бегал. 
Рыжая прочтёт, белого найдёт.

Ответ: Заяц и лиса

Хвост пушистый, мех золотистый, 
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.

Ответ: Лиса

За деревьями, кустами, 
Промелькнуло будто пламя, 
Промелькнуло, пробежало... 
Нет ни дыма, ни пожара.

Ответ: Лиса

Хитрая плутовка, рыжая головка, 
Хвост пушистый - краса! 
А зовут её...

Ответ: лиса

  1. Лепка с использованием природного и бросового материала

(самостоятельная деятельность детей)

  1. Чтение русской народной сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”, рассматривание иллюстраций.
  2. Строительные игры(по желанию детей)

Прогулка во второй половине дня

Наблюдаем за ветром

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. На учить определять силу ветра.

Наблюдение: С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружат ся и летят далеко.

С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?

Художественное слово                                                                                                           Заунывный ветер гонит                                                                                                                          Стаю туч на край небес,                                                                                                                           Ель надломленная стонет,                                                                                                                    Глухо шепчет голый лес. Н.Некрасов                                                                                             Ветрено, ветрено,                                                                                                                                 Вся земля Проветрена?                                                                                                                     Ветер листья с веток                                                                                                                        Разогнал по свету... И. Токмакова                                                                                                   

Загадка.                                                                                                                                             Фырчит, рычит, 

Ветки ломает, 

Пыль поднимает, 

Людей с ног сбивает,                              

Слышишь его, 

Да не видишь его.  (Ветер)

Дидактическая игра. «Какой ветер?» - дети рассуждают о ветре, описывают его. 

Цель – научить подбирать относительные прилагательные.

Пальчиковая игра. «Осень».

Ветер по лесу лета,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Подвижные игра «Самолеты».

Цель — научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.

 Труд в природе. Собрать разлетевшиеся от ветра листья.

Индивидуальные физические упражнения Прыжки в высоту на месте.

Четверг

“Островок хороших манер”

Утро.

  1. Выполнение трудовых поручений
  2. Рассматривание альбома “Сервировка стола”
  3. Беседа “Умей есть не спеша и аккуратно”
  4. Проговаривание рифмовок тихо-громко
  5. Игра “Кому что нужно для работы”
  6. Игра “Пузырь”
  7. Игра “Сорока-ворона”

Занятие: развитие речи

Тема. “Пересказ сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”

Задачи: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Формировать поведение на основе определенных правил взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

Материал:

  • игрушки – герои сказки: медведь, лиса, Доктор Айболит, Баба Яга,
  • волшебный сундучок,
  • лапоть,
  • салфетки,
  • клей,
  • готовые формы: пузырь, соломинка, лапоть.

Ход:

  1. Рассматривание героев сказки на мольберте (результат предварительной работы)
  2. Чтение сказки и пересказ несколькими детьми
  3. Этическая беседа “Чему учит сказка?”
  4. Игра “В сундучке” (педагог поочередно достает из волшебного сундучка героев разных сказок и предлагает детям дать характеристику героя”
  5. Практическая часть занятия: аппликация “Пузырь, соломинка и лапоть”

Прогулка в первую половину дня

Что нам осень подарила?      

Цель: закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.        Наблюдение: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы  и т.д.). Назвать 3—4 плода, их величину и цвет. Уточнить их запах и вкус.                Художественное слово Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!                                                     Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? Е. Благинина        Загадки Желтый, а внутри он бел, Даст пучок зеленых стрел. 
Лишь порежь его — тотчас  Слезы выступят из глаз. (Лук) 
Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко. (Яблоко) 
Бела, рассыпчата, вкусна  И на столе всегда она. (Картошка) 
На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... (горох). 
Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) 
Желтая курица Под тыном дуется. (Тыква) 
Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья) 
Сидит Ермошка На одной ножке, На нем сто одежек И все без застежек. (Капуста) 
Кругла, а не шар, С хвостом, а не мышь, Желта как мед, А вкус не тот. (Репа) 
Дидактическая игра. «Назови одним словом». – подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

 Цель – закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы.                                                                                                                                              

Пальчиковая игра. 

«Хозяйка однажды с базара пришла».                                                                    

  Хозяйка однажды с базара пришла,"Шагают" пальчиками. 
Хозяйка с базара домой принесла 
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику. 
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. 
Вот овощи спор завели на столе — 
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. 
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок. 
Хозяйка тем временем ножик взяла 
И ножиком этим крошить начала 
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику. 
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. 
Накрытые крышкою, в душном горшке 
Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест-накрест. 
Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику. 
Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! "

Едят" суп. Ю. Тувим

Подвижная игра 

«У медведя во бору»

 Цель — научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость.

Ход игры. Дети подходят к «спящему медведю» со словами:                                                                                                                                                              

У медведя во бору  Грибы, ягоды беру!

 Медведь постыл, На печи застыл!                                              

На последние слова убегают от «медведя».

Труд в природе. Собрать и засушить красивые листья для поделок.

Индивидуальные физические упражнения

Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.

После прогулки дети показывают  как они умеют раздеваться в правильной последовательности, как умеют самостоятельно и аккуратно складывать вещи в шкафчик.

Обед(правила поведения за столом)Полоскание рта после еды. Подготовка   к тихому часу. Тихий час)

Вечер.

  1. “Будь приветлив” – этическая беседа
  2. Игра “Дочки-матери”
  3. Игры в уголке ряженья
  4. Слушание в аудиозаписи мелодий русских народных инструментов
  5. Самостоятельная творческая деятельность детей.

Прогулка во второй половине дня

Наблюдаем за дождливой погодой

Цель:  познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.

Наблюдение: В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послу шать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.

Детям в дождливую погоду предложить посмот реть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?

Художественное слово                                                                                                                     К нам на длинной мокрой ножке                                                                                                 Дождик скачет по дорожке.                                                                                                         В лужице — смотри, смотри! —                                                                                                    Он пускает пузыри.

 3. Александрова

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

А Плещеев

Дождик, дождик,

 что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

(Русская народная потешка)

Загадки

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он гуляет.  (Дождь)

Дидактическая игра.

 «Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «дождь». 

Цель – научить составлять предложения с заданным словом.

Пальчиковая игра. 

"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с мизинца, правая — с большого пальца. 
Вышел дождик погулять. 
Беспорядочные удары. 
Шел неспешно no привычке
,"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить? 
Вдруг читает на табличке: 
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. 
"По газону не ходить!" 
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" 
Часто и ритмично бьют в ладоши. 
И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям.

 Подвижная игра

 «Удочка»

 Цель - научить перепрыгивать через скакалку.

Ход игры. Водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгнуть через нее, кто не успел – становится водящим.

Труд в природе Опрыскивать комнатные цветы.

Индивидуальные физические упражнения Пройти по извилистой  дорожке, выложенной  из скакалок.

Пятница

 День шуток – прибауток

Утро.

  1. Работа в уголке природы “Собирайся народ, уголок природы ждет”
  2. Чтение произведений малых фольклорных жанров
  3. Обыгрывание в хороводе “Цынцы-брынцы, балалайка”
  4. Игра “Выложи фигуру”
  5. Пальчиковая игра “Мы делили апельсин”

Игра “Передай другому”

Цель: учить детей  под музыку передавать рядом стоящему человеку мяч, чтобы он не упал.  Учить детей правильно определять темп музыки. Воспитывать чувство товарищества.(под музыку: если медленная музыка, то мяч передается медленно, если быстрый темп музыки-то быстро)

Занятие: ознакомление с искусством

Тема: Декоративное рисование “Украсим тарелочку для кукол”

Задачи: развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовую форму узором, замечать красивые предметы в быту. Учить располагать узор по всей тарелочке, ритмически чередуя. Воспитывать умение сопереживать, заботится друг о друге.

Материал:

  • бумажные тарелочки (одноразовая посуда),
  • гуашь,
  • кисти,
  • салфетки,
  • матрешки,
  • декоративные тарелочки – образцы.

Ход: обратить внимание детей на красоту расписанных декоративных тарелочек, рассмотреть их. По просьбе педагога дети находят в группе предметы, которые украшены узором. Далее приглашается матрешка, проводится народная игра по желанию детей и предлагается сделать ей подарок: расписать тарелочки узором. Выбирают наиболее понравившиеся. Оформляется выставка.

Прогулка в первую половину дня

Знакомимся с деревьями

Цель: уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

Наблюдение: Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать?

Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев.

 Предложить рассмотреть семена деревьев и кус тарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они де рева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственни цы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность.

Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.

Художественное слово                                                                                                                    Меж редеющих верхушек                                                                                                           Показалась синева.                                                                                                                          Зашумела у опушек                                                                                                                          Ярко-желтая листва.

А. Твардовский

Загадка                                                                                                                                              Его весной и летом                                                                                                                       Все видели одетым,                                                                                                                        А осенью с бедняжки                                                                                                                  Сорвали все рубашки. 

(Лес)

Дидактическая игра.

«Найди дерево». Воспитатель называет дерево, имеющееся на участке, дети находят его.

Цель - закрепить названия деревьев.

Подвижная игра

«Поймай грибок».

Цель — упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.

Ход игры.

Меж еловых мягких лап                                                                                                                                  

Дождик кап, кап, кап.                                                                                                                       Где сучок давно засох,                                                                                                                      Серый мох, мох, мох!                                                                                                                     Где листок к листку прилип,                                                                                                                  

Вырос гриб, гриб, гриб.                                                                                                       Воспитатель: «Кто нашел его, друзья?»

 Дети: «Это я, я, я!»

Дети-«грибники» (стоят в парах липом друг к другу, взявшись за руки) ловят «грибы» (заключить в свой круг).

Труд в природе Обрезка сухих веток с кустарников.

Индивидуальные физические упражнения Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку

После прогулки дети показывают  как они умеют раздеваться в правильной последовательности, как умеют самостоятельно и аккуратно складывать вещи в шкафчик.

Обед(правила поведения за столом)Полоскание рта после еды. Подготовка   к тихому часу. Тихий час)

Вечер.

  1.  Русские народные игры

Наседка и коршун

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

2.Чтение наизусть детьми поговорок, потешек

3.Игра “Доскажи словечко”

У меня учёный пес -

Круглой пуговкою нос.

Если в чём-то я не прав,

Громко лает он: .........

Хороша ворона-птица,

Да в певицы не годится.

Как откроет рот - кошмар -

Слышно только:..........

Кто усатый, как разбойник,

Перепрыгнул подоконник,

Распугал соседских кур

И мурлыкает:.............?

Гусь крикливый, с длинным носом.

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет:.............

Пятачок помоет в луже

И торопится на ужин.

Отрубей я ей сварю,

Скажет мне она:.............

Колокольчиком звеня,

Убежала от меня.

Тает луг в вечерней мгле,

Где искать ее:.........(ме-ме)?

Hе спеша шагает с речки,

В шубе ей тепло, как в печке

Подойдет она к избе

И зовет меня:.............(бе-бе)

Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в терему,

А она в хлеву:...........

Переваливаясь важно,

В речку прыгнули отважно

И, о чём-то говоря,

Шумно плещутся:..........

Только вишня расцвела,

Прилетела в сад пчела.

Я давно за ней слежу,

Ищет мёд она:...........

Прогулка во второй половине дня

Наблюдение за отлетом  птиц

Цель: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

Наблюдение: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).

Художественное слово
- Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь,  подожди.
- Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…

Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию». 

Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

Подвижная игра «Птички и птенчики»

Цель: упражнять детей в беге врассыпную, учить выполнять команды воспитателя. Ход игры: «Я буду птица, а вы- мои птенчики», -говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!» Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут в круг. Игра повторяется несколько раз.

«Птички, раз! Птички, два!» 

Цель - научить детей выполнять движения, счету.

Ход игры: Сколько у птички лапок, глаз, крыльев? 
Птички, раз! 
Выставляют вперед одну ногу. 
Птички, два! Выдвигают другую ногу. 
Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах. 
Птички, раз! Поднимают одну руку. 
Птички, два! Поднимают другую руку. 
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши. 
Птички, раз! Закрывают рукой один глаз. 
Птички, два! 
Закрывают другой глаз. 
Все, улетели! 
Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищатИгра проводится 2—3 раза.

Труд в природе Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.

Индивидуальные физические упражнения Отбивание мяча от земли.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План тематической недели «Малые Олимпийские игры» в средней группе

В плане представлено описание нерегламентированной образовательной деятельности с детьми по теме "Зимние олимпийские игры"...

Сценарий осеннего спортивного развлечения «Осенние игры» для средних групп

Сценарий осеннего спортивного развлечения  «Осенние игры» для средних групп...

План-конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Идём копать картошку» (тематическая неделя ««Во саду ли, в огороде») Автор: Федькушова Н.В.

Цель: расширять у детей знания об окружающем миреЗадачи:    - закреплять у детей знания о картофеле,- учить детей собирать урожай картофеля,- развивать чувство коллективизма,- воспитыва...

План осенней недели игры

План осенней недели игры                    ...

Дистанционное обучение дошкольников 2 группы по теме недели «Встречаем птиц».средняя группа( вторая неделя)

Дистанционное обучение  «Дома некогда скучать!»Для того чтобы ваша самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, предлагаем вашему вниманию дистанционное обучение дете...

Пальчиковые игры в средней группе по темам недели

В картотеке собран материал в соответствии с темами недель на год....