Доклад (из опыта работы)
материал (младшая группа) на тему

Горянина Ольга Алексеевна

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.  

 3-10 слайды

В процессе развития познавательной  активности детей,  одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной  детской деятельности.  В игре  дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.д. Пользуются разнообразными материалами, общаются друг с другом и взрослыми.

Но во  время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми.

Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий  являются  развивающие игры В.В. Воскобовича.

 Развивающие игры В.В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.

Например: «Фиолетовый театр»,  ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок, приклеивает предмет на ковёр, он проявляет свою активность  и интерес в познании окружающего мира, мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В.В. Воскобовича как: «Пуговицы», «Палочки», «Чудо цветик». Особенностями  этих игр является широкий возрастной диапозон участников, многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал  и интерес.

 Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют  счетные палочки Кюизенера.       В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.

Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей.

 В образовательном процессе  детям младшего дошкольного возраста  предлагается  найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета.  Ребёнку даётся возможность  самому находить  предметы, которые его окружают и знакомы ему и сопоставлять со звуком, который он произносит.  Тем самым у ребёнка идёт познавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире.  У ребёнка обогащается словарный запас, развивается память, речь.

11-15 слайды Познавательно – исследовательская

По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т.д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.

«Почему дети в опытах активны?»

 Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить.  ОН быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.

«Вода, бумага, камень».  Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.

«Песок или крупа».  Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают  выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая), свойство (песок мельче чем манная крупа), если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

«Найди воздух» 1.Детям предлагается подумать, где можно найти  воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

 2.Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки

Вывод: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.

Провели   исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.

16,17 слайды Музыкальная деятельность

 С особым желанием  ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях.   Активно и с удовольствием выполняет движения и действия связанные с творческими заданиями под музыку,  знакомится с инструментами народного творчества (ложки), фольклором.

  Игровые движения под музыку развивают  у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились») дети познают, и осваивают уроки культуры общения, используют дружелюбное отношение друг к другу.

18-20 слайды Изобразительная деятельность

Дети с интересом познают разные техники  и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности.

Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично  рисовали разные  фигуры. А затем дети научились рисовать  простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.

Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальчиками или ладошкой. Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себя разноцветный мир цветов, бабочек, различных предметов.

Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.

Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.

Рисование на песке (манной крупе)- удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_kopiya.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Из опыта работы. Подготовила воспитатель МБДОУ №423Горянина О.А .

Слайд 2

Цель: развивать познавательную активность у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения; Развивать воображение и творческую активность; Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать; Развивать умение ориентироваться в пространстве; Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

Слайд 8

Палочки Кюизенера

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....