Главные вкладки

    Экологическая тропинка.
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Клепикова Ольга Николаевна

    экологическая тропинка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_ekologicheskoy_tropinke.docx21.22 КБ
    Office presentation icon pravilo_povedeniya_v_lesu.ppt2.15 МБ

    Предварительный просмотр:

    Путешествие по экологической тропинке.                 

    Цели: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей. Учить быть осторожными в лесу. Формировать у детей нормы поведения в природе . Воспитывать бережное отношение к природе.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация».

    Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

    Материалы:  Аудиозапись «Птичьи голоса»; фонограмма «звуки природы; видео презентация « Правило поведения в лесу»; картинки с изображением лечебных трав; портрет писателя М. Пришвина.

    - Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». 
    - Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.                                     Назовите: Какое сейчас время года? (ответы детей) Назовите признаки весны.( длиннее  и теплее дни, тает снег появляются проталины……)   (звучит фонограмма «звуки природы») Как вы думаете где мы с вами оказались? В лесу. Что такое лес?(ответы детей) Есть такой лес, где растут только ёлки, сосны и ели. Что это за лес? (хвойный) А что за лес, где растут берёзы, рябины, клёны, осины? (лиственный)А чем отличается хвойное дерево от лиственного? (ответы детей) А что за лес, где растут и хвойные и лиственные деревья вперемешку? (смешанный) Давайте вспомним правило поведения в лесу.( не кричать, ходить только тропинкам, не рвать цветы, не ломать кусты…….)Для чего нужны деревья? Деревья обогащают воздух кислородом, защищают лес от палящего солнца. Древесину используют в строительстве, изготовлении мебели, бумаги. Из одного дерева можно сделать очень много ( 170 тысяч) карандашей. Многие деревья богаты витаминами, используются в медицине, например липа, сосна, берёза, дуб и другие. Среди деревьев есть и ядовитые — Анчар. Оно растет в пустыне. Вокруг него нет ни одного животного, насекомого. А если как птица и сядет на его ветки , то погибнет. Деревья живут от 8 до 200 лет. А сколько они проживут, зависит от нас.                                                                          
    Игра с какого дерева лист. Давайте по тропинке заглянем в глубь леса. ( дети по сделанным спортивной дорожке подходят к речке на ней валяется мусор) -Ребята, что же с речкой случилось?   (Она грязная, в ней много мусора.)-А откуда в реке появился  этот мусор? (Ответы детей). Что можно сделать? (Ответы детей).  Будем речку очищать от мусора?  Весь мусор собираем в мусорный мешок и забираем с собой. Ребята, посмотрите, какая река стала!?  (Чистая, красивая, вода прозрачная.) Ребята, давайте оживим нашу речку и ее берега. Смотрите здесь по камушком кто-то  спрятались. Давайте поможем речным жителям.                                                    Проводиться игра « Кто живет в реке».                                                                    Ребята, пока мы речку от мусора убирали, оживляли, к реке приходили разные животные и оставили следы ( на полу разложены следа животных) Проводится игра «Угадай чьи следы»                                                  Ребята как вы думаете куда ведет эта тропинка.( дети попадают на цветочную поляну) Ребята, говорят, что лес это зеленая аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и микстуры?  ( В лесу растут лекарственные растения.)  На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Давайте с вами поиграем. Я буду показывать лечебную травку а вы мне скажите какую болезнь можно ей вылечить.                                                                                        Плохой аппетит – корень одуванчика.                                                            Заболел желудок – тысячелистник.                                                             Простуду – душицей.                                                                        Остановить кровь – подорожником.                                                              Кашель – мать-и-мачеха.                                                                          Ожоги – зверобой.                                                                              Пятна на коже – чистотел.                                                                      Болит горло – ромашка полевая, шалфей.                                                              Лечение ран – календула.

    Давайте вспомним правила сбора лекарственных растений.                        1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.)                                                                                2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.                                                                                        3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?                         4. Сушить растения не на солнце, а в тени.                                        5. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.                                                                                        6. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

    Ну что идем дальше в лес. Но пробираться нам придется через «болото».                   ( дети проходят по «кочкам») Ребята посмотрите там змейка проползла давайте ее прогоним? (отв детей) А там лягушка сидит давайте в нее камень кинем, чтоб она ускакала?(отв детей) (Дети подходят к «дереву» садятся на стульчики) Мы с вами погуляли в лесу, устали, давайте сядем посидим,  костер разожжём.  Но сначала давайте вспомним правило разжигания огня в лесу.                                                                                                      1. Выбрать место подальше от  деревьев.
    2. Расчистить место от сухих листьев, травы и хвои.
    3. Вокруг самого костра выложить своеобразный не большой вал из камней и земли.
    4. Разжечь не большой костер, желательно с помощью хвороста, а не с помощью огнеопасных смесей. 
    5. Перед уходом костер тщательно залить водой и засыпать землей.                         6. Не разжигать огонь в сухую, жаркую погоду.                                   (зажигается фонарик «огонь») Ребята посмотрите на нашем дереве появилось гнездо, давайте в него заглянем и возьмем оттуда птичье яйцо, (отв детей). Почему нельзя брать птичьи яйца? (отв детей) Скажите а для чего нам нужны птицы? (отв детей) Давайте послушаем какие птицы прилетели к нам на полянку.                                                                                          
    Проводится игра «узнай птицу по пению» (и описывают характерные признаки). А каких еще лесных птиц вы знаете? (отв детей) Ну что пора нам возвращается домой. ( дети возвращаются « по тропинке» на свои места и садятся на стулья)  Итак мы с вами побывали в лесу, давайте вспомним правило поведения в лесу.                                                                                                                

    Ребенок. Если в лес пришел гулять,
    Свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и играй,
    Только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь,
    Даже очень громко петь.
    Испугаются зверушки,
    Убегут с лесной опушки.
    Ветки дуба не ломай,
    Никогда не забывай 
    Мусор с травки убирать.
    Зря цветы не надо рвать!
    Из рогатки не стрелять, 
    Ты пришел не убивать!
    Бабочки пускай летают,
    Ну, кому они мешают?
    Здесь не нужно всех ловить,
    Топать, хлопать, палкой бить.
    Ты в лесу – всего лишь гость,
    Здесь хозяин – дуб и лось.
    Их покой побереги,                                                                                                  Ведь они нам не враги!                                                                 

    Просмотр Видео презентации «Правило поведения в лесу»

    ГАПОУ МОК им В. Талалихина с/п №11.

    Конспект НОД по образовательной области «познание» на тему : «Путешествие по экологической тропинке» в старшей группе.

    Составила: воспитатель   I квалификационной категории                           Клепикова О. Н.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Правила поведения в лесу

    Слайд 2

    Не разоряйте птичьи гнёзда Дети запомнить должны И понять: Гнёзда у птичек Нельзя разорять! Если в траве Увидали яйцо Или услышали Крики птенцов, Не приближайтесь, Не лезьте туда И не тревожьте Ни птиц, ни гнезда.

    Слайд 3

    Не разоряйте муравейники Муравьи – лесные санитары; Так прозвали люди их недаром! Чтобы лес красив был и здоров, Без личинок вредных и жуков, Муравьи на страже день и ночь: Гонят разных короедов прочь! Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны Для лесов твоей родной страны!

    Слайд 4

    Не забирай из леса домой животных Для ёжиков и белок Лес – это дом родной. Они живут там смело И летом и зимой: Поэтому не стоит Их в город забирать… Поверь: они в неволе Не будут есть и спать… Находят пропитанье Своих детей растят И уходить из леса Нисколько не хотят…

    Слайд 5

    Не обижай лесных насекомых В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки… Природа мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди ! Без насекомых лес, друг мой И одинокий, и пустой…

    Слайд 6

    Не рвите полевые цветы Цветы украшают луга и леса Но это не только природы краса- В них пчёлы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… Завянут букеты…Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!

    Слайд 7

    Не рвите редкие цветы Есть цветочки редкие, Белые и нежные: Вам кивнут приветливо Ландыши, подснежники… Только рвать не надо их – С ними лес добрей, светлей. Ведь теперь цветов таких Очень мало на земле…

    Слайд 8

    Не ловите бабочек и стрекоз Бабочка цветная Над тобой порхает… Стрекоза резвится, Пляшет, веселится… Лету все так рады! Их ловить не надо… Пусть себе летают, Землю украшают…

    Слайд 9

    Не шумите в лесу У леса музыка своя… Её послушайте друзья! Вот птичьи трели раздались, Вот белка скачет вверх и вниз, А вот кузнечик затрещал, По ветке дятел застучал… Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать!

    Слайд 10

    Не разжигай костёр в лесу без взрослых Без взрослых с огнём развлекаться опасно – Закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой, Костёр обернётся серьёзной бедой! Представьте, что пламя легко разгорится, Начнёт полыхать, разбегаться искриться – Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда!

    Слайд 11

    Не оставляй мусор в лесу Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо: Поиграть и порезвиться, И наесться, и напиться… Но вокруг остались банки, Целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: Мусор тут, в лесу, чужой, Заберём его с собой!

    Слайд 12

    Не бейте стекло в лесу Нельзя стекло в лесу кидать, Нельзя бутылки разбивать; Осколки острые опасны – О них порежешься ужасно! А если вдруг на них свалиться – В больнице можно очутиться! И обитателям лесным Стекляшки тоже не нужны…

    Слайд 13

    Не вырезайте надписи на деревьях Стоят деревья – великаны Их не жалеют хулиганы И режут острыми ножами Слова на дереве – «на память!» Но так жестоко поступать! Нельзя деревья обижать. Пускай они в лесу растут- Добро и красоту несут…

    Слайд 14

    Не вырывайте кустарники с корнем Раз ты собрался по грибы – С собою острый нож бери; Им аккуратно гриб срезай – В земле грибницу оставляй. А если встретил землянику, Куст брусники иль черники – Нежно ягодки сорви, А куст – оставь, побереги.

    Слайд 15

    Не портите несъедобные грибы В лесу грибов различных много… Ты несъедобные не трогай! В корзинку их не собирай, Но и ногами не сбивай… Нужны они лесным зверятам: Лисичкам, ёжикам, зайчатам… Их только люди не едят: В поганках, мухоморах – яд! Но для зверья лесного всё ж Тот гриб полезен и хорош.

    Слайд 16

    Не обижай змей Ты, змею не обижай И, увидев, палку не хватай, Не маши руками, не кричи – Просто отойди и помолчи… Хоть опасны змеи, но нужны: Чистоту беречь они должны; Санитарам леса и воды Ты не делай зла или беды…

    Слайд 17

    конец Презентация подготовлена на основе: Игрового дидактический материал «Береги живое» студия«Весна. Дизайн» г. Киров. 2. Фотоматериалов с интернет – сайтов. 3. Диск «Малыш и природа» с музыкой, аранжированной для детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Экологическая тропа"

    Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать).Воспитывать любовь и бережное отношение к природе....

    ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

    ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

    Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

    Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

    МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

    Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

    Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

    Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

    Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

    Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

    Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

    Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...