Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятие природы
консультация на тему

          Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ицпальное дошкольное образовательное учрежден

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 128 «Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением направленности по познавательно-речевому развитию воспитанников»

Консультация

«Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятие природы»

       

   Все мы, педагоги и родители, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учёбе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности - умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел - присуще только творчески развитому человеку.

          Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что всё созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным для современников и будущих поколений.

         Изобразительное творчество имеет огромное значение для всестороннего развития детей разных возрастов. Оно позволяет детям отразить все, что они видят в окружающем мире, передать свои эмоции, выразить свое внутреннее состояние. Трудно найти ребёнка, который не любил бы рисовать. Ведь это так интересно! Развитие детского творчества непременно должно быть частью воспитательного процесса в детском саду.

                   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

 - пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям жизни;

- сформировать изобразительные навыки и умения;

- развить творческий потенциал.

 В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

               В процессе творчества взрослые могут влиять на три основных этапа. Прежде всего, они могут задавать тему и замысел будущего творения. Конечно, можно предоставить выбор темы ребёнку, но если он постоянно рисует одно и то же, лучше мягко направить его на другую тематику. Также взрослые могут принимать участие в процессе создания, наблюдая за тем, как работает детское воображение, и помогая реализовать замысел. И в конце, взрослые обязательно должны проанализировать результаты, обсудив рисунок с ребёнком, определив, что получилось лучше всего, а что вышло не очень.

Методы и приёмы, которые способны возбудить у детей интерес к изобразительному творчеству.

1. В содержание занятий по изобразительной деятельности целесообразно включить знакомство со  временами года,   спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции, воображение, моторная координация и речь.

2. Когда позволяет погода, можно проводить наблюдения  на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях материалом, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, можно собирать коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), сделать наброски и зарисовки, понаблюдать за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

3. Демонстрация детям слайд - фильмов, состоящих из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Зрительный ряд необходимо стараться подбирать таким образом, чтобы он направлял внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.

4. На занятиях по изобразительной деятельности  надо стараться формировать  в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить» не мешать, не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей любовью».

5. При проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, можно оказать практическую  помощь. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс нужно не назидательно, а говорить: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараться, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

6. Во время практической работы  необходимо сводить  к минимуму  возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества целесообразно одобрять работы, поощрять композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Не следует  просить  детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а необходимо стараться помочь найти в каждой работе что-то значительное. Развивая в детях оценочные суждения, использовать  вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлый рисунок?», «Какой рисунок самый нарядный (красивый, красочный, грустный и т.п.)?», «Как вы думаете, почему мне понравилась эта работа?», «Как бы вы назвали эту картину?» и т.д.

7. Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, он, как режиссёр, поначалу распределяет обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобретают опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появляются  те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

             Методика развития детского изобразительного творчества основывается на поощрении самовыражения. Не стоит заставлять ребёнка рисовать то, что ему не нравится. Вместо этого нужно мотивировать его к саморазвитию. Для этого существуют различные конкурсы детского изобразительного творчества. Чем лучше организован процесс  изобразительного творчества, тем глубже будет результат эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

Образ природы надолго сохраняется в памяти ребенка, а выработанное к нему эмоционально- творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю. С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее образ в поэтическом описании, в репродукциях, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние.

Детей необходимо учить общаться с природой, учить наблюдать и переживать происходящее, обучать способам изображения, знакомить с творчеством художников – пейзажистов, то у дошкольников создается необходимая база для проявления своих эмоций, чувств, переживаний по отношению к природе, а значит, все это развивает эстетическое начало и делает жизнь ребенка интереснее и содержательнее.

Эстетическое восприятие природы, как и чувство красоты, вообще, не является врожденным. Его надо развивать и развивать с раннего детства. Эстетические чувства формируются в деятельности.   Нужно воспитывать в ребенке умение понимать природу такой, какая она есть на самом деле. Для этого нужно уметь наблюдать, анализировать, обобщать: в настоящем видеть прошлое, в единственном зернышке представлять будущее поле прекрасных  цветов. И главное, умом и сердцем понимать закон единства живого и неживого, прошлого и настоящего, будущего, понять, что пренебрежение извечными законами всеобщей связи может привести к гибели жизни на земле.

   В конце  хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!