Роль эстетического восприятия природы для формирования продуктивно-творческой деятельности детей
консультация по теме

Меньшикова Оксана Викторовна

Развитие эстетического восприятия – это специальная задача эстетического и художественного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль эстетического восприятия природы для  формирования продуктивно-творческой деятельности детей.

        

Отражение образа природы в рисунках доступно детям старшего дошкольного возраста. Оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе. Образ природы надолго сохраняется в памяти ребенка, а выработанное к нему эмоционально- творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю. С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее образ в поэтическом описании, в репродукциях, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние. На шестом году жизни рисунки детей на тему природы очень живые, разнообразные и  реальные. Многое переносится в рисунок из личных наблюдений. Обогащается расцветка, усваивается техника рисования. Сюжетные рисунки становятся более самостоятельными и интересными как по содержанию, так и по выразительности образов. Интерес к рисованию возрастает, укрепляется и  обостряется наблюдательность.

Все  представления детей формируются на основе восприятия и обязательно эмоционально эстетически окрашенного. Без направленного руководства взрослого малыш глух к красоте окружающего мира. Эстетическое восприятие развивается в процессе целенаправленных наблюдений и знакомства с произведениями искусства, потому что с помощью искусства можно влиять на формирование личности ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного, доброго, развивать его воображение, фантазию, пробуждать стремление к творчеству.

Детей необходимо учить общаться с природой, учить наблюдать и переживать происходящее, обучать способам изображения, знакомить с творчеством художников – пейзажистов, то у дошкольников создается необходимая база для проявления своих эмоций, чувств, переживаний по отношению к природе, а значит, все это развивает эстетическое начало и делает жизнь ребенка интереснее и содержательнее.

О значении наблюдений в природе писали многие выдающиеся ученые, писатели, художники (К. Тимирязев, М. Пришвин, П. Разимов и др.). Они указывали на огромную значимость навеянных  природой и сохранившихся с детства впечатлений для их  дальнейшей творческой деятельности. Данные психологической науки говорят о том,  что для полноценного восприятия художественного произведения необходим запас наблюдений, опыт активного отношения к окружающему. Профессор К.М. Лепилов, художник и педагог, говорит о том, что глаз, воспитанный на наблюдении многообразных форм природы, на изучении красочных сочетаний в крыльях бабочек, в окраске осенних листьев, несомненно, будет более восприимчив к красоте искусства.

  Профессор Ковалев А.Г. подчеркивает, что процесс понимания художественного образа представляет собой «ни что иное, как процесс «накладывания» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемый объект. Отсюда, чем больше наблюдаемого материала, тем ярче его воображение, тем глубже восприятие произведения».  

Вопрос о развитии эстетического чувства к природе принадлежит к числу наименее разработанных в психологической и педагогической литературе; слабо отражен этот вопрос и в практике эстетического воспитания детей, а между тем он представляет  важный элемент  эстетического воспитания в целом. Эстетическое восприятие природы развивает и обогащает способность к эстетическому переживанию, облагораживает человека, прививает ему любовь ко всему истинно прекрасному, к Родине.

Эстетическое восприятие природы, как и чувство красоты, вообще, не является врожденным. Его надо развивать и развивать с раннего детства. Эстетические чувства формируются в деятельности.   Нужно воспитывать в ребенке умение понимать природу такой, какая она есть на самом деле. Для этого нужно уметь наблюдать, анализировать, обобщать: в настоящем видеть прошлое, в единственном зернышке представлять будущее поле прекрасных  цветов. И главное, умом и сердцем понимать закон единства живого и неживого, прошлого и настоящего, будущего, понять, что пренебрежение извечными законами всеобщей связи может привести к гибели жизни на земле.

Значимость наблюдений за природными явлениями невозможно переоценить. Ничто не дает такой полноты и глубины впечатлений, как синтез, гармония зрительных и слуховых восприятий. Нельзя понять процесс развития изображения в детском рисунке, если не разобраться в той роли, которая принадлежит в нем восприятию.

Отечественные исследователи этого вопроса (Н.Н. Волкова, Е. И.Игнатьев, Б.Т. Сазонтьев, В.Н.Кириенко) убедительно показывают, что изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом в результате специального целенаправленного его восприятия. От характера восприятия зависит и качество тех представлений, которые ложатся в основу рисунка. Они раскрывали  значимость наблюдений за природными явлениями с педагогической и психологической точки зрения. Ничто не дает такой полноты и глубины впечатлений, как синтез, гармония зрительных и слуховых восприятий. Это доказано в книге Волковой «Восприятие предмета и рисунка», в работах Сазонтьева и Киреенко. Исследования показали, что чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче и выразительнее их рисунки.

Все названные авторы убедительно показывают, что изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом в результате специального целенаправленного его восприятия.

В общее понятие восприятия входит художественное восприятие. Художественное восприятие включает в себя желание воссоздать, как бы мысленно нарисовать увиденное.  Помимо  художественного различают и эстетическое восприятие.

Эстетическое восприятие предполагает восприятие произведений искусства. Поэтому оно направлено на творческую деятельность. Эстетическое восприятие – это целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического чувства.

Эстетическое восприятие характеризуется непосредственностью, так как представляет собой процесс актуализации эстетического чувства при контакте человека с  эстетическим объектом, и целостностью.

Выделяют следующие этапы эстетического восприятия художественных произведений:

  • осмысление произведения (автора, фамилии, изображенного предмета, людей)
  • созерцание, захватываются чувственные данные. Это этап вслушивания, всматривания, выделения оттенков звуков, цвета,  линий, форм.
  • сохраняя переживание чувственного своеобразия красоты форм, линий, человек начинает проникать в то, что эти отзвуки, краски передают.

В акт восприятия включается вся человеческая личность с ее идеалами, нравственными чувствами, отношением к жизни. Е.А. Флерина и Н.М. Зубарева в своих работах доказывают, что развитие эстетического восприятия – это специальная задача эстетического и художественного воспитания.

«В дошкольном возрасте должно сформироваться правильное представление об окружающих ребенка предметах, об их цвете, форме… Это имеет непреходящее значение для всестороннего развития индивида», - так отмечал психолог А.В. Запорожец. Иными словами, надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее чувствителен, восприимчив. Формирование адекватного восприятия обеспечивает ребенку ориентировку в окружающем мире.

В жизни человек многократно воспринимает одни и те же, а также аналогичные им предметы, относящиеся к той или иной группе: деревья, дома, животные. В результате образуется не только более полное и ясное представление об этих предметах, но и обобщение отдельных свойств (форма, строение, цвет), которое затем помогает осознать общность предметов по какому-то способу.

У ребенка опыт зрительных ощущений накапливается еще в младенчестве. Постепенно возникает и узнавание предметов, в дальнейшем все более обогащается зрительный опыт ребенка.

Восприятие изменяется в процессе роста и развития. У ребенка в период дошкольного детства изменяется  характер. Происходит это изменение под воздействием воспитания и обучения в различных конкретных видах деятельности. Чтобы рассмотреть предмет полно, ребенок должен «включить» процесс «ощупывания» его глазами. А также понимать, «зачем» надо рассмотреть, «что» надо замечать. Восприятие у ребенка несет познавательную функцию.

 Рисование, как продуктивно-творческая деятельность требует особого, целенаправленного восприятия предмета, выделение и осознание в нем тех же свойств, которые предстоит изобразить. Аналитическое восприятие  необходимо соединять с целостным охватом предмета во всех его пространственных и колористических отношениях.

Ребенок жадно воспринимает окружающее, но внимание его обращено только на те стороны, которые больше всего его интересуют. Ребенок отражает

то, что сложилось в представлении о предмете. По мере вычленения и осознания детьми в рисовании функции изображения возникает необходимость педагогически организовать наблюдение за предметами, явлениями в природе.

Н.П. Сакулина провела специальные исследования, собрала значительный материал для ответа на вопросы: «Как следует организовывать процесс наблюдения явлений и предметов, и какое влияние это оказывает на формирование изображения в рисунке?»

Дети охотно выражали свои впечатления после наблюдений в своих рисунках. Были выявлены возможности детей в отношении длительности и устойчивости наблюдений, определена роль слова воспитателя и детских высказываний в процессе наблюдений.

Таким образом, было установлено, что при определенной педагогической организации у детей среднего и старшего возраста  достаточно быстро развивается интерес к передаче в рисунке впечатлений, получаемых  путем наблюдений в природе.

Наблюдение дает возможность накапливать у детей представления о явлениях природы, сезонных изменениях. Циклы наблюдений – это систематическое накопление дошкольниками чувственных представлений о природе в повседневной жизни.

Основным методическим приемом руководства восприятием детей в наблюдении являются вопросы к предстоящему наблюдению. Правильно подобранные вопросы могут стать той логической лесенкой, по которой следует мысль ребенка при восприятии. Необходимо учитывать требования к постановке вопросов во время наблюдения. Каждый вопрос должен содержать конкретную мысль, доступную и понятную детям, где учтен прежний опыт ребенка. Вопрос побуждает ребенка к активному восприятию, усвоению нового материала и максимально активирует мыслительную деятельность ребенка. В этом процессе большая роль принадлежит прогулкам и наблюдениям. Нужно организовать наблюдения так, чтобы в их  основе лежало обратное восприятие мира, природы, яркая эмоциональность.

Последние исследования С. Николаевой, убеждают в эффективности проведения цикла наблюдений на одну тему. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний «на порции», что обеспечивает постепенное их усвоение. Каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления. Именно многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, позволяет увидеть природные явления в разных проявлениях. Очень важно выбрать объект для наблюдения. Нужно показать объект в тот момент, когда он наиболее красив для восприятия.

Наблюдательность – это  то драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающей среде, понимать разнообразный мир природы, контактировать с людьми. Необходимо воспитывать эмоциональное начало, порождающее  у ребенка удивление, восхищение, радость от пережитого, желание новых встреч. Дети должны рано и надолго окунуться в природу,  впитать в себя  впечатления, пережить те мысли и чувства, которые будоражит она в каждой живой душе. Радость от встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе. Через наблюдения в природе можно видеть интересные события, которыми особенно богаты переломные моменты в смене сезонных явлений природы, устанавливать связи, научить слышать и видеть красоту, окружающую нас.

Продолжая поддерживать в ребенке многогранность познавательных интересов, важно сделать их в определенное время более целенаправленными, углубленными.   И тут неоценимыми помощниками ребят должны стать чудесные книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скребицкого и др., которые учат любить и понимать природу. Можно прочитать известное стихотворение И. Никитина «Утро на берегу озера». А затем спросить детей, как понять «влага брызнула игриво жемчугом вокруг»? Ребенок  6-7 лет не сможет, потому что не видел живой картины при этих словах. Следует разбираться вместе с ним во всем постепенно, да еще использую показ репродукции, и малыш поймет. Потом можно предложить рассказать своими словами, нарисовать картину с этими строками.  Для выражения  чувства и переживаний педагог может предложить нарисовать запомнившееся.

Огромное количество эпитетов, сравнений способствует развитию речи  детей, их воображению. Педагоги должны научить ребенка чувствовать, понимать, ценить прекрасное. Чистые  и светлые впечатления детства остаются на всю жизнь. Именно изобразительная деятельность позволяет отразить свое  отношение к окружающему,  свои впечатления. Чем богаче впечатления детей, тем содержательнее и интереснее их жизнь, тем больше будет развиваться их воображение.

Выходя на экскурсии, целевые прогулки за пределы детского сады, необходимо стараться обращать внимание детей на открывающуюся панораму, нарисовать словесную картину того, что открывается взору. Природа вдохновляет к творчеству, природа гармонична. И в этой гармонии все взаимосвязано. Она учит нас эстетическому восприятию мира, каждый раз неожиданно, но по-новому раскрывая нам прелести жизни. Нужно, чтобы общение с природой не только будило в детях творческие начала, но и воспитывало в них чувство высокой ответственности за родную природу.

Таким образом, организованное  в разных формах и с использованием разных методов восприятие создаст у ребенка прочную базу для формирования образного видения. Показательно, что, расширяя опыт ребенка, мы создадим  основы для его творческой деятельности.   Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал  и усвоил, чем большим количеством умений он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет  деятельность его воображения.

Работу следует вести в двух направлениях:

  1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях, развитие наблюдательности, умение видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета, отдельных деталей и их взаимосвязь и сочетание.
  2. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

В основе всех этих методов – специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Цель и содержание таких наблюдений могут быть ориентированы на общее нравственное, эмоциональное, волевое развитие дошкольников. С этой целью с одного берега Волги дети наблюдают предметы, находящиеся а противоположном берегу. Восприятие детей направляется на единство и цельность картины со всеми входящими в нее пространственными отношениями. Наблюдение сопровождается обсуждением с детьми расположения предметов: какие деревья ближе находятся, какие будут находится на листе выше, меньше, а значит дальше от нас; а какие сгруппированы или находятся рядом.

Во время наблюдения целесообразно провести игры-сравнения «На что это похоже», придумать загадки, были прочитать стихотворения о природе. Дети могут вспомнить уже известные им стихи, песни, потешки, загадки.

Специально проводимые перед занятиями наблюдения   не должны быть однократными, а должны бить приближены к моменту изображения. После наблюдений дети в группе рассматривают предложенные им репродукции с картин, иллюстраций, пейзажные рисунки других детей. При этом внимание детей обращается на глубинное пространство земли, расположение в нем деревьев, построек, особенности сезонного колорита.

В начале занятия проводится беседа, цель которой - формирование замысла. В системе предварительной работы для освоения композиции рисунка может быть проведена сюжетная аппликация на подобную тему, где процесс построения сюжета вызывает меньшие технические трудности: передвигая по листу бумаги фигурки, предметы можно опробовать в разных вариантах композиции, прежде чем окончательно наклеить на изображение. В предварительном опробовании  детьми разных композиций уместно использовать фланелеграф и силуэтные изображения различных предметов. Это помогает в осмыслении композиции будущего рисунка. В процессе исполнительской деятельности необходимо проводить индивидуальную работу с детьми по уточнению замысла, оживлению впечатлений. После реализации замысла и создания образа следует процесс восприятия и анализа детских работ.

Просмотр и анализ детских работ сопровождается беседой. Ее смысл – обратить внимание детей на результат деятельности. Анализировать начинает педагог, давая детям как бы образец художественного восприятия образа. Далее предлагается детям найти рисунки, где выразительно переданы пространство, колорит и т.п.

Таким образом, подготовленное наблюдение, выбор наиболее впечатляющего объекта, хорошо обдуманные вопросы к детям, а также использование лучших поэтических произведений о природе, могут стать отличной подготовкой детей к занятиям по рисованию и для достижения наилучших результатов в детском творчестве, отражающем окружающий мир, природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста

  «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»Фомина В. И., воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение...

Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятие природы

        Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая...

Совершенствование среды развития детей, создание условий для продуктивной творческой музыкальной деятельности в детском саду 74 г. Калининграда

1. Комплексное обеспечение инструментами для создания полноценного музыкального оркестра. К уже имеющимся маракасам и румбам по моей просьбе докуплены треугольники, колокольчики. Музыкальные инструмен...

Консультация для воспитателей на тему: «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»

Сегодня проблема эстетического воспитания стоит как нельзя более остро. Следует обратить внимание на красоту действительности. Насладиться этими мгновениями. Порадоваться ими, разделить свою радость с...

Роль эстетического восприятия природы

Отражение образа природы в рисунках доступно детям дошкольного возраста. Оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для подготовки их...