Конспект итогового тематического мероприятия "Кто в избушке живет"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Автором представлен конспект НОД по приобщению дошкольников к истории своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_v_izbushke.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«КТО В ИЗБУШКЕ ЖИВЕТ»
(конспект НОД в средней группе)
Задачи:
Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой людей; Развивать интерес к старинным русским играм и забавам;
Пополнить и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах, выходящих за пределы привычного окружения; Упражнять в умении драматизировать хорошо знакомые сказки; Воспитывать желание узнать историю своего народа.
Словарь: изба, сени, печь, сундук, самовар, баранки, люлька, прялка, икона, красный угол, коромысло, ковш.
Демонстрационный материал: печка, прялка, самовар, баранки, икона, чугунок, ведра, коромысло, ковш, сундук, русские народные костюмы для детей, шапочки – маски для драматизации сказки "Заюшкина избушка".
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Стук в дверь. В группу входит заяц "Степашка" (ребенок подготовительной к школе группы).
Воспитатель: Степашка пришел! Где же ты так долго пропадал? Мы по тебе очень соскучились!
Степашка: Я уходил строить себе дом.
Воспитатель: Построил? Расскажи нам, какой у тебя дом.
Степашка: Построил я себе маленький уютный домик и пришел позвать вас к себе на чаепитие.
Воспитатель: Спасибо, Степашка за приглашение. Чай пить мы пойдем к тебе попозже, а сейчас мы тебя приглашаем на наше занятие. Хочешь посмотреть, как люди в старину жили?
Степашка: Конечно, хочу!
Воспитатель: Тогда пойдем вместе с нами в музыкальный зал.
Дети вместе с воспитателем и Степашкой проходят в музыкальный зал, оформленный в виде русской народной избы. В зале их встречает воспитатель в русской народной одежде – хозяйка избы.
Хозяйка: Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я сейчас рассказ начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В мою избу заходите, но сначала русский танец спляшите!
Дети исполняют русский танец с платочками.
Хозяйка: Мужики строили дома, которые назывались избами.
Наши дедушки с любовью
Топором тесали бревна,
Гвозди крепко забивали,
Песни громко распевали.
Не изба, а загляденье!
Всем гостям на удивленье!
В ней хозяевам не тесно
И для гостя хватит места.
Самовар пыхтит часами,
Печка пышет пирогами,
Разговор душевный льется,
А изба стоит - смеется.
Ребята, как назывались дома в старинные времена на Руси?
Ответы детей.
Хозяйка: Ребята, а если домик маленький, как его можно назвать?
Ответы детей.
Хозяйка: Правильно, избушка. А шутливо называли "избушка на курьих ножках". Прежде, чем войти в избу, жители избы входили в сени (прихожую). Куда сначала заходили люди, прежде, чем попасть в саму избу?
Ответы детей: В сени.
Хозяйка: Ребята, а кто знает, какой предмет в избе самый главный?
Ответы детей: Печка.
Хозяйка: Правильно. Вот она какая (показывает на свою печь) большая, расписная. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна печь в избе?
Ответы детей: Чтобы на ней готовить.
Хозяйка: правильно, а еще печка обогревала избу, на ней спали. Эта печь называется русской. Такую печь делали только в России. Как же жильцы избы залезали на печь? Как вы думаете?
Ответы детей: Залезали по лесенке.
Хозяйка: Да, залезали на печь по лесенке и с лавки. Ребята посмотрите внимательно на мою избу. Нравится вам здесь? А что вы увидели здесь, кроме печи?
Ответы детей: Лавки.
Хозяйка: Как вы думаете, для чего в избах были лавки?
Ответы детей: На них сидели.
Хозяйка: Правильно, а еще на них спали, ведь тогда не было кроватей и диванов. А это что? (воспитатель показывает детям сундук).
Ответы детей: Сундук.
Хозяйка: Кто знает, для чего он нужен?
Ответы детей: Там лежит одежда.
Хозяйка: Да, ребята, в сундуках хранили одежду. Давайте рассмотрим внимательно одежду, в которой люди ходили в те времена.
Дети вместе с воспитателем рассматривают одежду на мальчике и на девочке, воспитатель обращает их внимание на красивую вышивку.
Хозяйка: Ребята, нравится вам такая одежда?
Ответы детей: Да.
Хозяйка: Очень красивая одежда была у ваших прабабушек и прадедушек. И все это они делали своими руками: вышивали, вязали, пряли нитки, ткали, шили. Вот посмотрите – это прялка (воспитатель обращает внимание детей на прялку), на ней с помощью веретена (показывает веретено) из шерсти пряли нитки, а из ниток вязали и ткали.
Дети подходят ближе и внимательно рассматривают прялку и веретено, пробуют на ней работать, после чего проходят на свои места.
Хозяйка: Ребята, раньше в старину воду надо было носить из колодца. Носили воду в ведрах, а ведра вешали на коромысло, чтобы легче было нести воду. (Воспитатель показывает, как носили ведра на коромысле). Ведра ставили в избе на лавку. А черпали воду из ведер с помощью ковша (показывает ковш). Ребята, а что вы еще видите в моей избе?
Ответы детей: Самовар, баранки.
Хозяйка: Да, ребята, в чистой половине избы стоял стол, а на нем обязательно стоял самовар. А вот здесь, в красном углу, висит икона. Ребята, а когда люди отдыхали в праздники, они любили игры и забавы. А вы хотите поиграть?
Ответы детей: Хотим!
Игра "Игровая", хоровод "Барашеньки".
Хозяйка: Степашка, понравилось тебе в моей избе?
Степашка: Очень понравилось!
Хозяйка: А знаешь, наши ребята знают сказку про ледяную и лубяную избушку.
Степашка: И такие избушки есть?
Хозяйка: В сказках все есть. Хочешь посмотреть эту сказку?
Степашка: Конечно, хочу!
Драматизация сказки "Заюшкина избушка".
Хозяйка: Степашка, понравилась тебе сказка?
Степашка: Да, теперь я точно не пущу лису в свою избушку, пусть сама себе строит лубяной домик, который не растает весной.
Хозяйка: А теперь я приглашаю всех вас в свою светлицу попить чайку из самовара с крендельком и мятным пряничком.
Чаепитие для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового тематического мероприятия с младшими дошкольниками "В гости к Зимушке Зиме"
Автором представлен конспект итогового тематического мероприятия, основными задачами которого являются: систематизирование представления детей о зиме, знакомство детей с зимними видами спорта, развити...
Конспект итогового тематического мероприятия "Малые зимние Олимпийские игры"
Автором представлен конспект мероприятия, направленный на приобретение опыта воспитанников в двигательной активности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координац...
Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками старшей группы "В гости к Зимушке Зиме"
Автором представлен конспект итогового мероприятия для детей старшей группы, направленный на систематизацию представлений детей о зиме; обогащение словарного запаса по теме «Зима»; формирование эстети...
Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками подготовительной группы "Космическое путешествие"
Автором представлен конспект итогового мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей цивилизации, приуроченный ко Дню космонавтики....
Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками подготовительной группы "Здоровье в наших руках"
Автором представлен конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по формированию основ здорового образа жизни....
Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками старшей группы "Животные Африки"
Автором представлен конспект для детей старшей группы по развитию позновательного интереса к животным жарких стран....
Конспект итогового тематического мероприятия "Домашние животные"
Автором представлен конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников по лексической теме "Домашние животные"....