Конспект итогового тематического мероприятия "Кто в избушке живет"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Тригубова Вера Николаевна

Автором представлен конспект НОД по приобщению дошкольников к истории своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_v_izbushke.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«КТО В ИЗБУШКЕ ЖИВЕТ»

 (конспект НОД в средней группе)

Задачи: 

Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой людей; Развивать интерес к старинным русским играм и забавам;

Пополнить и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах, выходящих за пределы привычного окружения; Упражнять в умении драматизировать хорошо знакомые сказки; Воспитывать желание узнать историю своего народа.

Словарь: изба, сени, печь, сундук, самовар, баранки, люлька, прялка, икона, красный угол, коромысло, ковш.

Демонстрационный материал: печка, прялка, самовар, баранки, икона, чугунок, ведра, коромысло, ковш, сундук, русские народные костюмы для детей, шапочки – маски для драматизации сказки "Заюшкина избушка".

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Стук в дверь.  В группу входит заяц "Степашка" (ребенок подготовительной к школе группы).

Воспитатель: Степашка пришел! Где же ты так долго пропадал? Мы по тебе очень соскучились!

Степашка: Я уходил строить себе дом.

Воспитатель: Построил? Расскажи нам, какой у тебя дом.

Степашка: Построил я себе маленький уютный домик и пришел позвать вас к себе на чаепитие.

Воспитатель: Спасибо, Степашка за приглашение.  Чай пить мы пойдем к тебе  попозже, а сейчас   мы тебя приглашаем на наше занятие. Хочешь посмотреть, как люди в старину жили?

Степашка: Конечно, хочу!

Воспитатель: Тогда пойдем вместе с нами в музыкальный зал.

Дети вместе с воспитателем и Степашкой проходят в музыкальный зал, оформленный в виде русской народной избы. В зале их встречает воспитатель в русской народной одежде – хозяйка избы.

Хозяйка:                                      Слава нашей стороне,

                                                     Слава русской старине!

                                                     И про эту старину

                                                     Я сейчас рассказ начну,

                                                     Чтобы дети знать могли

                                                     О делах родной земли!

Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В мою избу заходите, но сначала русский танец спляшите!

Дети исполняют русский танец с платочками.

Хозяйка: Мужики строили дома, которые назывались избами.

                 Наши дедушки с любовью

                 Топором тесали бревна,

                  Гвозди крепко забивали,

                  Песни громко распевали.

                  Не изба, а загляденье!

                  Всем гостям на удивленье!

                  В ней хозяевам не тесно

                  И для гостя хватит места.

                  Самовар пыхтит часами,

                  Печка пышет пирогами,

                   Разговор душевный льется,

                   А изба стоит - смеется.

Ребята, как назывались дома в старинные времена на Руси?

Ответы детей.

Хозяйка: Ребята, а если домик маленький, как его можно назвать?

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, избушка. А шутливо называли "избушка на курьих ножках". Прежде, чем войти в избу, жители  избы входили в сени (прихожую). Куда сначала заходили люди, прежде, чем попасть в саму избу?

Ответы детей: В сени.

 Хозяйка: Ребята, а кто знает, какой предмет в избе самый главный?

Ответы детей: Печка.

Хозяйка: Правильно. Вот она какая (показывает на свою печь) большая, расписная. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна печь в избе?

Ответы детей: Чтобы на ней готовить.

Хозяйка: правильно, а еще печка обогревала избу, на ней спали. Эта печь называется русской. Такую печь делали только в России. Как же жильцы избы залезали на печь? Как вы думаете?

Ответы детей: Залезали по лесенке.

Хозяйка: Да, залезали на печь по лесенке и с лавки. Ребята посмотрите внимательно на мою избу. Нравится вам здесь? А что вы увидели здесь, кроме печи?

Ответы детей: Лавки.

Хозяйка: Как вы думаете, для чего в избах были лавки?

Ответы детей: На них сидели.

Хозяйка: Правильно, а еще на них спали, ведь тогда не было кроватей и диванов. А это что? (воспитатель показывает детям сундук).

Ответы детей: Сундук.

Хозяйка: Кто знает, для чего он нужен?

Ответы детей: Там лежит одежда.

Хозяйка: Да, ребята, в сундуках хранили одежду. Давайте рассмотрим внимательно одежду, в которой люди ходили в те времена.

Дети вместе с воспитателем рассматривают одежду на мальчике и на девочке, воспитатель обращает их внимание на красивую вышивку.

Хозяйка: Ребята, нравится вам такая одежда?

Ответы детей: Да.

Хозяйка: Очень красивая одежда была у ваших прабабушек и прадедушек. И все это они делали своими руками: вышивали, вязали, пряли нитки, ткали, шили. Вот посмотрите – это прялка (воспитатель обращает внимание детей на прялку), на ней с помощью веретена (показывает веретено) из шерсти пряли нитки, а из ниток вязали и ткали.

Дети подходят ближе и внимательно рассматривают прялку и веретено, пробуют на ней работать, после чего проходят на свои места.

Хозяйка: Ребята, раньше в старину воду надо было носить из колодца. Носили воду в ведрах, а ведра вешали на коромысло, чтобы легче было нести  воду. (Воспитатель показывает, как носили ведра на коромысле). Ведра ставили в избе на лавку. А черпали воду из ведер с помощью ковша (показывает ковш). Ребята, а что вы еще видите в моей избе?

Ответы детей:  Самовар, баранки.

Хозяйка: Да, ребята, в чистой половине избы стоял стол, а на нем обязательно стоял самовар. А вот здесь, в красном углу, висит икона. Ребята, а когда  люди отдыхали в праздники, они любили игры и забавы. А вы хотите поиграть?

Ответы детей: Хотим!

Игра "Игровая", хоровод "Барашеньки".

Хозяйка: Степашка, понравилось тебе в моей избе?

Степашка: Очень понравилось!

Хозяйка: А знаешь, наши ребята знают сказку про ледяную и лубяную  избушку.

Степашка: И такие избушки есть?

Хозяйка: В сказках все есть. Хочешь посмотреть эту сказку?

Степашка: Конечно, хочу!

Драматизация сказки "Заюшкина избушка".

Хозяйка: Степашка, понравилась тебе сказка?

Степашка: Да, теперь я точно не пущу лису в свою избушку, пусть сама себе строит лубяной домик, который не растает весной.

Хозяйка: А теперь я приглашаю всех вас в свою светлицу попить чайку из самовара с крендельком и мятным пряничком.

Чаепитие для детей.

                                                   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового тематического мероприятия с младшими дошкольниками "В гости к Зимушке Зиме"

Автором представлен конспект итогового тематического мероприятия, основными задачами которого являются: систематизирование представления детей о зиме, знакомство детей с зимними видами спорта, развити...

Конспект итогового тематического мероприятия "Малые зимние Олимпийские игры"

Автором представлен конспект мероприятия, направленный на приобретение опыта воспитанников в двигательной активности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координац...

Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками старшей группы "В гости к Зимушке Зиме"

Автором представлен конспект итогового мероприятия для детей старшей группы, направленный на систематизацию представлений детей о зиме; обогащение словарного запаса по теме «Зима»; формирование эстети...

Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками подготовительной группы "Космическое путешествие"

Автором представлен конспект итогового мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей цивилизации, приуроченный ко Дню космонавтики....

Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками подготовительной группы "Здоровье в наших руках"

Автором представлен конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по формированию основ здорового образа жизни....

Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками старшей группы "Животные Африки"

Автором представлен конспект для детей старшей группы по развитию позновательного интереса к животным жарких стран....

Конспект итогового тематического мероприятия "Домашние животные"

Автором представлен конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников по лексической теме "Домашние животные"....