Музыкатерапия в работе с детьми
статья на тему

Комарова Ирина Ивановна

Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komarova_irina_ivanovna.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми

   Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

    Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо.

    К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

    Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

      Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. В большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация педагога-психолога.

    Мы стремимся в первую очередь установить тесный эмоциональный контакт с каждым ребенком. Знаем, что при недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Поэтому мы используем в своей работе с детьми сказкотерапию. Все произведения подобраны по возрасту детей. Свои эмоции и чувства дети легко выражают в своих рисунках. Часто в индивидуальной работе с детьми используем арттерапию. Но большее предпочтение отдаем музыкотерапии.

       Музыкотерапия - это метод, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Корни музыкотерапии уходят в глубокую древность. Каждое племя отличалось выбором инструментов, вокального и двигательного компонентов. Высокое значение музыкотерапии придавалось в древнем Египте, Греции, Риме.

Почему мы применяем  для развития эмоций у детей музыкотерапию?

У данного метода множество достоинств:

  • Абсолютная безвредность.
  • Легкость и простота применения.
  • Возможность контроля.
  • С помощью звукосочетаний музыка может успешно отражать и передавать самые различные настроения: радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу.

     Великий психолог В.М.Бехтерев еще в начале XX века отметил, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

     Сегодня мы используем этот метод не только с детьми дошкольного возраста, но и с самыми маленькими воспитанниками, имеющими эмоциональные отклонения. Прежде всего, это касается их страхов и отклонений в поведении. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании - художественное наслаждение. Здесь очень важен подбор музыкальных произведений. Для того, чтобы музыка оказывала благотворное влияние на малыша, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.

      Почему мы применяем этот метод уже с детьми 1,6 лет?

«Важно не запустить детей снизу», - пишет профессор Н. М. Щелованов. Музыка - источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной  музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

      Наши воспитанники 1,6-3 лет из групп №3,2 не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем воспитатели. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционального состояния ребенка. Наши наблюдения за детьми показали, что им не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно сыграть грустную

мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Занимаясь с детьми музыкотерапией, мы ставим цели:

  • стимулировать общение детей, эмоциональное состояние;
  • через музыкальные игры и упражнения развивать социальные навыки для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.

          Все занятия с детьми мы проводим в игровой форме. Продолжительность занятий зависит от возраста детей, от 8 до 30 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности.

         Самое главное условие эффективности таких занятий - добровольное участие в них детей. Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их, мы сами настраиваемся только на положительные эмоции, сами увлекаемся. Если мы  с удовольствием проводим занятие, дети это обязательно замечают. Если мы замечаем, что дети утомляются, то сразу заканчиваем занятие. Каждое занятие завершаем чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или слезах).

    В занятия мы включаем слушание музыки, пальчиковые и жестовые игры, игровой массаж, музицирование на музыкальных инструментах.

   Очень высок интерес детей к музыкальным инструментам. Этим мы часто пользуемся. Звуки металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние.

     Самым маленьким нравится звук металлофона. Его чарующие звуки всегда могут остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому.

    Наряду с традиционными видами занятий, мы используем и занятия особого вида - сюжетно-игровые. Используем игровые сюжеты, где мы в разных ролях: бабушка, курица-наседка, петрушка и другие. При прослушивании музыки мы отмечаем у детей динамику в их эмоциональном состоянии. Они по-разному реагируют на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный, веселый характер плясовой музыки вызывает незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных детей и интерес со стороны малообщительных детей. Положительные эмоции переполняют детей, они улыбаются, смеются, радуются. Колыбельные песни успокаивают, настраивают на отдых: ласковые, нежные, негромкие по звучанию - они оказывают благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным, и с неконтактным.

      После занятия с использованием музыкотерапии, связанной с выполнением различных творческих заданий, упражнений обязательно проводим беседу с детьми или индивидуально с ребенком. Спрашиваем, о его переживаниях, фантазиях, ассоциациях, мыслях, возникших в ходе прослушивания.

     Для выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу, красоту, исполняю песенки-зовы, что всегда нравится детям. При исполнении таких песенок находим эмоциональный отклик со стороны ребенка. Такие песенки-зовы, как « Ванечка хороший...», « Даша - радость наша...», «Маша черноброва...» производят наибольший эффект у детей от 1,6 до 7 лет.

     Стремясь установить с ребенком более тесный контакт и помочь ему изменить свое состояние, мы не требуем, чтобы ребенок все делал по правилам, не ограничиваем активности ребенка. Мы отводим себе роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком, помогая ему музыкальными средствами, такими, например, как сопровождение действий ребенка музыкой, исполняемой на инструменте. Музыка при этом подобрана под настроение и характер действий ребенка. Подключаем ребенка к игре на музыкальном инструменте. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить более тесные эмоциональные отношения.

       В работе с детьми по развитию эмоций мы используем различный музыкальный материал - это произведения Е.Тиличеевой, М.Красева, Т. Попатенко, Е. Макшанцевой, Т. Бабаджанян, М. Раухвергера, Е. Железновой.

      А также инструментальные и вокальные произведения композиторов - классиков: Л.Бетховена, П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Н.А.Римского-Корсакого. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

        Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе. Это может быть, к примеру «Маленькая ночная соната» Моцарта, колыбельные песни. Причем, как показала практика, мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. Детям замкнутым, с синдромом угнетения включаю быстрые маршевые мелодии, например из «Времен года» П.И.Чайковского. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто использую дополнительные приемы: дыхательные упражнения, рисование эмоций, танец, отдых под музыку, игры с песком, проигрывание этюдов.

   В жизни каждого ребенка особую роль занимает воспитатель. Ему ребенок доверяет больше, так как видит ежедневно, ежеминутно. Это человек, который подчас заменяет ему родителей. Воспитатели - наши помощники. Мы  воспитателям рекомендуем к детям, которым нужна помощь эмоционального характера, относиться по-особому. Чаще давать им роли в инсценировках, в индивидуальных танцах, песнях. Пусть у них не получается, но данный прием очень важен. Музыка звучит в их жизни постоянно, вызывая только положительные эмоции.

    Вся работа по развитию у детей эмоций посредством музыки проходит в тесном контакте с родителями моих воспитанников. Нам  хочется доказать им, что значительную роль в развитии и воспитании у ребенка эмоций сопереживания и сочувствия, эмоциональной отзывчивости, принадлежит семье. К сожалению, встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время - время научных достижений и прогресса - многие нравственные нормы отношений исчерпали себя и не являются для детей необходимыми. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительного отношения к другим людям. В беседах обращаем внимание родителей на то, что уже в детском возрасте нужно учить детей оценивать свои поступки, а родителям принимать в этом участие. Пожурить? Да. Но не сравнивать с другим «положительным» ребенком. Поощрять даже за незначительный положительный поступок, тем самым вызвать положительные эмоции у ребенка, пробуждать социально необходимые качества личности.

      Рассказываем родителям о музыкотерапии. Это совместные танцы, игры, игры-импровизации, пение, слушание музыки. Тесное музыкальное сотворчество родителей и детей - успех эмоционального благополучия ребенка. Здесь не нужно ничему учить ребенка, пусть он будет раскрепощенным, естественным. Пусть ребенок получает удовольствие. Вспомните летнее кафе с «живой музыкой», куда молодые родители часто приходят по вечерам вместе с детьми. На этих почти семейных дискотеках танцуют все вместе - и взрослые и дети. Взрослых умиляет, как ребятишки копируют их движения, подпевая вокалисту. А дети счастливы, отплясывая вместе с мамами и папами в общем кругу. Это замечательная традиция музыкального общения детей и взрослых, которая рождается на наших глазах. Стоит ее всячески поддерживать. Для родителей, организующих пение, танцы и игры с детьми, выразительные, эмоционально окрашенные интонации их голосов будут показателем комфортности эмоционального состояния, отсутствия внутреннего конфликта и агрессивности по   отношению к другим.

    Результатом нашей работы по развитию эмоций у детей посредством музыкотерапии стало:

  • с помощью музыки был преодолен эмоциональный дискомфорт, дети стали более контактными, дружелюбными, доброжелательными;
  • слуховое внимание и память стали более устойчивые;
  • дети ясельных групп безболезненно прошли адаптационный период.

      Своим коллегам – педагогам, хотим порекомендовать: постарайтесь не упустить благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Будьте внимательны к детям. Не отмахивайтесь от их «больших» проблем. Будьте всегда рядом, радуйтесь, когда малыш осваивает что- то новое: первые успехи окрыляют его и вас. Пусть его душа наполнится музыкой, музыкой улыбок и счастья.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...