ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
статья на тему

Филиппова Любовь Александровна

Статья рассказывает о том, как с помощью игр прививать детям экологическую культуру общения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_metod_ekologicheskogo_vospitaniya_detey.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птенцы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к художественно-речевой деятельности и игре.

Дети не могут жить без игры, которая является важным фактором формирования маленького человека. Жизнь ребенка необходимо наполнить играми.

У детей игры, в том числе и экологические, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.

В дошкольной педагогике игра всегда имела большое значение при ознакомлении с природой.

Используя экологические игры, мы можем достичь нескольких целей:

1) закрепить те знания, которые дети получили на занятиях по ознакомлению с миром природы;

2) помочь детям правильно выстроить свои отношения  с природой;

3) по-новому взглянуть на знакомые явления;

4) добиться больших успехов в освоении знаний о природе;

5) вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

6) помочь детям почувствовать красоту родной природы, пробудить интерес к ней, воспитывать внимательное и бережное отношении ко всему живому;

7) обогащать словарный запас;

8) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Можно выделить три основных подхода к игровым методам:

1. Создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием.

2. Экологизация традиционных игр

Например, «Пчелки и ласточки»:

Играющие - «пчелы» - летают на поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает!». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит «пчел». Пойманный играющий становится «ласточкой», игра повторяется.

3. Адаптация народных игр.

«Лётал-лётал воробей» (русская народная игра).

Играющие с помощью считалки выбирают ведущего – «воробья». Затем все встают в круг, а «воробей» - в середину круга. Дети идут по кругу со словами:

Лётал-лётал воробей

Лётал-лётал молодой

По-за синю морю

Видел-видел воробей,

Видел-видел воробей,

Как… .

«Воробей продолжает: «Зайцы прыгают, вороны летают и т.д.»

Дети должны изобразить то, что «видел воробей» - попрыгать, как зайцы, полетать как вороны и т.д. «Воробей» выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех, и приглашает его на место ведущего, а сам встает на его место. Игра продолжается с новым ведущим.

По содержанию и правилам экологические игры можно отнести к нескольким группам:

1) Сюжетно-ролевые игры. Предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Способствуют обучению дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.

Например, «Путешествие капельки».

Цель: закрепить представления о круговороте воды в природе.

Материал и оборудование: бумажные короны для детей с рисунками капелек, одна корона с изображением Солнца, костюм или элемент костюма мамы  Тучи (например, шляпа), музыкальное сопровождение на аудиокассете.

Ход игры: Дети получают бумажные короны с нарисованными на них капельками. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с изображением тучи или специальную шляпу. Она – тучка-мама, а ребята – её детки – капельки. Дети окружают маму Тучу, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, просит вести себя хорошо, не баловаться, полить растения, умыть землю, и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг с другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Мама Туча напоминает им, что они  - капельки, зовет их домой. Появляется «Солнышко», дети кружатся по одному и возвращаются к туче. Она просит их рассказать о том, что каждый из них сделал на земле.

2) Настольные дидактические игры. Среди них можно выделить предметные игры, которые предполагают использование для игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).

Например, игры «Как вести себя в природе?», «Чьи семена?».

3) Интеллектуальные игры.

а) Загадки. В младшей группе загадки можно иллюстрировать картинками.

б) Картинки-загадки. «Что не бывает зимой?», «Что не бывает летом?», «Кто здесь лишний?», «Ух как закрутило!», «Полосатый парад», «Поменяй местами».

в) Загадки в картинках – ребусы.

г) Игры в слова. «Хлопни, когда подходит», «Четвертый лишний».

д) Кроссворды.

  • «Морские жители» (малое количество заданий + иллюстрации);
  • «Взмах крыльями», «Антошка на одной ножке» (большое количество заданий + иллюстрации);
  • «Флора и фауна» (вопросы заданы текстом);
  • «Фруктовый сад» (чтобы получилось ключевое слово, важно правильно вписать слова по вертикали).

е) Викторины.

«Что за животное?», «Насекомое».

ж) «Что? Где? Когда?», «Времена года».

Интеллектуальные игры более успешно используются в целях экологического образования старших дошкольников, но при условии адаптации к дошкольному уровню, т.е. должны носить характер творческого соревнования детей.

        4) Самостоятельные игры. В настоящее время отмечается, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров, дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Даже в случае вовлечения в такую игры дети редко включают в неё экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т.п.) содержание. Поэтому самостоятельная игра в детских садах требует особого внимания и создания необходимых условий.

Литература:

  1. Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду. «Карапуз», М., 2001год.
  2. Дошкольники на прогулке. Педагогическое общество России, М., 2005г
  3. Т.А. Шорыгина. Насекомые. Какие они? «Издательство Гном и Д», М., 2001год.
  4. О.В. Мариничева, Н.В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Академия развития: Академия , Ко: Академия Холдинг, 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Игра как метод экологического воспитания

Данный материал рассматривает словесные игры и упражнения как одно из средств экологического воспитания дошкольников....

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подр...

Опыт работы: Игра как метод экологического воспитания детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.Нарастающие экологические проблемы побуж...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры с правилами

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей....

«Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры-путешествия».

        1 Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. «Игры-путешествия»           1.1Теоре...