Образовательная ситуация «Свойства бумаги»
методическая разработка (средняя группа)

Левина Анастасия Владимировна

Ключевые слова: экспериментирование, свойства бумаги, средний дошкольник

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_bumagi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация «Свойства бумаги»

Цель: формируем представления о бумаге и  её свойствах у детей среднего дошкольного возраста

Задачи:

  • Развиваем познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • Обобщаем знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
  • Учим определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон) .
  • Поддерживаем интерес детей к экспериментированию.
  • Поощряем самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

Материалы и оборудование:

• Листы бумаги и картона, салфетки по 4 на каждого ребёнка и по 5 воспитателю;

• «цветочки» из бумаги, в середине божьи коровки;

• ёмкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности;

• таблицы для фиксации результатов опытов.

Примерный ход образовательной ситуации:

Почемучка. Здравствуйте, ребята! А вот и я! Помните меня?

Воспитатель. Здравствуй, Почемучка!

Почемучка. А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

Воспитатель. Стой-стой-стой! Опять ты заладил свои «Почему? » да «Почему? »! Лучше скажи: что тебя к нам привело?

Почемучка. Мне опять дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем Почемучке?

Дети. Да!

Воспитатель. Что у тебя на этот раз?

Почемучка. Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала новые загадки! Сложные – пресложные! И тогда узнаете, что я принёс с собой!

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной. (картон)

Знают взрослые и детки:

Вытираем рот … (салфеткой)

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой. (бумаги)

Воспитатель. Ну что ж, Почемучка, мы отгадали твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

Почемучка. Ну вот! И вы тоже так говорите!

Воспитатель. Как?

Почемучка. Ну, что всё это – бумага. Но ведь это неправильно!

Воспитатель. Почему?

Почемучка. Потому что бумага – это бумага, на ней пишут! А салфеткой вытирают рот, значит она – не бумага, вот! А из картона вообще коробки делают, значит и он – не бумага!

Воспитатель. Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это тоже бумага или нет?

Дети высказывают свою точку зрения.

Воспитатель. Ну что ж, Почемучка, придётся нам проверить, кто прав, а кто – ошибается.

Почемучка. Ну и как вы это узнаете?

Воспитатель. Очень просто. Мы посмотрим, одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принёс!

Почемучка. А как вы узнаете, какие у них свойства?

Дети высказывают свою точку зрения.

Почемучка. А где их проводят?

Дети. В лаборатории.

Воспитатель. Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

Почемучка. Конечно! Пойдёмте быстрее!

Воспитатель. Подожди. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно…

Дети. Надеть халаты!

Почемучка. А за чем?

Дети. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов.

Воспитатель. Настоящие ученые знают, что в лаборатории можно и нужно ….

Дети высказывают свою точку зрения. Воспитатель корректирует ответы детей, уточняя и дополняя высказывания ребят.

Воспитатель. Молодцы!

Физминутка. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке.

                  И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке.

                  До доски мы добежим. Стоп. Немножко отдохнем. Дальше мы пешком пойдем.

Дети надевают халаты и подходят к столикам.

Воспитатель. Итак, ребята, вы садитесь за столы, а ты, Почемучка, устраивайся повыше, чтобы тебе всё было видно. Итак, ребята, какие свойства могут быть у материалов?

Дети называют свойства, объясняют, как их проверить, проводят опыты, результаты фиксируют в таблице совместно с Почемучкой. На столе – листы картона, бумаги, салфетки , ёмкости с водой.

Свойства:

Мягкость: Дети предлагают смять листы. Вывод: они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше.

Прочность: Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон. Вывод: их можно разорвать, значит, они непрочные. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее.

Вес: Дети подбрасывают листы в воздух и наблюдают, как они падают. Вывод: листы летают, значит, они лёгкие. Но картон падает быстрее, а салфетка дольше планирует.

Водопроницаемость: Листы опускают в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут. Вывод: листы впитывают воду. Салфетка быстро, картон медленно.

Таблица для фиксирования результатов опытов (Приложение 1)

Воспитатель. Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что давай те вернёмся в группу. Снимайте свои халаты, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков и проходите на свои места.

Физминутка. По тропинке побежим,  До лужайки добежим.

                 На лужайке, на лужайке Мы попрыгали как зайки.

                 Стоп. Немножко отдохнем. И опять пешком пойдем.

Дети проходят на ковёр. Воспитатель следом вносит Почемучку.

Воспитатель. А теперь, ребята, посмотрим на таблицу. Скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон?

Дети. Одинаковые!

Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?

Дети. Что всё это – бумага.

Почемучка. Ой, ребята, как же это, всё-таки здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если всё это – бумага, то почему они по-разному называются?

Дети высказывают свою точку зрения. Воспитатель помогает сформулировать вывод.

Почемучка. А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети высказывают свою точку зрения. Воспитатель помогает сформулировать вывод.

Почемучка. Ура! Теперь я всё понял! Спасибо вам за помощь! А теперь мне пора. До свидания!

Воспитатель. До свидания, Почемучка, приходи к нам ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования на тему "Свойства бумаги и ткани"

Программное содержание: вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомитьдетей со свойствами бумаги и ткани, показать способ рисования с помощью мтой бумаги, воспитывать умение действовать...

Конспект открытого мероприятия в форме совместной организованной образовательной деятельности "Знакомимся со свойствами бумаги"

Это  комплексное  занятие  по  конструированию  из  бумаги  для  детей  старшей  и  подгоовительной  группы. Дети  не  только ...

Технологическая карта образовательной ситуации "Свойства дерева"

Вид деятельности познавательно-исследовательская        группа ____вторая младшая______________________Тема: «Свойства дерева»Цель: Создать условия для з...

Конспект организованной образовательной деятельности "Свойства бумаги"

Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.Задачи:Образовательные: - уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни ...

Методическая разработка "Образовательная ситуация «Свойства бумаги»

Разработка занятия в средней группе, где дети знакомятся со свойствами бумаги.Путём проведения опытов дошкольники определяют свойства бумаги: мягкость/твердость, прочность, в...