Статья для воспитателя.Тема: «Познаю мир через дидактические игры»
статья на тему

Рулева Елена Юрьевна

статья из опыта работы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznayu_mir_cherez_did_igry.docx123.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья для воспитателя.

Тема: «Познаю мир через дидактические игры»

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть

представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. "

(А. Макаренко)

Дидактические игры - это обучающие игры. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Дидактические игры активно воспитывают такие качества личности ребенка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им свое поведение, умение преодолевать горечь в связи с проигрышем, настойчивость в достижении победы и т. д.

Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью. Правила для таких игр придумываются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а дети должны строго выполнять эти правила.

В качестве метода обучения  дидактическую игру  используют на всех видах занятий с целью обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. В дидактических  играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность , так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. Во время проведения  игры  видно, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.

Трудно выявить индивидуальные особенности у замкнутых, малоактивных детей. Они чаще остаются в роли наблюдающих за игрой, болельщиков, так как боятся, что не справятся с игровой задачей. Чтобы помочь преодолеть нерешительность, неуверенность в себе таким детям необходимо незаметно задавать более легкие вопросы и задания. И если удача следует одна за другой в разных играх, дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно  преодолевают стеснительность и неуверенность в себе.

С помощью дидактических игр можно  устранять нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Здесь большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения:

- Договариваясь играть будь добрым, вежливым и справедливым;

- Не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими ;

- Не мешай товарищам, если они заняты игрой;

- Если хочешь вместе играть, попроси разрешения ;

- Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь;

- Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре - Если начал игру с товарищами не бросай ее без согласия;

- Помни, что к материалам для игр надо относиться бережно, так как потеря фишек, карточек приводит к тому, что потом нельзя будет играть. Поэтому закончив игру, сложи все в коробку, проверь, не забыл ли что-нибудь положить, убери коробку на место.

Все эти правила не заучиваются с детьми специально, но проговариваются.

Любая дидактическая игра будет эффективным методом воспитания и обучения только тогда, когда проводится регулярно , с постепенным усложнением содержания, игровых правил и действий и с учетом возрастных особенностей.

   С детьми средней группы( 4-5 лет) учитывается характерное устойчивое внимание, интенсивное развитие процессов запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать  сложные формы предметов звукосочетания. Увеличивается запас слов, развивается мышление, устанавливают простейшие причины связи в знакомых явлениях.

У детей высока двигательная активность и поэтому можно решать умственные задачи в сочетании с движениями  например: «Собери урожай ««Найди пару».

В средней группе необходимо  принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры и  выполнением правил. Иногда роль ведущего можно поручить детям, но организовать игру без взрослого дети не могут и игра быстро распадается. При необходимости задаются уточняющие вопросы, чтобы все дети поняли, что и как надо делать. В процессе игры  следите за поведением детей, выявляя индивидуальные особенности , уточняя знания каждого из играющих, что позволит  планировать индивидуальную работу не только в игре но и в других видах деятельности.

При подведении итогов игры необходимы только положительные оценки, если даже успехи были не значительными. Хвалила можно: за быстроту решения задания,  за настойчивость,  за желание играть вместе с друзьями, за умение договариваться.

В средней группе дети с удовольствием играют в словесные игры, которые не только развивают речь, но и учат решать логические  задачи: «Бывает – не бывает», «Кто в домике живет? » «Какое время года? » и т. д.

У детей в постепенно накапливается опыт логического мышления, а так же развивается память, речь.И этому во многом помогают используемые в течении года дидактические игры.

Возможности детей старшей группы (5-6 лет) возрастают. Эти дети любознательны, наблюдательны, живо интересуются всем новым, необычным, любят отгадывать загадки, высказывать суждения, решать задачи. Главное в умственной деятельности становится стремление узнать новое, приобрести новые значения, новые способы умственных действий.

В старшей группе  игры с более трудными правилами и действиями.   В играх детей большое место занимают мотивы соревнований, им представляется  самостоятельность,  как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.

Например в игре  «Сосчитай-ка» которая решает математические задачи, порядковый счет , пересчет предметов, знание цифр  ; игра развивала настойчивость целеустремленность, умение преодолевать горечь в связи с проигрышем. Победитель в игре не тот, кто первый пришел к финишу, а тот, кто больше набрал очков.

При проведении игр с детьми этого возраста воспитатель, как  и раньше, знакомит детей с правилами и действиями, уточняет  понимание играющими, играет  вместе с детьми для закрепления правил. Затем дети играют сами, а  на первых порах следит за ходом игры, выступает  в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. А в некоторых настольно-печатных играх  объясняет  правила, а дети играют  самостоятельно: «Ассоциация «, «Обобщение», «Найди пару» и т. д.

Подводя итоги,  обязательно оцениваются:  правильное решение детьми игровых задач, а так же и их нравственные поступки, поведение; обязательно поддержать тех, у кого еще что то не получилось. Чтобы дети вновь захотели играть в эту игру предложить новый вариант или розыгрыш фантов.

Дети шестого года жизни уже готовятся к школьному обучению. Поэтому при проведении дидактических игр  особое внимание обращается на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и их поведения в процессе игровой деятельности ; организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.

Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни является их возросшее способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения.

Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.

Но и у шестилетних детей игровой метод единственный имеющий  большое значение.

Для детей этого возраста подбираются  игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.

Роль ведущего поручается кому-либо из участвующих, дети самостоятельны в выборе игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель наблюдает за игроками,  в случае необходимости выступает в качестве советчика, справедливого судьи, может принять участие  в качестве равноправного партнера.

Детям  нравится играть в дидактическую игру «Найди ошибку», где воспитатель  что либо делает или произносит неправильно, а дети доказывают почему он не прав. В споре  ребенок переживает чувство радости от своей интеллектуальной победы, при этом развивается ценное качество ученика, личности: умение доказывать правильность своего решения, суждения.

Через усвоение  правил в  дидактических играх, у детей  формируются серьезные  отношения к правилам и в других видах деятельности: в творческой игре, в труде, на занятиях

Таким образом, в подготовительной группе дидактическая игра используется, как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.

Опыт работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

Отчёт по самообразованию воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Отчёт по самообразованию воспитателя  средней разновозрастной группы Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»...

Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития у детей: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Задачей родителей и воспитателей детских садов ...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру"

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактическую игру...

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста через дидактические игры" Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. К о...

статья на тему: «Развитие памяти дошкольников через дидактическую игру»

развитие памяти дошкольников через дидактическую игру...

Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"

Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"...