Примерная программа "Устное народное творчество" для кружковой работы
рабочая программа (младшая группа) на тему

трибухова наталья сергеевна

Устное народное творчество является одними из распространённых жанров в развитии речи у младших дошкольников!!! Данная программа позволит педагогам составить план работы с детьми во время кружковой или индивидуальной работы!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

            ПРОГРАММА

кружковой деятельности на тему: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» для второй младшей группы №4 МАДОУ Д/С №1 «Сказка»

Подготовила  воспитатель первой категории :

Трибухова Наталья Сергеевна

Программа «Устное народное творчество»

Актуальность:

Устное народное творчество — это произведения всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания. И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и воспитательном. В связи с этим, в детском саду введена кружковая работа по устному народному творчеству. Настоящая программа описывает курс подготовки по устному народному творчеству детей младшего возраста 3-4 лет. Она разработана на основе обязанной деятельности для ДОУ. Главной целью педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Задачи:

Знакомить детей с устным народным творчеством.

Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.

Знакомство с русскими народными играми.

Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.

Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему: Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение одного занятия 2 раза в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут вторая младшая группа. Общее количество учебных занятий в год-15 . Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика ) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности.

В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности.

Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.

Перспективное планирование

п/п

Тема занятия

Содержание

1.

«Милости просим гости дорогие»

Первое посещение детьми «Избы». Знакомство с ее хозяйкой.

2.

Ладушки в гостях у бабушки»

Использование на занятии прибауток, потешек. Загадывание загадок о кошке и петушке.

3.

«Как у нашего кота»

Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик — огуречик».

4.

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

5.

«Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою»

Укачивание младенца куклы Маши. Пение колыбельны.

6.

«Уж, ты зимушка зима».

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

7.

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме.

8.

«Зайка беленький сидит».

Использование на занятие загадок о зайце и елки, потешек, колыбельной песни. Проведение игры «Зайка беленький сидит».

9.

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал». «Угадывание по голосу».

10.

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешек «Идет коза рогатая».

11.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимоя мама».

12.

«Приди весна с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красна».

13.

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина

избушка». Повторение заклички «Весна, весна красна».

14.

«Петушок, петушок золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем «Петушком». Разучивание потешек о петушке.

15.

«Кот Васька именинник»

Проведение игр: «Мыши водят хоровод2. «Кот и мыши», «Птички».

16.

«Прощание с Избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

Прощание детей с хозяйкой до осени.

Используемая и рекомендуемая литература:

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957. – 224 с.

Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996 г.

Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1985. — 399с.

Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.

Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987 г.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. — 240с.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972. –78 с.

Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Кружковая работа как одна из форм по приобщению детей к народной культуре

Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить истори...

План кружковой работы «Народная игрушка» для детей старшего возраста на 2013- 2014 год

В основе тематического плана кружка использована программа русские народные куклы "Василинки" Н.В. Кадникова г. Курган...

Кружковая работа " народные подвижные игры "

Перспективный план работы кружка разработан на весь учебный год и включает в себя по 4 занятия ежемесячно...

кружковая работа "Народный умелец"

Конспект кружкового занятия "Золотая хохлома" в подготовительной группе...

Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....