Проект по экологическому воспитанию "Такая разная вода"
проект (младшая группа) на тему

Богомолова Альбина Юрьевна

Проект знакомит детей младшей группы со свойствами воды, с ее значением для всего живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takaya_raznaya_voda_ml.gr_.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики  

администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области         муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                    «Детский сад № 29»                                                                                                                                                                    г. Городца

606503 Нижегородская область, г.Городец, ул.Фурманова, д.17  тел.(883161) 9-07-63

«Принято»     Педагогическим Советом МБДОУ  «Детский сад № 29» Протокол №  _____                                   от «»        20    г.

«Утверждаю»                                      Заведующий МБДОУ                       «Детский сад № 29»  _____________  А.И. Перанова              от «_____» ___________20 __ г.

приказ № ______                                   от «__» ___20 __г.

Название проекта

«Такая разная вода»

вид проекта познавательно-исследовательский

Срок реализации: с сентября 2015 по май 2016 год

Возраст детей 3-4 года.

                                                            Разработчики: Богомолова А.Ю.

                                                                             

2015г

Актуальность

 

              Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют     отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять .Одним из первых природных материалов, с которыми  дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.                    

Вид проекта:  познавательно-исследовательский                                                                Срок реализации проекта: с сентября 2015 по май 2016 года.                                              Участники проекта:  дети  младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

 Цель проекта:   Развивать у детей представления о воде как объекте неживой природы.  Осознание детьми значения воды для жизнедеятельности человека, роли для окружающего мира.

Задачи для воспитанников:

1.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

2.Познакомить детей с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности. Подвести детей к пониманию:

в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;

вода прозрачная, без запаха, без вкуса.                                                                                                      Закрепить представления детей: вода бывает холодная, теплая, горячая;

3. Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья.

4.Формировать умение  детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

5. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

6.Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т.д.)

Задачи для педагогов:

  1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
  2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по проекту «Голубая капелька».
  3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.

Задачи для родителей (законных представителей):

  1. Способствовать повышению уровня знаний, о воспитании у детей экологических представлений о свойствах воды,  у родителей (законных представителей).
  2. Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
  3. Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
  4. Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме «Такая разная вода».
  5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

 

Основные принципы реализации проекта:

  1. Принцип обогащения и углубления содержания экологического  воспитания
  2. Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
  3. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.

Предполагаемые результаты:

Для воспитанников:

  1. Развитый познавательный интерес к опытнеческо - исследовательской деятельности;                                              
  2. Сформированное представление детей о природном объекте воде;                                               свойствах, её состоянии, роли в жизни растений, животных, человека;                                                                                                                       3. Обогащенный словарный запас;                                                                                                                                          4. Бережное отношение к воде.                                                                                                        Для педагогов:                                                                                                                                  1.Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                       2.Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом о состоянии воды.                                                                                         3.Создан  и оформлен наглядно-практический материал.

Для родителей (законных представителей):

1.Повысился уровень осведомлённости родителей о формировании  умений у детей выполнять простейшие опыты.

2.Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Продукт деятельности

Экологические сказки «Про маленькие водяные капельки», «Как люди речку обидели».

Коллаж «Веселый, Капитошка» значение воды в жизни людей, животных, растений.

Оформление папки экспериментальной деятельности.

Выставка рисунков «Превращение Капельки». (Вода в разном состоянии)

Формы и содержание работы с детьми:

  1. Педагогическая диагностика.
  2. Игровая деятельность.
  3. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
  4. Досуговая деятельность.
  5. Этические, ситуативные беседы.
  6. Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
  7. Рассматривание альбомов о значение воды в жизни людей, животных, растений.
  8. Просмотр мультипликационных фильмов «Капитошка», презентаций:» Волшебное превращение воды», «Роль воды в жизни человека».
  9. Изготовление  книжек малышек со сказками про голубую капельку.
  10. Слушание и разучивание музыкальных произведений.

11.Акция «Бережем воду».

Формы и содержание работы с родителями (законными представителями):

  1. Анкетирование с целью выявления знаний у родителей о формировании у                               детей представлений о значении воды в жизни человека                          2.Консультирование.

3.Выставка информационного материала по теме «Такая разная вода».

Выставка детской художественной литературы: стихов, потешек,  песенок о воде.

4.Акция «Бережем воду».

5.Совместная досуговая деятельность.

6.Совместное творчество.

Этапы и сроки реализации проекта.

1 этап Подготовительный

Сроки реализации:  

Цель - обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.

№ п/п

Содержание

Формы работы

Сроки реализации

1

Создание педагогических условий

Педагогический анализ по проблеме  изучения знаний о свойствах воды. Опрос для детей «Для чего нужна вода живым организмам?»

Определение целей и задач.

Составление тематического плана по проекту «Такая разная вода».

оснащение предметно-развивающего пространства.

2

Анализ уровня знаний о  cвойстве воды(в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;

вода прозрачная, без запаха, без вкуса);

роли воды в жизни человека, растений, животных.

…..

Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников.

3

Создание информационного поля.

Информирование и вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность. Составление информационных листов.

2 этап  Практический

Сроки реализации:  

Цель: обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Изменение  предметного пространства

Взаимодействие  с родителями (законными представителями ) и с   другими организациями

НОД

Самостоятельная деятельность детей в режиме  дня

                                                                  Сентябрь

Опрос детей «Для чего нужна вода живым организмам?»

Беседа «Для чего нужна вода? »;

НОД  Чтение художественной литературы Экологическая сказка «Маленькая капелька»

Рассказывание                               стихов, потешек,                     пение песенок о воде.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка».

Просмотр мультфильм «Капитошка»;

Повторение  потешки «Водичка- водичка»

Сюжетные игры  «Приготовим обед для куклы»,

Внесение зонтика, шапочки солнышка.

Внесение альбома со стихами, песенками о воде.

Внесение  «маленьких капелек», голубого плаща для игры «Капельки и тучка».

Внесение медиотеки мультфильма «Капитошка»

Организация поисковой деятельности. Наблюдение за водой в фонтанчике.

Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

Беседа «Вода - в литературе и в фольклорных формах".
Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»;

Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат

                                                                      Октябрь

Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)

С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться, и для этого необходима вода.

НОД «Волшебница вода» Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойством воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего. Воспитывать бережное отношение к воде.  

С.р.«Купание куклы Кати»

- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.

 Наблюдение за дождем, лужами.

Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне,   ванне, под душем.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.

Во время умывания чтение потешек о воде.                    «Водичка, водичка…»

«От водички, от водицы..»

«Глазки открываются»

«Умываться пойдем…»

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

Внесение альбома «Вечная слава воде»

Внесение атрибутов для сюжетной игры «Купание куклы»

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр – экспериментов с водой.

Конкурс Дидактическая кукла «Капелька»

                     Ноябрь

- Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.          

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку.

НОД «Нам водичка добрый друг»

Просмотр презентации «История водяной капельки»

      Рассматривание иллюстраций  на тему             «Где в природе есть             вода»

- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют дом. животные. Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Игра « Ходят капельки по кругу». 

Трудовые поручения «Как мы цветочки поливаем», «Как мы за цветочками ухаживаем. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.

Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

Сюжетные игры  «Приготовим обед для куклы»,«По-стираем бельё для куклы».

Внесение медиотеки презентации «История водяной капельки»

Внесение материала для трудовых поручений

Внесение атрибутов для сюжетной игры                « Приготовим обед»

Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

Наблюдения  стиркой белья.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.

Изготовление игры «кому нужна вода»

                                                                             Декабрь

НОД «Какая бывает вода»

 НОД Волшебство воды(похожее см выше)

 Эксперимент (вода – лед – вода)

Дать представление о                                том, что вода может                быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

- Наблюдения на прогулках «Лед на лужах»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.

 Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Пальчиковые игры «Лодочка» , «Рыбка», «Водичка, водичка»

Внесение книги «Заюшкина избушка» с иллюстрациями»

Внесение альбома «Расскажи стихи руками»

Консультация

«Опыты или детское экспериментирование»

Привлечение родителей к оформлению альбома «Занимательные опыты с водой»

                                                                          Январь

Познакомить детей                                  с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

 

Поисковая деятельность: «Что плавает в воде». Эксперимент «В воде не тонет»

- Игра «Пускаем кораблики»

Игры с водой «Погружение предметов и их вылавливание-ситом» (вода стекла, предметы в сите) ;

-ковшиком (предмет продолжает плавать, но в ковшике) ;

-ладошками;

-двумя пальчиками;

-ложкой.

Консультация «Игры с водой»,

        Февраль

Эксперимент                                          превращения снега в воду . Продолжать развивать знания детей о свойствах воды в окружающем их мире.

НОД Аппликация «Снежинка»

 Беседы «что пьют животные и птицы зимой

Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»    Цель: продолжать уточнять представление детей   о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.

 

«Снег – это вода».

Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.

 

Игра на развитие речевого дыхания «Подуй на снежинку»

Внести дидактическую игру на дыхание «Подуй на снежинку»

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Л. Воронкова «Снег идет».

        Март

НОД  Лепка «Сосульки - воображульки» «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, сол-нышко выгляни в окошечко»

- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.

 Рассматривание

иллюстрации на темы «Вода в природе»,

Прослушивание  песни Группа "Непоседы" - Виноватая Тучка

Изготовление книжек малышек: «Что я знаю о воде», «Летом на озере», «Вода в природе» и др.

        Апрель

        Май

Беседы с детьми на темы:

 «Вода – наш друг».

 «Какую воду может пить человек»

 «Для чего нужна вода живым организмам»

«Как вода попадает к нам в дом».

 «В воде живут микробы».

 «Как использует воду человек».

 «Как относиться к воде бережно».

 «Пейте воду кипяченой».

Просмотр презентации «Роль воды в жизни человека»

Рассматривание иллюстраций

«Использование воды человеком»;


3 этап Итоговый

Сроки реализации:  

Цель - определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.

№ п/п

Содержание

Формы работы

Сроки реализации

1

Анализ уровня знаний о свойстве воды

Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников.

апрель

2

Оценка результативности реализации проекта

Составление отчета о реализации проекта.

Создание презентации по итогам реализации проекта.

     май

3

Трансляция положительного педагогического опыта

Подготовка методических, практических материалов для трансляции положительного опыта.

Публикация отчета в газете «Кораблик детства» и на сайте Учреждения.

 

Список литературы:                                                                                                      

1.С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников». Москва «Просвещение» 2005 г.

2. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны, 2009г.

3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в млад. группе. Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.

4.Интернет ресурсы.

5.Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2009 год.

6.Журнал «Ребенок в детском саду» № 6 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Экологический проект во второй младшей группе "Водичка, водичка..."

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с...

Проект на тему: «Такая разная вода»

     Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.       Воспитание экологической культуры ...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода».

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода»...

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Волшебница Вода»

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила ...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников«Вода-источник жизни». Старший дошкольный возраст.

    Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитанияэкологической культуры дошкольников.Роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию д...