Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Путешествие Нолика в сказке Воды"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Татьяна Викторовна Данилова

 Технологическая карта НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tanya_konspekt.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ: Детский сад «Чайка»
Группа: Средняя (возраст детей 4-5 лет)
Воспитатель: Данилова Татьяна Викторовна
Тема: «Путешествие Нолика в сказке Воды»

Цели: формировать у детей навыки экспериментирования с водой

Задачи:
Обучающие: познакомить детей с некоторыми свойствами воды (цвет, вкус, запах, форма) через опытно-экспериментальную деятельность;

Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую активность детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы;

Воспитательные: воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, умение детей действовать в коллективе, выслушивать ответы сверстников не перебивая друг друга;

Интеграция образовательных областей:

* «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

* «Познавательное развитие»: учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (кубик-квадрат, мяч-круг, линейка-треугольник, книга-прямоугольник, огурец-овал); формировать умение получать сведения об объекте(воде) в процессе его практического исследования(опытов); совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние);

* «Речевое развитие»: пополнять и активизировать словарь детей на основе углублений знаний о воде; совершенствовать диалогическую речь; поддерживать интерес к слову в литературном произведении (загадках, стихах,сказке);

* «Художественно-эстетическое»: продолжать развивать у детей интерес к музыке; способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (движение капелек);

* «Физическое развитие»: формировать правильную осанку; представления о здоровом образе жизни (динамическая пауза «Капельки прыг-прыг…»).

Планируемый результат: дети знают некоторые свойства воды; проявляют познавательно-исследовательскую активность во время проведении опытов; проявляют длюбознательность; умеют действовать в коллективе.

Предварительная работа:

1. Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде»;

2.Чтение пословиц, потешек, стихов, рассказов о воде, сказок познавательного характера, отгадывание загадок;

3. Наблюдение за снегом и льдом на улице

Словарная работа: капля, вода, жидкая, льётся, бежит, журчит, шумит, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, без формы, лёд, снег, твёрдый, пар, ручей, река, моря, океаны.

Пространственно временной ресурс: 20 минут.

Материалы и оборудование:

1.Игрушка Нолик, лейка, капелеки на тесёмках (на каждого ребёнка);

2.Пластиковые стаканы, молоко, сок, вода, разные предметы (тарелка, салфетка, линейка-треугольник, пенал), цветные полоски, чайные ложки, коктейлные трубочки, тарелочки с кубиками льда, термос с горячей водой, зеркало;

3. Мультимедиа, слайды с изображением Дедуса из мультфильма «Фиксики»,  слайды-схемы «Свойства воды», слайды «Вода в разных состояниях».

Содержание:

Этап и его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой.       1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности.

 (Воспитатель с  куклой Ноликом входит в группу под песню «А кто такие фиксики?» из мультфильма «Фиксики»)

 -Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? (Правильно, меня зовут Нолик и я пришёл к вам из мультфильма «Фиксики». Ребята, вы любите путешествовать? (Да).  

Участие в игре.

Игровой момент.

Психологическая готовность детей

Вводно организационный
1-2 мин.

Организация направленного внимания

- Давайте, ребята, всанем в круг.

- Возьмемся за руки, друзья! (все берутся за руки)
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем:
«Здравствуй, солнце!»

Внимательно слушаю воспитателя. Встают в круг.

Художественное слово.

Привлечение произвольного внимания, готовность слушать воспитателя. Способствовать эмоциональному сближению детей.

Мотивационно побудительный
1-2 мин.

Формирование представления о предстоящей деятельности

- Но сегодня путешествие будет совсем необычное. Попробуйте отгадать, в какую сказку мы отправимся:

Все говорят-она течёт.

Все говорят-она играет.

Она всегда бежит вперёд,                      

Но никуда не убегает.

Осознают и принимают поставленные задачи, слушают загадку.

Сюрпризный момент, придание личностной значимости предстоящей деятельности

Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность

Актуализация
1-3 мин.

Актуализация имеющихся знаний представлений. Создание ситуаций в которой возникает необходимость в получении новых представлений

-Что это, ребята?  (Конечно, это вода). А вода из чего состоит? (Из капелек). Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, какая вы капелька.

Ну-ка, лейка, лей, лей!

Для ребяток не жалей

В капельки пусть превратятся,

От души повеселятся.

(Дети берут с подноса капельки на тесёмках и надевают).

Отгадывают загадку. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, предположение

Вопросы, беседа, художественное слово.

Активизируется предметный словарь по теме. Воспроизводят информацию необходимую для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений.
5мин.

Усвоение, расширение, обобщение, систематизация знаний и представлений об объектах.




-А сейчас я вам расскажу сказку…

-Жили-были капельки. Они были маленькие-маленькие, но очень любознательные. Капельки не знали  какой они формы, какого цвета, есть ли у них вкус и запах. Капельки, давайте отправимся в волшебную лабораторию Дедуса (Слайд)  и узнаем всё о воде. (Дети проходят за столы).

Опыт № 1: «Имеет ли вода форму?»

(У каждого ребёнка на столе предметы разной формы, стаканы с водой, разные пустые ёмкости).

-Капельки, у вас на столах находятся разные предметы. Какой они формы? (Тарелка круглая, салфетка квадратная и т.д.).

- Как узнать, есть ли у воды форма? (Разные ответы).

- Надо перелить воду из стакана в пустую ёмкость. (Дети проводят опыт).

- Что можно сказать о форме воды? (Вода не имеет формы).

Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в который налита. (Слайд).

Опыт № 2: «Какого цвета вода?»

- У вас на столе лежат полоски цветной бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет полоски. (Дети проводят опыт).

- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет).

- Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная).

- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Разные ответы).

- Опустите одну чайную ложку в молоко, а другую  ложку в воду. (Ложку в молоке не видно, а в воде видно).

Вывод: вода бесцветная и прозрачная. (Слайд).

Опыт № 3: «Есть ли у воды вкус?»

- Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. (Дети пробуют сок).

- Какой вкус у сока? (Сладкий, вкусный).

- А теперь попробуйте воду. (Дети пробуют воду).

- Какая вода на вкус? Есть у неё вкус? (Нет).

Вывод: вода не имеет вкуса. (Слайд).

Опыт № 4: «Есть ли у воды запах?»

-Капельки, вода чем-нибудь пахнет? (Разные варианты ответов).

- Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет. (Нет, вода не пахнет). (Возможны разные ответы детей).

- А теперь, Капельки, понюхайте сок. (Дети нюхают свой сок).

- Есть запах у сока? (Да, у сока есть запах).

- Какой мы можем сделать вывод? (У воды нет запаха). (Слайд).

Проявляют интерес, внимательно слушают сказку, выражают эмоции при слуховом восприятии.


Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя).

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование
Беседа, рассказ воспитателя с наглядной демонстацией объектов. Наблюдение. Обсуждение.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. Овладение способами познавательной деятельности, решают интеллектуальные задачи, адекватные по возрасту. Делают выводы. Проявляют любознательность и активность.

Динамическая пауза
1 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

-Капельки, давайте немного отдохнём. (Дети встают около столов и выполняют движения под музыкально-танцевальный мультфильм «Капельки прыг-прыг»).

Участвуют в игре, выполняют упражнения.

Игровые приёмы.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая работа
5 мин.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

-Вода, ребята, бывает разная.

Опыт № 5: «Вода жидкая»

-Капельки, возьмите один стакан с водой и один пустой стакан. Перелейте воду из стакана в стакан. (Дети ставят перед собой стаканы и переливают воду).

-Что происходит с водой? Какая она?(Вода льётся. Она жидкая).

Вывод: вода-жидкая.

Опыт № 6: «Вода-это лёд»

-Капельки, поставте перед собой тарелочки со льдом. Возьмите лёд в руки.  (Дети  ставят перед собой тарелки и берут лёд в руки).

-Капельки, какой лёд?(Лёд холодный).

-Сожмите лёд в руке. (Дети сжимают лёд в руке).

-Какой лёд? (Лёд твёрдый).

-Капельки, что происходит со льдом? (Лёд тает, превращается в воду).

Вывод: лёд-это тоже вода.

Опыт № 7: «Вода-это пар»

-Капельки, сейчас Нолик покажет вам фокус. (Педагог открывает термос с кипятком и кладёт на него зеркало ).

-Что произошло с зеркалом? (Зеркало запотело).

-Пар поднимаясь вверх остывает и превращается в воду, поэтому на зеркале появились капельки.

Вывод: пар-это тоже вода.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и воспитателем (задают вопросы, договариваются, обмениваются предметами).

Выполнение практических работ. Индивидуальные формы организации деятельности

Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умением слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия детьми и взрослыми.

Заключительный этап
1 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

-Капельки, наше путешествие подходит к концу и чтобы снова превратиться в ребят предлагаю вам поиграть в игру «Где спряталась вода?»

- Посмотрите на картинки и отыщите, где спряталась вода в природе. (Слайды: река, озеро, море, океан; лёд, сосульки, айсберг,снег; облака, туман).

(Воспитатель читает загадки и стихи о разных состояниях воды).

Вывод: вода в природе бывает разной. Твёрдой как лёд и снег, в виде пара-это туман, жидкой - это реки, моря, океаны.

- Вода прозрачная, без вкуса, цвета и запаха. (Слайды «Свойства воды»).

Высказываются по поводу полученной  информации, своего эмоционального состояния.

Беседа, обсуждение.

Доброжелательно и активно участвуют в беседе с воспитателем и сверстниками. Осознание себя как участника познавательного процесса.

Информационные ресурсы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веркасы (соответствуе ФГОС)

2.Простые опыты с водой Марина Султанова, 2014г.;

3.Интернет:www.dohcolonoc.ru

4.Интернет:www.maaam.ru                               

5.Интернет: nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)

Развитие  умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания  кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...