Игры с дидактическим пособием "Тучка"
учебно-методическое пособие на тему

Дидактическое пособие "Тучка" поможет изучению методов и приемов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_posobiem_tuchka.docx102.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ

С ДИДАКТИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

 «ТУЧКА»                                

                                                                                                                                                                                                       

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2553000/2552285-717d0a599701d472.jpg

«Тучка»

Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству, местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам и по роду деятельности и т.д.

Обучение выявлению имени признака, развитие умения задавать вопрос от имени признака, сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, описательные рассказы, лимерики, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам.                          
Игровое действие: дети стоят по кругу, ведущий в середине круга и говорит:
«Тучка в небе загрустила.
 И ребяток попросила:
«Поиграйте вы со мной,
очень скучно мне одной»

Дети: «Тучка, тучка, не зевай, а с кем хочешь, поиграй, расскажи нам, с каким объектом ты хочешь поиграть, какой он?»
Например: тучка (примерное описание объектов при помощи капелек — имён-признаков)
Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.
Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.
Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.
Мой объект смелый, спасает людей, носит форму, управляет сложной техникой и т.д.

С тем из детей, кто первый дает название объекта, тучка кружится.

«Капелька за капелькой»

Ведущий называет объект, первый ребёнок снимает капельку с признаком и называет – его свойство, второй – объект с названным свойством, третий снимает следующий признак – другое свойство нового объекта и т.д. до тех пор, пока не кончатся капельки. Игру пожеланию можно продолжить в другом направлении.

Например:

1. Тарелка.

 2. Тарелка круглая.

3. Круглым бывает колесо.

4. Колесо резиновое.

5. Резиновым бывает мяч и т.д.

Игра «Противоположности»

Цель: научить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
Материал: капельки-признаки.

Ход игры: Дети ходят по помещению и произносят слова:
Мы ходили, мы гуляли.
Себе парочку искали.
Будешь – лето, я – зима,
Мы с тобой дружны всегда.
По окончании слов дети по желанию становятся в пары. Ведущий показывает капельку-признак. Дети в парах договариваются и называют противоположное значение данного признака. Например, капелька – цвет: цветной - бесцветный, чёрный – белый и т.п. В конце игры подводиться итог: чья пара дала больше ответов. Для подсчета можно использовать фишки.

«Про что спрашивает тучка?»

Цель:  учить детей  определять значения имен признаков объектов, сравнивать их между собой. Сначала воспитатель задает вопрос от имени тучки, затем дети учатся сами задавать вопросы и отвечать на них (работа детей в парах: вопрос – ответ).

«Скажи наоборот»

 Цель: упражнять в подборе слов – антонимов. Например, объект по цвету бывает  яркий и бледный, темный и светлый; по температуре – горячий и холодный; по весу – тяжелый и легкий, по влажности – сухой и мокрый, по рельефу – гладкий и шероховатый и т.п.

«Назови объект такой же, как…»

(по цвету как помидор, по  весу как слон, по форме как треугольник и т.п.).

 Цель: упражнять в подборе объектов по сходным значениям имен признаков  

«Определи имя признака»

Цель: учить детей выделять из текста (стихотворения, сказки, любого предложения) имя признака и находить его схематическое изображение. Например, «На лесной опушке (место) в маленькой (размер) избушке (место) жила-была (действие) коза с козлятами (количество)».

«Расскажи тучке  об объекте»

 Цель: учить составлять описательные рассказы об объектах с помощью значков имен признаков. Ребенку предлагается составить описательный рассказ по какому-либо объекту по тем именам признаков, которые «открыла» тучка.

«Исправь ошибку»

Вата легкая, а гиря черная. (Перепутаны имена признаков «цвет» и  «вес»). Надо сказать: «Вата легкая, а гиря тяжелая (вес)». Или «Вата белая, а гиря черная (цвет)».

«Холодильник белый, а ковер пушистый» (цвет и рельеф).

«У гуся шея длинная, а цыпленок пищит» (Размер части и звук) и т.д.

- «Что лишнее, и по какому признаку»

-Снег, мак, халат врача, вата (По цвету все белое, кроме мака).

-Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег (по температуре все холодное, а суп горячий).

-Вата, гиря, перышко, снежинка (по весу все легкое, а гиря тяжелая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Конструктор технологической карты для дидактической игры. Пример дидактической игры "Звуковозик"

Краткий и понятный конструктор технологической карты для описания дидактической игры. И пример заполнения карты по дидактической словесной игре "Звуковозик"...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз»

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз» Задачи приоритетной образовательной области: Со...