Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
консультация на тему

Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много- и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности - вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный  маршрут (ИОМ)

Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много- и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности - вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, обучения и т. д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Диагностика индивидуальных особенностей детей:

  1. Беседа и анкетирование родителей
    Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
  2. Диагностика развития ребенка:
    Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
    Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
  3. Наблюдение за поведением в группе:
    На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

Состав медико-психолого-педагогической комиссии:

• Воспитатели группы;
• педагог-психолог;
• учитель-логопед;
• Музыкальный руководитель;
• Методист;
• Старшая медицинская сестра;
• Врач-педиатр.


Методы, используемые в работе:

  • Беседы, игры, НОД, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
  • Приемы арт - терапии (сказкотерапия);
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)


Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор: 
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение: 
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

Организация эмоционального благополучия ребенка

  1. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
    • «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
    • «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
    • «Предметно-развивающая среда в группе» (рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
  2. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим:
    • Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).
    • Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
    • Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
    • Коллективные работы по изобразительной деятельности. 
    • Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
    • Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
    • Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
    • Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
    • Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы.
  3. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
    • Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
    • Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.
    • Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
    • Игры драматизации.
    • Театрализованные игры. 
    • Просмотр спектаклей,
    • Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
  4. Для развития социальных навыков у ребенка мы проводим:
    • Дидактические игры («Правда или нет»).
    • Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
    • Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
    • Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказкотерапии.
  5. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:
    • НОД по экологии и по ОБЖ;
    • чтение художественной литературы;
    • дидактические игры природоведческого содержания;
    • разбор ситуаций;
    • просмотр спектаклей на экологические темы;
    • акции (Посади дерево, покорми птиц);
    • уход за растениями в уголке природы и на участке;
    • трудовая деятельность (различные виды труда).

Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Педагог-психолог, учитель – логопед – представляет комплексное изучение психолого – педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Зам. зав по ВОР координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного  стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуальной образовательной программы.
  2. ПМП консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые, коллективные  и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы; корректирует содержание индивидуальной программы, на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле – мае текущего учебного года.
  3. Родитель  (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса;
  4. Воспитатель планирует формы работы по реализации индивидуальной образовательной программы социализации учащихся.
  1. Содержание   деятельности прописывается с учетом   ведущих видов  деятельности ребенка дошкольного возраста, определенных федеральными  государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования  приказом   Министерства образования и науки  Российской Федерации  от 23  ноября 2009 г. № 655, на основании программ,  технологий, методик реализуемых  образовательным учреждением.  
  2. Обязательным является и включение родителей в педагогический  процесс. Согласно Закону  РФ «Об образовании»  от 10.07.1992 N 3266-1  ст. 18. именно родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития ребенка. А,  следовательно,  должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности  собственного малыша.  

Диагностическо-результативный: отражает  формы контроля и учета достижения ребенка. Содержание  коррекционно-развивающей работы   зависит от результатов первичного диагностирования уровня освоения программы дошкольного образования в соответствии с возрастными   особенностями.  Обязательным условием ведения ИОМ  является лист динамики, где отображены результаты первичного и последующего диагностирования.  Результаты диагностирования вносятся в   сводную таблицу, которая ведется на протяжении всего времени пока ребенок стоит на учете в психолого-медико-педагогическом консилиуме  учреждения и заполняется не менее  двух  раз  в год.

Специалисты также ведут лист динамического наблюдения, в который вносятся  следующие показатели:

Кто проводил наблюдение

дата

цель

Виды деятельности

результат

примечания

Цель  такого наблюдения – коррекция  компонентов образовательного  процесса, выбор оптимальных форм  его организации.

Имея  представление о желаемом результате в виде конкретных  критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного   обследования можно своевременно   вносить изменения в ИОМ, для более качественного  осуществления  образовательного процесса и  действенности его для ребенка,  имеющего ограниченные возможности здоровья.

По итогам     года собирается психолого-медико-педагогический консилиум, которые делает заключение о проделанной работе и дальнейшей  ее перспективе. Обязательно на заседании консилиума  приглашаются родители, которые знакомятся с результатами проведенной работы и принимают участие в ее последующем   планировании.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...