Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа) на тему

Медведева Виктория Викторовна

Проект "Моя малая Родина" поможет детям узнать историю возникновения родного города Березники, основные достопримечательности, флаг и герб города, известных людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_malaya_rodina.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 3»  г. Березники Пермского края

Познавательный проект

«Моя малая Родина»

для детей старшего дошкольного возраста

                                    Провела:

                                                    Медведева В.В. воспитатель

                                                                    первой квалификационной категории  

г. Березники, 2015г.

Тип проекта: познавательный, кратковременный

Длительность:  две недели  

Участники: дети старшей группы, воспитатель Медведева В.В.,  родители детей.

Направления деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

     Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не  в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому -  к родному дому, городу. А это является основой из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок – прежде  должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а уже потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.

     Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, улицы, города. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.

     Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наш город – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность города, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Березниках, как и в других  городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.

Цель. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства   сопричастности к родному дому, семье, к родному городу.

Задачи.

1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Сформировать представление о своём городе, как части России, об истории возникновения родного города, основных достопримечательностях, традициях,  и др.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

I этап.  Предварительная работа.

1. Изучение и анализ методической литературы.

2. Подбор стихов, литературного материала, фотографий, иллюстраций  об истории города Березники, распечатка альбома  «Азбука Березниковца»

2. Обсуждение проекта с родителями детей, об их помощи в реализации проекта: рассказы о любимых местах в городе, создание альбома «Мой город Березники» (семья Максима Попкова), рисование города Березники (семья Насти Пенчук), газета «Мой любимый город» (семья Полуяновой Насти)

3. Подбор художественной литературы о детях и семье для чтения детям.

4. Подборка статей педагогической направленности для родителей познавательной информации об истории города Березники, символах Российского государства.

II этап.  Начало проекта.

  1. Обсуждение с детьми темы проекта.
  2. НОД «Моя малая Родина» (приложение 1)
  3. Рассматривание открыток и иллюстраций города, альбома «Азбука Березниковца»

II этап.  Развитие проекта.

  1. Ситуативные разговоры «Выходные в семье»
  2. Выставка книг и альбомов о родном городе.
  3. Познавательный вечер «Герб и флаг города Березники» (приложение 2)
  4. Беседа «Знаменитые березниковцы»  (приложение 3)
  5. Игровое пособие «Путешествие по родному городу» (приложение 4)
  6. Заучивание стихотворения «Мой город» К. Полежаева  (Приложение 5)
  7. Продуктивная деятельность: рисование «Транспорт в нашем городе», аппликация «Флаг города Березники»
  8.   Чтение рассказов: О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка», Катаев «Цветик - семицветик», альбом «Азбука Березниковца», пословицы и поговорки о семье и Родине, Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Орлов « «Огромный дом», К. Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», Р. Газматов «Мой дедушка», Ю. Яковлев «Мама».
  9.  Экскурсии по улице Ломоносова и к памятнику Первостроителей города.
  10.  Экскурсия в музей  ОАО «Уралкалий»

III этап. Заключительный.

  1. Фоторепортаж для родителей «Музей ОАО «Уралкалий»
  2. Выставка «Любимый город Березники»
  3. Создание книжки-малышки по стихотворению К. Полежаева «Мой город»  
  4. Создание альбома «Знаменитые люди Пермского края»

Ожидаемые результаты.

От детей:

1. Сформированность понятия «малая родина»                  

2. Повышение объёма знаний о родном городе.

3. Развитие  коммуникативных навыков, стабильного эмоционального состояния в семье, отзывчивости, доброжелательности.

От родителей:

1. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.

2. Повышение интереса родителей к проблемам воспитания детей.

Литература

  1. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик «Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 – 7 лет в детском саду».
  2. Т. Гризик «Познаю мир»
  3. Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников»
  4. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества»
  5. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

Приложение 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 3»

Сценарий образовательной деятельности

«Моя малая Родина»

для детей старшего дошкольного возраста

                         

                            Провела: Медведева В.В., воспитатель

                                                                     первой квалификационной категории

2015г.

Цель: Формирование у детей понятия «малая родина»

Задачи:

  1. Рассказать детям об истории возникновения города Березники.
  2. Развивать у детей желание рассказывать о своём городе.
  3. Воспитывать чувство гордости за свой город, интерес к истории края, уважения к людям труда.

Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о родном городе, его истории; эмоционально откликается на рассказ воспитателя

Оборудование:

Фото: «Треугольный сквер», «Парк культуры и отдыха», «Памятник Первостроителям», «Памятник поэту А. Решетову», «Кинотеатр «Авангард», «Кинотеатр «Мелодия», «Дворец культуры Металлургов», «Рябиновый сквер», «Мемориал Победы», «Площадь Советская, «Центральный универсальный магазин», «Площадь Фронтовиков», «Железо-дорожный вокзал». Иллюстрации содового и химического заводов, строительства города Березники, набор открыток «Березниковский содовый завод»; Н.Ю. Солдатова, Р.Н. Алиев «И повсюду сердца беспокойные…»

Сценарий образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что такое Родина? (Это наша страна, где мы живём)

Воспитатель:  Правильно, ребята. Родина объединяет всех людей живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, отмечают общие праздники. А что же тогда называют малой родиной? (Предположения детей)

Воспитатель:   Малая родина: это маленькая частичка нашей необъятной страны, где живу я, моя семья, мой дом, моя улица, моя школа, мой город.

Я приглашаю вас к разговору о родном городе. Как он называется? (Березники)

Воспитатель:  Кто-нибудь знает, почему город называется Березники?                                                                                                                                            

Воспитатель: Было на реке Каме несколько островов, и один из них, поросший берёзами, назывался Березовый. 130 лет назад на одном из островов пермским купцом Иваном Любимовым  был построен первый в России содовый завод. Березниковский содовый завод положил начало нашему городу Березники.  По заказу И.Любимова рядом с заводом был построен рабочий посёлок с театром, училищем, гостиницей и жилыми домами.

    А через 46 лет после строительства содового завода началось большое строительство химического завода (в 1929г.), потому что в земле нашли большое месторождение калийных солей.  На его постройку приехали строители со всех концов страны,  поэтому вокруг заводов выросли новые рабочие поселения.  Вот тогда и решили объединить все поселения в один город, а как назвать не знают. Собрались рабочие и строители в старом амбаре, служившем клубом, и стали решать, какое название дать новому городу. Одни предлагали – Держинск, другие – Химград, третьи – Верхнекамск или Берёзовск. Но большинство решили оставить название острова и дать городу имя – БЕРЕЗНИКИ. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций) Вы согласны с таким названием?

Воспитатель:  Нашему городу в этом году исполнилось 78 лет. За это время город вырос, изменился, появились парки, памятники. Посмотрите по группе развешаны фотографии города. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и назвать, что на них изображено. (Путешествие проходит в форме передвижения по группе и разговора: как называется это место, кто там был, чем нравится).

Воспитатель: Ребята, вы мне правильно назвали все  фотографии, а у вас есть любимое место в Березниках, где вы чаще всего бываете? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, вы вырастите, кто-то останется жить и работать в родном городе, может быть кто-то уедет. Но родной город останется для вас маленькой родиной, куда всегда хочется вернуться. Узнайте у родителей, всегда ли ваша семья жила в Березниках или приехали из другого места? Почему переехали?

  Закончить наш разговор я хочу строками из стихотворения

Малая Родина – это наш дом.

Это рябина под нашим окном.

Это река, что нам так дорога,

Камой зовётся красиво она.

Это наш город – Березники,

Где родились и живём я и ты.

Приложение 2

Познавательный вечер «Герб и флаг города Березники»

Цель: познакомить детей с флагом и гербом города Березники, развивать внимание и усидчивость, воспитывать чувство гордости за свой город.

Материал: иллюстрации флага и герба города Березники, ордена Трудового Красного Знамени, заготовки флага Березников, голубая и серебристая бумага, трубочки,  разрезные гербы Березников (3).

Ход познавательного вечера:

Воспитатель: А знаете ли вы, как выглядят герб и флаг города Березники?

Воспитатель:  Герб нашего города был утверждён, когда нашему городу исполнилось 50 лет (1982г.) (Показ герба Березников) На щите серебристого цвета голубая перевязь – символ реки Камы, на берегах которой расположен наш город. На её фоне располагаются три камня – кристаллы калийных солей – главного богатства нашего города.  В правом верхнем углу изображён древний герб Пермской губернии – с шагающим медведем и раскрытой книгой. Как вы думаете, почему на гербе Березников есть часть герба Пермского края? (Предположения детей) Потому что город Березники находится на территории  Пермского края.  

Образ медведя у древних народов Прикамья отражает силу, добродушие, предусмотрительность. Раскрытая книга – это и древняя библия, и культурные традиции края.  Щит окружён лентой ордена Трудового красного знамени.  (Показ ордена)  Наш город был награждён этим орденом за большие достижения в развитии заводов.

Воспитатель:  А сейчас посмотрим, кто из вас лучше запомнил, из чего состоит герб города Березники.

Игра «Собери герб города Березники»

Воспитатель: Кто быстрее справился? Что вы собирали?

Воспитатель: У нашего города также есть свой флаг (показ). Он появился позже герба.  Флаг города имеет вид полотнища, разделённого на три полосы: в середине – ярко-голубая и по краям белые. Вы уже догадались,  что она обозначает? (Река Кама)  Что обозначают три кристалла на ярко-голубой полосе?  (Калийные соли)  Флаг был утверждён в 1998 году, ему всего 16 лет. Мы его сейчас попробуем сделать.

Изготовление флага Березников в технике обрывной аппликации.

Итог.

Приложение 3

Беседа «Знаменитые березниковцы»

Цель: познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, формировать уважительное отношение к спортивным достижениям, желание быть похожими на них.

Оборудование: репродукции портретов знаменитых березниковцев, цветные карандаши и листы бумаги.

Ход беседы:

Воспитатель:

- Дети, посмотрите на портреты этой выставки.

- Кто все эти люди? Знакомы ли они вам?

- Почему же эти портреты оказались рядом друг с другом? Потому что все эти люди березниковцы. Но их объединяет не только это. Самое главное, что этими людьми гордится наш город и страна, потому что своим трудом  и талантом они прославили наш город Березники.

Короткие рассказы воспитателя об известных людях Березников:

Поэт Алексей Решетов

Актёр, кинорежиссёр, сценарист Станислав Сергеевич Говорухин

Детский писатель Татьяна Леванова

Чемпионка по лыжным гонкам Любовь Паниных

Чемпион мира по паратхеквондо Владислав Кричфалуший

Воспитатель: Наш город гордится своими людьми! Я думаю, каждый из вас, ребята, мечтает сделать для своей родины что-то очень хорошее. Но для этого надо очень много знать и уметь, много учиться. Тогда город Березники сможет гордиться и вами тоже.

    А пока вам надо ещё расти и расти, но уже сегодня многие из вас начинают мечтать о будущей взрослой жизни, о своей профессии. Нарисуйте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите.

Итог

Выставка детских работ и их рассказы о том, кем хотели бы стать.

Воспитатель: О каких знаменитых березниковцах вы сегодня узнали?

Почему наш город гордится ими?

Приложение 4

Игровое пособие «Путешествие по родному городу»

Цель:  в игровой форме закрепить знания детей о родном городе, развивать связную речь.

Описание игрового пособия:  на листе бумаги приклеены  открытки известных мест города Березники. От центральной фотографии города по цветным дорожкам можно попасть в любую часть города.

Правила: участники ведут по цветным дорожкам по очереди; дойдя до фотографии, участники должны назвать достопримечательность города и рассказать о ней.

Приложение 5

Кирилл Полежаев  «Мой город»

Люблю я славный город свой

Зелёный и красивый.

Стоит над Камою рекой

Такой неповторимый!

Музей, театры и кино,

Школы и аптеки.

Люблю я славный город свой –

Ведь он такой родной!

Когда закончу институт,

Вернусь сюда домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»

Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя!"

В игре дети закрепляют свои знания о государственных символах России, обобщают элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и об...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя"

Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой ...

Познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша Родина-Россия"

Данный материал содержит подробный план работы по познавательно-творческому проекту "Наша Родина-Россия"...

Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Моя малая Родина"

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, крае стране, особенностях русских традиций.Основное направление проекта : формирование глубоких чувств к родному краю,...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Москва»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, России. ...

Познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. «Россия - Родина моя»

Цель: закрепление знаний детей о России, ее обычаях, ее символах.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о государственных символах России: флаг, гимн, герб; обобщить элементарные представ...