Перспективное планирование на старшую группу
материал (старшая группа) на тему

Развитие речи и Художественная литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r_i_hudozh_liter.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Планирование работы с детьми

Тема занятия

Целевые ориентиры

СЕНТЯБРЬ

1

Мы воспитанники – старшей группы

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомним, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

2

Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказка «Заяц – хвастун» (в обр. О. Капицы) и присказкой « Начинаются наши сказки…»

3

Пересказ сказки «Заяц – хвастун».

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

4

Звуковая  культура речи: дифференциация звуков З - С.

Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговорками.

5

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

6

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокр.).

7  

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

8

Весёлые рассказы Н.Носова.

Познакомить детей с новыми весёлыми произведениями Н.Носова.

ОКТЯБРЬ

1

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель».

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевертышем.

2

Учимся вежливости.

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения; о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

3

Обучению рассказыванию: описание кукол.

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Закрепить правильное произношение звуков с - ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произношении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.  

5

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

6

Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» ( обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

7

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

8

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

НОЯБРЬ

1

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

2

Рассказывание по картине.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

3

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

4

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фанематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

5

Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

6

Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

7

Чтение рассказа Б. Житкова «как я ловил человечков».

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «как я ловил человечков»

8

Пересказ рассказа В. Бианки « Купание медвежат».

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

ДЕКАБРЬ

1

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

2

Дидактическое упражнения: «Хоккей», «Кафе».

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

3

Пересказ эскимоской сказки  «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В. Глоцера и Г. Снегерева), учить пересказывать ее.

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с- ш.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

5

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

6

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

7

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце».Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

8

Дидактические игры со словами

Учить детей правильно характеризовать пространственное отношение, подбирать рифмующиеся слова.

ЯНВАРЬ

1

Беседа на тему: «Я мечтал...» Дидактическая игра «Подбери рифму».

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

2

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

3

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

4

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

5

Звуковая культура речи: дифференциация звуков

з — ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков

з —ж.

6

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок».

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

8

Обучение рассказыванию. Диактическое упражнение «Что это?».

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

ФЕВРАЛЬ

1

Беседа на тему «О друзьях и дружбе».

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

2

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово».

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

3

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обр. М. Булатова).

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч — щ.

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

5

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

6

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

7

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».

Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана.

8

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки...».

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

МАРТ

1

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

2

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

3

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем...».

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

4

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение».

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

5

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Е.Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).

6

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

7

Звуковая культура речи: дифференциация звуков

ц — ч.

Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный  Бабах».

Учить детей дифференцировать звуки ц — ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Бабах» (пер. М. Боровицкой).

8

Чтение сказки «Сивка-бурка».

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обр. М. Булатова).

АПРЕЛЬ

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков

л — р.

Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

2

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

3

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм».

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

4

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...».

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...».

5

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову).

Продолжать учить детей пересказывать.

6

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга».

7

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Активизировать словарь детей.

8

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

МАЙ

1

Литературный калейдоскоп.

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

2

Обучение рассказыванию по картинкам.

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

3

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения.

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

4

Лексические упражнения.

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

5

Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол».

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой «Финист — Ясный сокол».

6

Звуковая культура речи (проверочное).

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

7

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни».

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

8

Повторение пройденного материала.

Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).

Литература:В.В. Гербова

«Занятие по развитию речи  в старшей группе детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по разделу "Сказки".

Перспективное планирование по ознакомлению со сказками в старшей группе....

Перспективное планирование в старшей группе по ППБ

Перспективное планирование по правилам пожарной безопасноти для старшей группы...

Перспективное планирование в старшей группе программе "Радуга" (старшая группа"

В планирование представлен пла работы по всем дисциплинам, с рояснительными записками: познание,ФЭМП, чтение художественной литературы, безопвсность, конструирование и ручной тру......

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Зоопарк"

Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Зоопарк" с учётом инновационной деятельности...

Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Транспорт"

Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Транспорт" с учётом инновационной деятельности....