Развитие мелкой моторики рук (родительское собрание)
методическая разработка (младшая группа) на тему

Развитие мелкой моторики рук (родительское собрание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx57.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук (родительское собрание)

Актуальность

           Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

-готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

        Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

                   th (1)

 Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; вовлечь родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи:

Вызывать у родителей позитивное отношение к детскому саду;

• Добиваться сплоченности родительского коллектива;

Вызвать интерес родителей к занятиям с ребенком по развитию  мелкой моторики рук дома.

 Оборудование:

• листы цветной бумаги, ватман, клей;

• пальчиковый театр;

• экран и настольная лампа;

• мультимедийная установка для показа слайдов;

• мультимедийная презентация к собранию;

• памятки для родителей.

Предварительная работа:

В родительском уголке размещены статья о развитии мелкой моторики рук, примеры игр, направленных на развитие мелкой моторики рук, примеры пальчиковой гимнастики. Заранее розданы приглашения родителям с указанием темы собрания. Оформлены выставки поделок из пластилина, природного материала, рисунков детей.

 Аудитория:

• воспитатели;

• родители.

 Форма проведения: семинар – практикум.

Ход собрания.

  1. Организационная часть.

Родители сидят полукругом за столами.

 Воспитатель. Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

 Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

 Вот такие «пять» да «пять»,

 Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

Тема нашего семинара – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Как Вы думаете, насколько развитие мелкой моторики рук у ребенка важно, почему, почему уже сейчас нужно задумываться об этом? (Обмен мнениями)

Сообщение воспитателя об актуальности развития мелкой моторики рук.

Цель:показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

       Действительно, работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

        Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста и регулярно.

       Уже с младенчества  развивают мелкую моторику ручек у ребенка. Каким образом это делают, как вы думаете? (Обсуждение)

       На самом деле, это так, мамочки выполняют массаж пальчиков и ладошек малыша, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Потом ребеночек учится держать в руках предметы, изучая при этом мир вокруг себя через тактильные ощущения. Позже малыша обучают знакомым с детства потешкам с движениями. Какие потешки из детства, в которых задействованы ручки, помните Вы? В какие из них Вы играете со своим ребенком? (Родители называют потешки)

По-другому эти потешки с движениями называются пальчиковой гимнастикой. Примеров таких игр очень много. Такие упражнения стимулируют не только двигательную активность, но и развитие речи. Ребенок учится подражать взрослому, вслушиваться в его речь, понимать её смысл, концентрировать свое внимание. Вместе с тем, сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

А сейчас предлагаю Вам побыть детьми и немного поиграть с пальчиками:

«Улитка»

Тычет рожками улитка,                         Большой палец правой руки придерживает                                                     средний и безымянный,

указательный и мизинец прямо.

Заперта в саду калитка.                             Тычет рожками в ладонь левой руки.

Отвари скорей калитку,                             Левая рука открывает «калитку».

Пропусти домой улитку.                                        Правая рука проползает.

«Мальчик с пальчик»

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Поочередно сгибаем пальцы правой руки с помощью пальцев левой руки и наоборот.

«Машина каша»

Маша кашу наварила,

Маша кашей всех кормила.               Указательным пальцем левой руки мешаем в Положила Маша кашу.                                                                       правой ладошке.

Кошке в чашку,

Жучке в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

И в корыте поросятам.                         Загибаем по пальчику на каждое название.

Всю посуду заняла                                                   Разжимаем ладошку.

Всё до крошки раздала                           Сдуваем воображаемые крошки.

      Теперь я предлагаю Вам, кто желает, поделиться своим опытом и побыть на моем месте. (Обмен опытом)

       В настоящее время для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. В нашей группе есть кружок "Колокольчик", в котором дети обучаются разыгрывать сказки, фантазировать. Один из видов инсценирования, используемый нами, это пальчиковый театр. Сейчас я предлагаю Вам разделиться на 3 группы.  Я раздам Вам наборы пальчикового театра, Вы снова окунетесь в мир детства, вспомните любимые сказки, но предварительно вы должны вытянуть конвертик с названием произведения. Вам необходимо разыграть эти сказки.

 Родители разыгрывают сказки "Колобок", "Теремок", "Репка".

Как Вы думаете, пальчиковый театр оказывает влияние на развитие кисти Вашего ребенка? (Обмен мнениями)

Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища куклы.

Что еще развивается с помощью этого вида деятельности? (Обмен мнениями)

А знаете ли Вы, что такое театр теней? Для ребенка это настоящее волшебство, а для взрослого - возможность побыть для своего ребенка настоящим волшебником. Посмотрев на взрослого, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. Предлагаю Вам, проявить свою фантазию и побыть птицей, зайчиком, кошечкой, волком и т.д.(Родители пробуют показать фигуры)

Теперь перед Вами два листа бумаги. Возьмите один из них. Подумайте, что Вы можете из него сделать. (Родители делают из бумаги поделку. Делятся своими достижениями. Обмениваются опытом.)

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. Предлагаю Вам взять в руки второй лист бумаги и вместе сделать бабочку.

(Родители выполняют поделки, после чего составляется общая композиция "Мир бабочек", которая будет помещена в родительский уголок).

Мы с Вами рассмотрели ряд занятий, которыми Вы можете заниматься со своими детьми дома. Конечно, это маленькая часть того, чем мы занимаемся с Вашими детьми по развитию мелкой моторики. Предлагаю Вам подойти к дидактическому столу, расположенному в нашей группе, рассмотреть и даже поиграть с нашими пособиями. Здесь немало пособий, изготовленных руками самих воспитателей. Вот, например, дидактическое пособие «Разноцветные улитки», разработанное мною для детей нашей группы. Давайте поиграем в неё. Улиток  можно сворачивать на скорость, к ним можно пристегивать различные геометрические фигуры и аксессуары и т.д. С помощью этой игры формируется умение застегивать и расстегивать пуговицы, что способствует развитию мелкой моторики рук. Еще здесь различные виды игр - шнуровок, вкладышей, мозаики, мелкого конструктора, пирамидок, игр по нанизыванию бус, "Бабушкин огород", волшебный мешочек с наборами различных мелких предметов, пазлы, матрешки и т.д. Далее у нас расположен уголок изодеятельности, в котором Ваши дети с удовольствием рисуют, раскрашивают, лепят из пластилина, учатся обращаться с ножницами. По желанию Ваш ребенок может здесь сделать поделку, используя природный материал, бросовый материал. В математическом уголке множество различных игр по развитию мелкой моторики. Здесь дети из геометрических фигур собирают различных зверей, дома, транспорт, играют со счетными палочками.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук. Они также развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

       Так вот, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с Вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, подготовить детей к письму, способствовать развитию речи. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Для Вас я предлагаю памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома.

Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук, не требующее затрат». Родители читают.

Конечно, может кто-то из Вас уже проделывал подобные упражнения с детьми. Может, Вы хотите поделиться своим опытом или предложить что-то новое? (Обмен опытом)

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что Вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.

В заключение нашей встречи, хочется узнать, что нового вы для себя открыли, что было более интересным. (Ответы родителей)

Спасибо за внимание и за Ваше участие!

                       

Памятка для родителей.

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат»

                                              Игры с пуговицами

Из пуговиц разного размера и цвета выложите рисунки (бусы, снеговика, цветочек и т. д.) и попросите малыша сделать такой же рисунок.

Можно предложить разложить пуговицы по размеру, по цветам.

                                        Игры с бельевыми прищепками

1. Предложите своему ребёнку вам помочь – пусть развешивает трусики, носочки, носовые платочки и закрепляет их прищепками. И эту работу можно сопровождать словами:      Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку.

2. Скажите малышу, что жёлтые прищепки – это маленькие сказочные рыбки, а кружочек, выполненный из картона – это кормушка. Предложите ему помочь рыбкам пообедать: прикрепить их по периметру фигуры.

Очень интересно для детей приделывать лучики для солнышка, вырезанного из картона, иголки ёжику, лепесточки для цветка.

                                             Игры с макаронами

Отлично развивает  руку разнообразное нанизывание рожек, макарон  на ленточку. Кроме того можно предложить малышу рассортировать их по размеру.

                                             Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так  и выполненные своими руками. Это разовьёт пространственную ориентировку и внимание, сформирует навыки шнуровки.

                                                 Игры с крупами

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манную крупу и покажите ребёнку, как можно, проведя пальцем по крупе, нарисовать линию, круг. После этого можно уже рисовать и предметы – волны, солнышко, заборчик и т. д.

В ёмкость с высокими бортиками высыпьте фасоль или горох и спрячьте в неё маленькие игрушки. Пусть ребёнок запускает в сухой бассейн руку и находит там игрушки.

                                       Упражнения с карандашом

Пусть малыш покатает карандаш между ладонями, прокатит его по столу одним, двумя пальчиками. Можно использовать вместо карандаша – массажный шарик, грецкий орех.

                                             Советы родителям

 Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки.

 Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

 Учите своих малышей застёгивать пуговицы, кнопки, молнии.

 Большое внимание уделяйте детскому творчеству: больше лепите, рисуйте с малышом, нанизывайте предметы на верёвочку.

                                       Успехов Вам и Вашему малышу!

                            th


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»

Мелкая моторика рук часто очень слабо развита у детей. Как развивать мелкую моторику я и хочу рассказать родителям....

Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»

Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...

Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...