Выявление музыкально-одаренных детей с помощью музыкально-дидактических игр
статья по теме

Мареева Юлия Евгеньевна

Доклад "Выявление музыкально-одаренных детей с помощью музыкально-дидактических игр"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

 В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

 Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще, под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.

 Понятие «детская одаренность» очень емкое, поэтому мы будем говорить о детях, имеющих ярко выраженные музыкальные способности.

 От чего зависит музыкальность человека? По словам Б. М. Теплова музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть и результат развития, результат воспитания и обучения». При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. (Мы часто сталкиваемся с такими случаями, когда одаренный по всем показателям ребёнок, не может реализовать свои способности по причине непонимания родителей или в связи со своим нежеланием этим заниматься).

 Музыкальное воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в своем большинстве начинается с момента поступления его в детский сад. Этот период дошкольного детства особенно важен в музыкальном развитии детей. «Мой ребёнок одарённый», так говорят практически все любящие своих детей родители, приводя ребёнка в детский сад. Дошкольное образование должно создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, мог бы в процессе воспитания и развития самосовершенствоваться как личность на основе постоянно развивающихся склонностей и творческих способностей.

СЛАЙД 2

Одаренные дети выделяются из общей массы. У них очень яркое поведение, их отличает:

  • повышенная концентрация внимания на чем-либо,
  • упорство в достижении результата,
  • творческая настойчивость.
  • радость от творческого поиска.

 Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают мелодии, которые слышат, стараются их интонировать. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

СЛАЙД 3

На ранних ступенях развития музыкальная одаренность может проявляться в следующем:

  • ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музыки (делает движения руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать) ;
  • быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента (фортепиано, баяна, дудочки, триолы и др.) ;
  • активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания звучания музыки;
  • различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника) ;
  • при исполнении музыкально-ритмических движений ритмично хлопает в ладоши, ритмично притопывает под музыку и вместе с ней заканчивает движения;

СЛАЙД 4,5 

В дошкольном возрасте приметами музыкальной одаренности могут быть такие проявления, как:

  • радость от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, новых песен и др.) ;
  • тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах) ;
  • выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий
  •  способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных ;
  • высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточиться, невзирая на внешние помехи и умение настроиться на восприятие информации;
  • готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих.
  • стремление к лидерству, которое, как правило, проявляется у дошкольников в игровой деятельности.
  • склонность к соревновательной музыкальной деятельности. Последняя проявляется, как правило, в исполнительской музыкальной деятельности: пении, исполнении мелодий на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, восприятии музыки, узнавании мелодии;

 Одной из форм работы с одаренными детьми является индивидуальные или подгрупповые занятия.

СЛАЙД 6

Выявление музыкально одаренных детей.

   Основные методы отслеживания и выявления музыкальной одарённости – это наблюдение за деятельностью детей и тестирование.

   Вокальная одаренность проявляется в чистоте интонирования звуков мелодической линии песни. Для выявления этой одарённости нужно попросить ребёнка спеть знакомую песенку. Если ребёнок чисто интонирует мелодию, можно с уверенностью включить дошкольника в разряд вокально -одарённых детей.

   Как правило у чисто поющих детей очень хорошо развиты музыкально- сенсорные способности. Выявить это помогут специальные игры- тесты.

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8,9

Развитие звуковысотного слуха

Игра «Кого встретил колобок». 

  СЛАЙД 10,11,12

Игра «Помоги Маше»

СЛАЙД 13

Игра «Кто спрятался за деревом»

СЛАЙД 14, 15

Игра «Три поросенка»

СЛАЙД 16

Музыкальная лесенка

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

Развитие ладового слуха

Музыкально- слуховая игра «Город разного настроения». 

СЛАЙД 19

Игра «Солнышко и дождик»

СЛАЙД 20

Пиктограммы «Настроение в музыке»

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

Развитие метроритмического слуха

.Игра «Гусеница»

СЛАЙД 23

Игра «Хлопай-топай»

СЛАЙД 24, 25

Ритмические цепочки

СЛАЙД 26

Танцевально одарённых, творчески способных  детей можно выявить с помощью включения на занятиях разнохарактерной музыки. Попросить детей придумать каждого свой танец.  Наблюдая за ними, можно выявить ритмично двигающихся, пластичных  детей, которые согласовывают свои движения с музыкой. Творчески одарённые дети будут придумывать интересные импровизационные танцевальные композиции.

СЛАЙД  27

Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности

           Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

           Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

           Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

            Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

           Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

           Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».

           Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

           Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

            Музыкально-дидактические  игры  и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

            Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

           В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального  восприятия, игровое  действие  помогает ребенку в интересной для  него  форме  услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем  и  действовать  с  ними.

           Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

            В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

СЛАЙД 28

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выявление музыкально-одаренных детей с помощью музыкально-дидактических игр

Слайд 2

Одаренных детей отличает: Повышенная концентрация внимания на чем-либо. Упорство в достижении результата. Творческая настойчивость. Радость от творческого поиска.

Слайд 3

В раннем возрасте музыкальная одаренность может проявляться в следующем: Ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музыки (делает движения руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать) ; Быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента (фортепиано, баяна, дудочки, триолы и др.) ; Активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания звучания музыки; Различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника) ; При исполнении музыкально-ритмических движений ритмично хлопает в ладоши, ритмично притопывает под музыку и вместе с ней заканчивает движения;

Слайд 4

В старшем дошкольном возрасте приметами музыкальной одаренности могут быть : Радость от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, новых песен и др.) ; Тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах) ; Выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий ; Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных ;

Слайд 5

Высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточиться, невзирая на внешние помехи и умение настроиться на восприятие информации; Готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих; Стремление к лидерству, которое, как правило, проявляется у дошкольников в игровой деятельности; Склонность к соревновательной музыкальной деятельности, которая проявляется, как правило, в исполнительской музыкальной деятельности: пении, исполнении мелодий на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, восприятии музыки, узнавании мелодии.

Слайд 6

Основные методы выявления одаренности детей Наблюдение за деятельностью детей Тестирование

Слайд 7

Развитие звуковысотного слуха Игры: «Кого встретил колобок» «Помоги Маше» «Кто спрятался за деревом» «Три поросенка» «Лесенка»

Слайд 13

Кто спрятался за деревом

Слайд 17

Развитие ладового слуха Игры: «Солнышко и тучка» «Город настроения» Пиктограммы «Настроение в музыке»

Слайд 18

Город разного настроения

Слайд 19

«Солнышко и тучка»

Слайд 20

Пиктограммы «Настроение в музыке»

Слайд 21

Развитие метроритмического слуха Игры: «Гусеница» «Хлопай-топай» «Ритмические цепочки»

Слайд 22

«Гусеница»

Слайд 23

«Хлопай-топай»

Слайд 24

Ритмические цепочки

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»

Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...

Доклад: «Выявление музыкально - одаренных детей"

   Потребность общества в многочисленных одарённых личностях очевидна. Они являются гарантом сохранения России в числе ведущих стран мира, завоёвывая фундаментальные позиции в культур...

К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры

К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры The question of the development of creative abilitie...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на муз. занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры

Применение музыкально-дидактической игры в различных сферах деятельности формирует у детей легкость в восприятии учебного материала...

Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"

А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сн...

Мониторинг музыкальных способностей с помощью музыкально-дидактических интерактивных игр средний старший возраст

Мониторинг музыкальных способностей позволяет оптимизировать работу муз.руководителя. Позволяет быстрее выявить музыкальные способности ребенка....